Кадр 1. Модель тепловоза Ээл13 на выставке в ЦМЖТ, Петербург.
Фото: И.Сергеев
|
Кадр 2. Серийный тепловоз Ээл.
|
|
|
Эпоха: II Принадлежность: СЖД Фирма-производитель: Алексей Мурашов Описание моделиМодель тепловоза Ээл13 выполнена наро-форминским моделистом А.Мурашовым и систематически экспонируется на любительских выставках в Санкт-Петербурге и в Москве. Модель ходовая, изготовлена вручную из различных материалов. Описание прототипаЭэл - первый в мире серийный тепловоз. В 1934 г Коломенский машиностроительный завод совместно с заводами «Динамо» и ХЭМЗ по проекту Б.С.Позднякова начал строить серийные тепловозы Ээл (начиная с номера 12 и далее, до номера 55, выпущенного уже в 1941 г.). Конструкция тепловоза была дальнейшим развитием идей, реализованных в тепловозе Ээл2, построенном десятилетие назад Ю.В. Ломоносовым и развитых в двух последующих локомотивах отечественной постройки с электрической передачей – Ээл5 и Ээл9. Серийные тепловозы Ээл имели осевую формулу 2-5-1, дизель с мощностью 1050 л.с., общую массу 138 т, сцепную массу – 98 т. Они развивали скорость до 55 км/ч. На тепловозах устанавливались дизели постройки коломенского завода, однотипные с дизелями немецкой фирмы MAN. После предварительных испытаний и опытных поездок эти тепловозы направлялись в депо Ашхабад, где было решено создать тепловозное депо. В первые годы работы, однако, тепловозы работали неудовлетворительно из-за отсутствия ремонтной базы, нехватки запчастей, недостаточной подготовки кадров. Этот момент (наряду с личным пристрастием к паровым локомотивам наркома Л.М. Кагановича) послужил причиной тому, что в 1937 г. постройка тепловозов была прекращена после выпуска машины Ээл37 (однако до 1941 г. Коломенский завод продолжал строить подобные машины уже как передвижные электростанции). Всего было построено 46 серийных тепловозов Ээл. С 1934 по 1937 г. построено 26 тепловозов для депо Ашхабад. С 1937 по 1941 г. построено 18 тепловозов в качестве передвижных электростанций для ПМС. Во второй половине 1938 г. в Ашхабаде было введено в эксплуатацию новое тепловозное депо, к этому же времени были подготовлены квалифицированные кадры тепловозников. Это позволило значительно повысить качество работы тепловозов и обеспечить значительную экономию (денежные затраты при работе на тепловозах были на 30-50% ниже, чем при работе на паровозах, а расход условного топлива – в 5-6 раз меньше!) Успешно проработав всю войну (в т.ч. совершая и дальние выезды, иногда и в прифронтовые зоны), тепловозы были исключены из парка в 60-е гг. До слёз обидно, что из уникальной серия, не имеющей мировых аналогов по своей конструкции, не сохранилось ни одной машины.
|