Паровоз ТЭ

Кадр 1. Модель паровоза ТЭ-8026.

Кадр 1. Модель паровоза ТЭ-8026.

Фото: М.Блюм

Кадр 2. Паровоз ТЭ-5415 в Московском музее

Кадр 2. Паровоз ТЭ-5415 в Московском музее

Фото: А.Щедров

Разновидности: ТЭ с дымоотбойниками и световым фонарём (ТЭ-8026 Бел.ж.д.), ТЭ без дымоотбойника и светового фонаря (ТЭ-5248 Окт.ж.д.)

Эпоха: III

Принадлежность: СЖД

Фирма-производитель: ModellDepo - Tillig

Год начала производства: 2004

Год окончания производства: по настоящее время

Описание модели

Модель паровоза ТЭ-8026 Белорусской ж.д. заявлена фирмой Modelldepo как мелкосерийная промышленная конверсия модели паровоза серии 52 с ванным тендером от Tillig (арт. 02270). Корпус паровоза выполнен пластмассовым, корпус тендера металлическим. Мотор находится в тендере и имеет привод на все четыре оси, одна из которых для лучшего сцепления имеет прорезиненные колёса. Токосъём с первой и последней ведущих колёсных пар паровоза и со всех колёсных пар тендера. Освещение переключается по ходу движения поезда. Возможна установка цифрового декодера.

Ограниченной серией фирма Tillig в кооперации с другой немецкой фирмой РМТ выпустила модификацию паровоза ТЭ с жесткорамным тендером (арт. 02279). Таким образом, моделисты получают возможность разнообразить свой парк трофейных «52-х».

Описание прототипа

Серия ТЭ в 1952 г. присвоена МПС СССР трофейным паровозам серии 52, строившимся на европейских заводах для фронтовых перевозок фашистской Германии с сентября 1942 г. В период с 1942 по 1944 г. в Германии и на оккупированных землях было построено 6244 паровоза серии 52. Из них более двух тысяч было захвачено в качестве трофеев и получено по репарациям на ж.д. СССР.

Паровозы серии 52 называли «военными паровозами», что связано не только с периодом изготовления, но и с рядом конструктивных особенностей. Среди них важнейшие: закрытая со всех сторон будка машиниста, ограниченное использование цветных металлов, сокращённая более чем в полтора раза номенклатура деталей. Паровозы имели колёсную формулу 1-5-0, были укомплектованы четырёхосными тендерами (в подавляющем большинстве использовались тендеры ванного типа, однако на сети СЖД работали трофейные паровозы этой серии и с тендерами прямоугольной формы и жёсткой укороченной базой, а также тендерами по типу тендеров паровозов серии 50 - "мирного" прообраза 52й серии). Паровозы серии отличалась большой надёжностью и хорошей мощностью, эквивалентной отечественным паровозам серии Э; отсюда и советское название – ТЭ: «трофейный, по мощности равен серии Э».

По данным А.А. Васильева, в послевоенном СССР эксплуатировалось 2053 паровоза бывшей 52-й серии – больше, чем в любой другой отдельно взятой стране Европы. Паровозы серии ТЭ работали на Белорусской, Октябрьской, Прибалтийской, Львовской и других дорогах западной части СССР до середины 1970-х гг. После этого некоторые из списанных паровозов были отданы промышленным предприятиям, часть была отправлена на железные дороги стран социалистического содружества, однако немалая часть сохранялась на базах запаса до конца 1990-х – начала 2000-х гг., а затем была разделана в металлолом.

Сегодня паровозы ТЭ являются одними из самых распространеных экспонатов железнодорожных музеев. В России их можно встретить в Москве (ТЭ-5415 с ванным тендером), Санкт-Петербурге (ТЭ-6769 с жесткорамным тендером), Нижнем Новгороде (ТЭ-622 с тендером по типу тендеров паровоза немецкой серии 50), Ростове-на-Дону (ТЭ-322 с ванным тендером), Калининграде (ТЭ-4564 с жесткорамным тендером), Тольятти (ТЭ-4844 с жесткорамным тендером). В СНГ эти паровозы стоят в музеях Донецка (ТЭ-6115), Бреста (4 паровоза, среди них ТЭ-074 с ванным тендером, ТЭ-2596 с жесткорамным тендером, зеленый ТЭ-8026 с ванным тендером, а также один паровоз колеи 1435 мм), Риги (ТЭ-0036), Хаапсалу (ТЭ-3368), Ташкента.

Первый паровоз-памятник этой серии в России – ТЭ-3643 (Черняховск Калининградской ж.д.).

Фотогалерея
Кадр 3. Модель паровоза ТЭ-8026.

Кадр 3. Модель паровоза ТЭ-8026.

Фото: М.Блюм

Кадр 4. Та же модель.

Кадр 4. Та же модель.

Фото: М.Блюм

Кадр 5. Та же модель.

Кадр 5. Та же модель.

Фото: И.Сергеев

Кадр 6. Та же модель на макете И.Сергеева

Кадр 6. Та же модель на макете И.Сергеева

Фото: А.Щедров

Кадр 7. Та же модель.

Кадр 7. Та же модель.

Фото: М.Блюм

Кадр 8. Так же модель после доработки И.Сергеева.

Кадр 8. Так же модель после доработки И.Сергеева.

Фото: И.Сергеев

За 10 лет на модели облезла краска по углам металлической крышки тендера.

Кадр 9. Модель паровоза ТЭ-5248 на выставке

Кадр 9. Модель паровоза ТЭ-5248 на выставке "Красная стрела. 75 лет" в ЦМЖТ, Петербург.

Фото: И.Сергеев

Кадр 10. Паровоз ТЭ-5415 в Московском музее

Кадр 10. Паровоз ТЭ-5415 в Московском музее

Фото: А.Щедров

Снимок сделан в апреле 2005 г.

Кадр 11. Ванный тендер паровоза ТЭ-5415

Кадр 11. Ванный тендер паровоза ТЭ-5415

Фото: А.Щедров

Снимок сделан в апреле 2005 г.

Кадр 12. Паровоз ТЭ-322 в Ростовском ж.д. музее.

Кадр 12. Паровоз ТЭ-322 в Ростовском ж.д. музее.

Фото: И.Сергеев

Снимок сделан в августе 2007 г.

Кадр 13. Зеленый паровоз ТЭ-0036 в Рижском ж.д. музее, Латвия. Паровоз использовался в пассажирском движении.

Кадр 13. Зеленый паровоз ТЭ-0036 в Рижском ж.д. музее, Латвия. Паровоз использовался в пассажирском движении.

Фото с сайта "Паровоз ИС".

Кадр 14. Паровоз ТЭ-3368 в серой (

Кадр 14. Паровоз ТЭ-3368 в серой ("военной") окраске в ж.д. музее Хаапсалу, Эстония.

Фото: М.Баринов

Фото с сайта "Паровоз ИС". Снимок сделан в августе 2002 г.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100