У истоков ТТ, или "Американский типоразмер"

Человеком, который изобрёл типоразмер ТТ, был американец Холл Джойс. Обладая багажом знаний, приобретенных за годы работы в автомобильной промышленности, Холл Джойс мечтал использовать точность и скорость, характерные для промышленных технологий тех лет, в производстве железнодорожных моделей. У него возник замысел изготовления моделей поездов столь малых размеров, что они поместились бы в рюкзаке туриста.

Реальная разработка ТТ началась в 1941 году, но была прервана из-за начала Второй Мировой войны и отложена до её окончания. Холл выбрал масштаб 1/10 дюйма на фут – так появилось хорошо знакомое нам соотношение 1:120. Получившая колея (12 мм) была всего на 1/32 дюйма меньше полдюймовой ширины.

Джойс аргументировал, что существует рынок для поездов меньшего размера, чем НО, и его локомотивы с размером 1/10 дюйма способны использовать меньший размер имеющихся тогда в наличии двигателей НО.

В 1945 году м-р Джойс основал компанию H.P.Products Co (Harold Precision Products Co), а на следующий год, в октябрьском выпуске журнала “Model Railroader”, появилась первая реклама первых ТТ-моделей поездов. Они были не только спроектированы и изготовлены Холлом Джойсом, основателем компании, но и доставлены им в разные уголки земного шара. К началу 50-х H.P.Products выпускала уже более 20 различных моделей, доступных для любителей либо в виде «кита» для самостоятельной сборки, либо в виде готовых моделей. Номенклатура производимых моделей американских локомотивов была довольно широкой: от маневрового паровоза 0-6-0 (более привычная для нас осевая формула имеет вид 0-3-0) до сочленённого паровоза «Биг Бой» 2-8-8-2 (1-4-4-1) и двухсекционного тепловоза EMD E7.

В США ТТ был назван «Американским размером», поскольку он, в отличие от НО, не раздражал патриотичных американцев своим «иностранным происхождением», и (изначально) в нем не было деталей, родственных НО. Это привлекало многих американских модельщиков. При этом цены за ТТ приближались к ценам, привычным для НО.

Чтобы отдать должное истории, нужно отметить, что типоразмер ТТ стал возможным благодаря появлению электромоторов меньших размеров, которые были разработаны в рамках военной программы. Правительство США в 1940-е гг. финансировало большое количество разработок миниатюрных двигателей для 12 В и 24 В постоянного тока (это обычное напряжение систем министерства обороны на самолетах, кораблях и танках/боевых машинах). Это позволило Холлу использовать для своих первых модельных локомотивов очень маленький трехполюсный двигатель типа Pittman с открытым корпусом.

H.P.Products была первой в типоразмере ТТ, но не последней. Сам Холл Джойс активно вдохновлял других производителей на изготовление ТТ-продукции для усиления привлекательности масштаба и ширины колеи. То, что сейчас интерес к этому типоразмеру существует во всем мире, является заслугой Холла, приложившего к этому немало усилий.

В начале 1950-х гг. многие другие производители присоеденились к выпуску вагонов под ТТ. В США этот список включает такие имена, как Кемптрон, Линдсей, Ганди Дансер, Стар-Лайн, Джуел и Крафтсман. Путевой маетерал в типоразмере ТТ выпускался американскими компаниями Атлас, Джем и H.P.Products. Множество других компаний выпускали конструкции, железнодороржное полотно и комплектующие. Отдел по связям с общественностью фирмы Baltimore & Ohio Railroad (Ж.д. Балтимор – Огайо) выпустил даже портативный макет шириной TT, о чём сообщал сентябрьский номер журнала “Popular Science Magazine” за 1954 год.

В 1960 году, Арнольд Рапидо (Германия) и Лоун Стар (Великобритания), представили еще меньший размер. Первоначально названный “OOO-Gauge”, этот малый размер стал называться N, и стал очень популярен, узурпировав былую претензию ТТ на самый маленький размер. По мере роста популярности типоразмера N, ТТ терял свою популярность, и американские производители свернули свои программы в ТТ. Следует отметить, что типоразмер N обладал одним очень важным качеством, которого недоставало у ТТ: он существенно отличался от привычного НО (раздражавшего, как мы помним, многих американцев) – отсюда, соответственно, большая разница во внешнем виде моделей. Что касается вагонов в ТТ, то по своим размерам они внешне слишком напоминали модели узкоколейных ж.д. в типоразмере НОе. Так, некоторые производители, закончив выпуск ТТ, вернулись к НО и НОе, и после этого многие модели в НОе имели вид, знакомый любителям ТТ.

Линия H.P.Products была продана в 1969 году. Однако, к середине 1950-х гг. ТТ успел утвердить свою популярность в Европе, но это – другая глава ТТ-истории.

По материалам статей: Jim O'Brien, H.Carstens, R. O'Connor (http://www.ttscale.com)

Перевод с английского М.Хоревой в редакции И.Сергеева.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100