«РИЦ» - спальные вагоны СЖД для «Восточного экспресса»

Спальный вагон РИЦ - экспонат Новосибирского ж.д. музея.

Спальный вагон РИЦ - экспонат Новосибирского ж.д. музея.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан 31 октября 2006 г.

Фото: TT-Kurier

Фото: TT-Kurier

Фото: TT-Kurier

СПАЛЬНЫЕ ВАГОНЫ

Работая не одно десятилетие подряд, вагоностроительные заводы поставили железным дорогам многие тысячи пассажирских вагонов дальнего следования. Эти вагоны входили в состав и тех поездов, которые курсировали от Москвы или Ленинграда до Берлина, и были свидетелями огневой мощи советских вооружённых сил, расположенных на территории ГДР.

Вагоны, о которых пойдёт речь, Советским железным дорогам поставляло народное предприятие Waggonbau Gorlitz Schlafwagen (Вагоностроительное предприятие по производству спальных вагонов Гёрлитц). Такие вагоны в составе различных поездов дальнего следования, связывали беспересадочным движением важнейшие центры Западной Европы с городами Советского Союза. Обращаясь по международной европейской железнодорожной сети, эти вагоны соответствовали соглашению RIC. (Соглашение RIC – это договорённость о взаимном использовании пассажирских вагонов в международном сообщении).

Многочисленные транзитные маршруты, сеть которых сформировалась в 1960-е гг., охватывали почти все европейские столицы - Париж, Брюссель, Рим, Берн, Осло, Стокгольм, Вену и Коппенгаген. Сегодня от этой сети, когда-то сплетённой маршрутами спальных вагонов, почти что ничего не осталось.

Маршрут спального вагона Москва – Копенгаген (через Варнемюнде - Гедзер), который был организован летом 1964 г., вызвал у меня, как у разработчика модельной темы «Пассажирское движение в Варнемюнде», вполне естественный интерес. Но, к сожалению, модели спального вагона СЖД не существовало. Однако эти вагоны во многом походил на вагоны дальнего следования, модель которых промышленно производится. (Речь о цельнометаллических пассажирских вагонах - ЦМВ фирмы «ТТ-Модель»). Таким образом, у меня возникла идея из отдельных частей готовых моделей пассажирских вагонов, которые имеются в продаже, построить модель спального вагона для моего «Балтийского экспресса» в том самом виде, в каком он и курсировал много лет в составе этого поезда.

КОНВЕРСИЯ

От модели вагона дальнего следования (ЦМВ) я отделил крышу и нижнюю часть с поворотными тележками. Внутреннее оборудование далее не использовалось, - оно отправилось в ящик, где мастер-моделист хранит разные мелочи. После этого боковые стенки вагона были отделены точно по краям, и тут окна выпали (в моей модели окна выпали сами собой, и я снова зафиксировал их каплей клея уже потом, после обработки боковых стенок).

Боковые стенки были обработаны, как показано на рисунке, чтобы приспособить их к габаритам вагона Y. (Речь о наиболее распространённой и известной в среде российских ТТ-любителей модели 4-осного пассажирского вагона производства Zeuke-BTTB-Tillig).Для этого прежде всего потребовалось срезать острым ножом тонкие (примерно 1,5 мм) полоски с верхних кромок боковых стенок, по всей их длине. Корпус вагона легко поддаётся обработке. Уже после нескольких осторожных надрезов можно отделять друг от друга куски пластика. Далее нужно вырезать вертикальный фрагмент стенки, начиная от поручня, шириной 5 мм. Однако на противоположной боковой стенке это оказывается не столь простым делом из-за другого расположения окон. Здесь придётся заштукатурить остаток одного из узких окон, по середине которого пришёлся разрез. Теперь нужные детали снова склеиваются, и боковые стены почти готовы. Пора вклеивать окна, снабдив их занавесками из бумажной ленты.

От верхней части вагона Y используются только крыша и торцевые стенки. Прежде всего нужно отделить боковые стенки ниже канта крыши и, соответственно, справа и слева от дверей. Теперь можно вклеивать новые боковые стенки. Двери нужно было подготнять соответственно новым торцевым стенкам. Для этого я боковую стену на стороне склейки слегка прогибаю внутрь, и таким образом подклеиваю к торцевой стенке. Переходные суфле вагона дальнего следования (ЦМВ) также использовались и приклеивались на соответствующих местах. Кроме того, от вагона ЦМВ использовались нижняя часть и поворотные тележки, вследствие чего удалось сохранить зафиксированные на раме (как и у прототипа) буфера и динамическую сцепку при отличных ходовых качествах. Разумеется, пришлось несколько подогнать подножки и, к тому же, вырезать полосу шириной около 5 мм из центральной части основания вагона, чтобы его длина соответствовала длине боковых стен.

Остаётся окрасить торцевые стенки вагона так, чтобы они подходили к боковым по цвету. При желании можно перекрасить и крышу. Кроме того, я выкрасил в жёлтый цвет поручни и разместил на боковых стенках указатели маршрута движения поезда. К сожалению, полного комплекта надписей для этого вагона у меня нет. На даже если готовая модель удовлетворит (я уверен) не каждого эксперта, мой спальный вагон RIC СЖД, во всяком случае, обогатил мой вагонный парк. По крайней мере – до тех пор, пока мы не увидим его в серийном производстве.

(Авторский перевод: И.Сергеев, Л.Запекина)

Модели-конверсии вагона РИЦ СЖД, выполненной россисйким моделистом Романом Мишиным, посвящена страница рубрики "Модели" (ссылка здесь).

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100