Паровоз серии ТТ

Кадр 1. Модель паровоза ТТ (конверсия, выполненная И.Сергеевым).

Кадр 1. Модель паровоза ТТ (конверсия, выполненная И.Сергеевым).

Фото: И.Сергеев

Кадр 2. Паровоз ТТ-1170

Кадр 2. Паровоз ТТ-1170

Фото: И.Тимофеев

Снимок сделан в 2009 г.

Эпоха: III

Принадлежность: СЖД

Фирма-производитель: JaTT - Jago Modellbau (конверсия)

Артикул: 191 01 (JaTT)

Год начала производства: (1997?)

Год окончания производства: (2000?)

Описание модели

Модель паровоза немецкой серии 91 (ранее Т9(3)) одной из первых появилась в производственной программе фирмы JaТТ во второй половине 1990-х гг. В начале 2000-х гг., после того как фирма JaТТ прекратила своё существование, модель попала в каталог фирмы Tillig, но её производство Тиллигом так и не было возобновлено. Впоследствии модель продавалась под маркой Jago. Из-за малого тиража и непродолжительного периода производства эта модель, к сожалению, является большой редкостью. Корпус и шасси модели выполнены из металла. Действующее освещение не предусмотрено. Полная конверсия модели паровоза 91 в паровоз ТТ СЖД предполагает, кроме изменения надписей, удаление колокола, установку турбогенератора советского образца, замену верхних прожекторов на более крупные, а также (что крайне затруднительно) – замену фронтонного листа дымовой коробки (ср. фото модели и прототипа). На этой странице представлены фотографии частичной конверсии, выполненной петербургским моделистом Игорем Сергеевым. Что касается полной конверсии, то как нам известно, она пока ещё не была проведена никем из моделистов.

(Существует и другая модель паровоза немецкой серии 91, выпускавшаяся фирмой Pmt, соответствующая прототипу паровоза Т4 Мекленбургских железных дорог. Он был построен в 1097- 1922 годах, в количестве пятидесяти штук, получил на DRG серию BR91.19 и нумерацию c 1901 по 1950. Однако эта конструктивная разновидность BR91, по всей вероятности, никогда не использовалась на советских ж.д.).

Описание прототипа

Танк-паровозы серии ТТ, получившие на немецких железных дорогах DRG серию 91, а ещё ранее – Прусскую серию Т9(3) и Вюртенбергскую Т9, строились с 1900 года. В период с 1900-го по 1914-й год для Прусских железных дорог было построено 2054 паровоза (по другим данным 2055). Паровозы данного типа строились по всей Германии, на 12ти паровозостроительных заводах. 133 паровоза были заказаны государственными дорогами Эльзаса и Лотарингии. Для и Вюртенбергских железных дорог было построено 10 таких паровозов, так же некоторое количество паровозов (минимум 13) данного типа были произведены для небольших частных железных дорог: 3 паровоза для HBE , 2 для NbE. После Первой Мировой Войны примерно четверть паровозов данного типа была отчуждена в качестве контрибуции как на востоке - Восточная Пруссия так и на западе - SAAR и Франция. После первой мировой воины и объединении немецких «земельных железных дорог» под эгидой DRG На DRG поступили 1505 паровозов данной серии. Прусские паровозы T9(3) получили обозначения BR91.3 - BR91.18 номера с 303 по 1805 с пробелами, а Вюртенбергские BR91.20 номера с 2001 по 2010. В 1935-м году по возвращении SAAR-а в состав Германии вернулись и 30 паровозов серии Т9(3) получившие номера с 1806 по 1836. Локомотивы данной серии продолжали работать на железных дорогах Германии и после Второй Мировой Войны. Массово списываться они начали во второй половине 1950-х годов. На DB последний локомотив данной серии был оставлен до работы в 1965-м году, на DR четыре паровоза серии BR91.3 - BR91.18 « докатились» до 4-й эпохи, тем не менее и они были отставлены от работы до конца 1971 года.

После Второй мировой войны часть паровозов данной серии поступила в СССР как трофеи и по репарациям, другая часть – ещё в 1939-40 гг. в результате присоединения Западной Белоруссии и Западной Украины (где они имели серию Тки3). Советская серия серии ТТ расшифровывается как «Трофейный, аналогичный серии Т» (в России обозначение «Т» с разными индексами объединяло несколько разновидностей товарных паровозов с колёсной формулой 0-3-0 дореволюционной постройки). На железных дорогах Советского Союза эти паровозы использовались на маневровой работе и на подъездных путях промышленных предприятий. Осевая формула паровоза 1-3-0. Конструкционная скорость – 65 км/ч. Запас угля 2,8 т, воды – 7 куб.м.

В настоящее время паровоз ТТ-1770, восстановленный к 2009 г. – уникальный экспонат музея на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. Паровоз ждал своего восстановления в Шушарах 16 лет и был отреставрирован в цехе дорожного экспериментального завода в г. Ржев. Паровоз был построен на заводе Юнга в Германии в 1913 г.

Фотогалерея
Кадр 3. Та же модель, что и в кадре 1.

Кадр 3. Та же модель, что и в кадре 1.

Фото: И.Сергеев

Кадр 4. Та же модель.

Кадр 4. Та же модель.

Фото: И.Сергеев

Кадр 5. Исходная модель от JaTT (Jago).

Кадр 5. Исходная модель от JaTT (Jago).

Фото: Д.Мамин

Кадр 6. Та же модель, что и на фото 5, на макете в Раменском (с платформой из набора пр-ва

Кадр 6. Та же модель, что и на фото 5, на макете в Раменском (с платформой из набора пр-ва "Пересвет").

Фото: А. Андреев

Кадр 7. Паровоз ТТ-1334. Валга, Эстонская ССР.

Кадр 7. Паровоз ТТ-1334. Валга, Эстонская ССР.

Фото: Из колл. М.Хельме

1950-е

Кадр 8. Паровоз ТТ-1388, ТЧ Лихоборы, 2 августа 1957 г.

Кадр 8. Паровоз ТТ-1388, ТЧ Лихоборы, 2 августа 1957 г.

Снимок из австрийской книги Lokomotiv-Schicksale 1938-1955.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100