Тепловоз Ээл2

Кадр 1. Модель тепловоза Ээл2 на выставке в ЦМЖТ, Петербург.

Кадр 1. Модель тепловоза Ээл2 на выставке в ЦМЖТ, Петербург.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан в марте 2005 г.

Кадр 2. Тепловоз Ээл2.

Кадр 2. Тепловоз Ээл2.

Рисунок из книги В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1855-1955"

Эпоха: II

Принадлежность: СЖД

Фирма-производитель: А.Мурашов

Описание модели

Модель тепловоза Ээл2 выполнена наро-форминским моделистом А.Мурашовым и систематически экспонируется на любительских выставках в Санкт-Петербурге и в Москве. Модель ходовая, изготовлена вручную из различных материалов.

Описание прототипа

Тепловоз типа 1-5о-1, первоначально обозначенный как Юэ001, строился по проекту и под руководством советского инженера Ю.В. Ломоносова в Германии (завод Эсслинген) с августа 1923 г. по июнь 1924 г. Конструктивной особенностью тепловоза было наличие специального 4-осного тендера-холодильника, позволявшего эксплуатировать его при любых температурных условиях.

В июне – ноябре 1924 г. тепловоз прошёл заводские испытания, показавшие, что он обладает к.п.д. в 2 – 3,5 раза большим, чем паровоз (в зависимости от режима работы). 4 декабря того же года тепловоз на транспортных скатах направили в Двинск (Даугавпилс), где он был переставлен на собственные колёсные пары и совершил нескольео обкаточных поездок. 20 января 1925 г. тепловоз сделал первый рабочий рейс, проведя поезд массой 980 т от Себежа до Великих Лук, а 23 января прибыл в Москву. Тепловоз работал надёжно, с к.п.д. 23-26%. На скорости 16-17 км/ч он создавал усилие тяги около 15 000 кгс.

В конце 1920-х гг. тепловоз подвергся ряду переделок, из которых наиболее существенной стала установка нового собственного холодильника, что позволило отказаться от тендера. После переделки тепловоз имел общую массу 125 т, сцепную массу 92 т и длингу по буферам 14221 мм. В этот же период тепловоз получил новое обозначение Ээл2. До начала 30-х гг. он успешно работал с грузовыми поездами на участке Люблино – Курск, а в 1931 г. был отправлен в депо Ашхабад.

Несмотря на ряд конструктивных недостатков, тепловоз Ээл2 являлся экономичным и довольно надёжным локомотивом. Он пережил войну и был исключён из инвентаря в 1954 г. К сожалению, до наших дней этот уникальный памятник российской и мировой технической мысли не сохранился.

Фотогалерея
Кадр 3. Модель.

Кадр 3. Модель.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан 23 марта 2007 г.

Кадр 4. Модель на выставке в ЦМЖТ, Петербург (задняя сторона модели).

Кадр 4. Модель на выставке в ЦМЖТ, Петербург (задняя сторона модели).

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан 23 марта 2007 г.

Кадр 5. Модель.

Кадр 5. Модель.

Фото: НИКО

Кадр 6. Модели А.Мурашова: тепловоз Ээл2 и 4-осный вагон-ледник на макете фирмы НИКО.

Кадр 6. Модели А.Мурашова: тепловоз Ээл2 и 4-осный вагон-ледник на макете фирмы НИКО.

Фото: НИКО

Кадр 7. Те же модели.

Кадр 7. Те же модели.

Фото: И.Хилько

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100