Разновидности: круглые или прямоугольные загрузочные люки; цвет (коричневый, зеленый); принадлежность; надписи (зерно, минеральные удобрения); эпоха; номера Эпоха: IV-V Принадлежность: СЖД, РЖД, "Еврохим" (зеленый) Фирма-производитель: ТТ-модель Год начала производства: 2007 (круглые люки), 2011 (прямоугольные люки) Год окончания производства: производится до настоящего времени. Артикул: 304х, 305х, 306х Описание моделиМодель вагона-хоппера для перевозки зерна была заявлена фирмой ТТ-Модель на выставке в ЦМЖТ в Петербурге в 2005 г. как мастер-модель без тележек и надписей. В 2007 г. модель появилась в готовом виде как подготовленная к микросерийному выпуску (5-10 экз.). Основной материал - двухкомпонентная полиэфирная композиция. На модели много накладных металлических деталей (маховики, лестница, поручни, трубки и т.д.). Использованы тележки типа ЦНИИ-Х3О от "Пересвета". По большинству признаков (масштабные размеры, детали корпуса, грузоподъёмность и дата изготовления, указанные на корпусе модели) прототип модели может быть определён как зерновой хоппер типа 19-752. Однако крыша с круглыми (а не прямоугольными) загрузочными люками принадлежит более раннему зерновому хопперу типа 11-739. На рубеже 2007-2008 гг. появился новый выпуск модели с номерами и обозначениями V эпохи (РЖД), в том числе - несколько вагонов с надписью "Минеральные удобрения". В 2008 г. были выпущены две партии моделех хопперов ("Зерно" и "Минеральные удобрения") конца IV эпохи (эмблема СЖД и 8-значные номера). Таким образом, существуют следующие разновидности модели коричневого цвета: РЖД, зерно - арт.3040; СЖД, зерно - арт.3041; РЖД, мин.удобрения - арт. 3042; СЖД, мин. удобрения - арт. 3043. В начале 2010 г. появилась первя партия моделей зелёного цвета ("Еврохим", V эпоха, минеральные удобрения) - арт. 3050. Эта разновидность отличается большим количеством надписей. В 2011 г. появились два варианта модели с новой крышей, отличающейся прямоугольными загрузочными люками - таким образом, реализован прототип вагона 19-752. Крыша выполнена из эпоксидной смолы, имеются непроливы на имитации решетки технастила и заметная кривизна. Обе новых модели принадлежат V эпохе: коричневый "Зерно" - арт. 3060 и зеленый "Еврохим" - арт. 3061. Будучи малосерийной и относительно труднодоступной, модель хоппера от "ТТ-Модель" не часто становится предметом конверсии. Тем не менее, известна окрасочная конверсия, выполненная петербургским моделистом Кириллом Виноградовым (прототип - выставочный образец вагона-хоппера, экспонировавшийся на ЭКСПО-1520 в Щербинке и т.п.). Помио окраски и надписей, добавлены некоторые травлёные детали. Независимо от фирмы "ТТ-Модель" Дмитрий Попов, моделист из города Сарова Нижегородской области (впоследствии - один из основателей фирмы "ТТ-ТТ") самостоятельно изготовил модель аналогичного хоппера. Статьи: - С.Попов. Обзор: модели вагонов-хопперов в ТТ (1:120). (Блог http://justindn.com). Описание прототипаПервый в СССР серийный вагон-хоппер для зерна (мод. 11-739) грузоподъёмностью 65 тонн строился с 1976 по 1982 гг. До этого зерно перевозили в специально обороудованных крытых вагонах (несколько упрощённую модель такого вагона производит "Пересвет", мод. 3521). С учётом этого обстоятельства хоппер-зерновоз был спроектирован одинаковой длины с крытыми вагонами и с аналогичными расположением люков на крыше, что позволило избежать переоборудования погрузочно-разгрузочных устройств. Хопперы эфективно работали вместе с крытыми вагонами при перевозке зерна. При этом они показали огромные преимущества перед перевозкой зерна в крытых вагонах: в крытых вагонах остатки зерна приходилось выгребать вручную, что требовало много времени и затрат ручного труда. В начале 1980-х гг. вагон был модернизирован: крыша для большего удобства обслуживания люков была сделана вместо круглой трапециевидной и оборудована посредине настилом для прохода. С 1981 г. было организовано производство нового типа зернового хоппера (19-752), на котором был устранён ряд недостатков. Для облегчения загрузки зерна загрузочные люки вместо круглых маленького диаметра были заменены прямоугольными люками большого размера. Грузоподъёмность возросла до 70 т. Сегодня часть хопперов этой конструкции используется для перевозки минеральных удобрений (ввиду дефицита специализированных хопперов для МУ).
|