Тепловоз Ээл13

Кадр 1. Модель тепловоза Ээл13 на выставке в ЦМЖТ, Петербург.

Кадр 1. Модель тепловоза Ээл13 на выставке в ЦМЖТ, Петербург.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан в марте 2005 г.

Кадр 2. Серийный тепловоз Ээл.

Кадр 2. Серийный тепловоз Ээл.

Рисунок из книги В.А. Ракова "Локомотивы отечественных железных дорог 1855-1955"

Эпоха: II

Принадлежность: СЖД

Фирма-производитель: Алексей Мурашов

Описание модели

Модель тепловоза Ээл13 выполнена наро-форминским моделистом А.Мурашовым и систематически экспонируется на любительских выставках в Санкт-Петербурге и в Москве. Модель ходовая, изготовлена вручную из различных материалов.

Описание прототипа

Ээл - первый в мире серийный тепловоз.

В 1934 г Коломенский машиностроительный завод совместно с заводами «Динамо» и ХЭМЗ по проекту Б.С.Позднякова начал строить серийные тепловозы Ээл (начиная с номера 12 и далее, до номера 55, выпущенного уже в 1941 г.). Конструкция тепловоза была дальнейшим развитием идей, реализованных в тепловозе Ээл2, построенном десятилетие назад Ю.В. Ломоносовым и развитых в двух последующих локомотивах отечественной постройки с электрической передачей – Ээл5 и Ээл9.

Серийные тепловозы Ээл имели осевую формулу 2-5-1, дизель с мощностью 1050 л.с., общую массу 138 т, сцепную массу – 98 т. Они развивали скорость до 55 км/ч. На тепловозах устанавливались дизели постройки коломенского завода, однотипные с дизелями немецкой фирмы MAN.

После предварительных испытаний и опытных поездок эти тепловозы направлялись в депо Ашхабад, где было решено создать тепловозное депо. В первые годы работы, однако, тепловозы работали неудовлетворительно из-за отсутствия ремонтной базы, нехватки запчастей, недостаточной подготовки кадров. Этот момент (наряду с личным пристрастием к паровым локомотивам наркома Л.М. Кагановича) послужил причиной тому, что в 1937 г. постройка тепловозов была прекращена после выпуска машины Ээл37 (однако до 1941 г. Коломенский завод продолжал строить подобные машины уже как передвижные электростанции). Всего было построено 46 серийных тепловозов Ээл. С 1934 по 1937 г. построено 26 тепловозов для депо Ашхабад. С 1937 по 1941 г. построено 18 тепловозов в качестве передвижных электростанций для ПМС.

Во второй половине 1938 г. в Ашхабаде было введено в эксплуатацию новое тепловозное депо, к этому же времени были подготовлены квалифицированные кадры тепловозников. Это позволило значительно повысить качество работы тепловозов и обеспечить значительную экономию (денежные затраты при работе на тепловозах были на 30-50% ниже, чем при работе на паровозах, а расход условного топлива – в 5-6 раз меньше!)

Успешно проработав всю войну (в т.ч. совершая и дальние выезды, иногда и в прифронтовые зоны), тепловозы были исключены из парка в 60-е гг. До слёз обидно, что из уникальной серия, не имеющей мировых аналогов по своей конструкции, не сохранилось ни одной машины.

Фотогалерея
Кадр 3. Модель на выставке в Политехническом музее, Москва.

Кадр 3. Модель на выставке в Политехническом музее, Москва.

Фото: А.Щедров

Снимок сделан 15 октября 2006 г.

Кадр 4. Модель на выставке в ЦМЖТ, Петербург.

Кадр 4. Модель на выставке в ЦМЖТ, Петербург.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан 23 марта 2007 г.

Кадр 5. Модель.

Кадр 5. Модель.

Фото: НИКО

Кадр 6. Модель.

Кадр 6. Модель.

Фото: НИКО

Кадр 7. Модель на макете фирмы НИКО.

Кадр 7. Модель на макете фирмы НИКО.

Фото: НИКО

Кадр 8. Модели А.Мурашова: тепловоз Ээл13 и 4-осная платформа с деревянными бортами.

Кадр 8. Модели А.Мурашова: тепловоз Ээл13 и 4-осная платформа с деревянными бортами.

Фото: И.Хилько

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100