Эпоха: III Принадлежность: СЖД Фирма-производитель: MMS Год начала производства: 2008 (малая серия) Артикул: 12-4580 Описание моделиВ 2008 г. впервые в истории ТТ-модельного производства зарубежная фирма представила на рынок модель паровоза Советских ж.д. Это оказался трофейный паровоз серии ТЭ приписки Льв. ж.д. с номером 3505. Использованы (без каких-либо переделок) ходовка паровоза и тендер ванного типа с приводом, а также будка машиниста, заимствованные от серийной модели паровоза немецкой серии 52 фирмы Tillig. На модели от MMS установленсовершенно новый котел, выполненный из металла о отличающийся наличием целого ряда деталей, характерных именно для трофейных паровозов Советских ж.д.: фронтон дымовой коробки с малым люком и красной звездой, ящик для пожарного рукава и др. На котле отсутствуют дымоотбойники. К сожалению, модель нельзя назвать слишком удачной. Во-первых, шасси имеет не характерный для СЖД чёрный цвет. Во-вторых, не все характерные для СЖД детали учтены в модели: так, отсутствует обязательный большой фонарь на фронтоне, а турбогенератор, хотя и установлен на традиционное для СЖД место перед самой будкой, но по форме представляет собой чисто немецкий образец. Главное же - котел выполнен с удивительной для немцев небрежностью: - трубки и другие детали на котле припаяны (или приклеены?) неаккуратно; - на некоторых моделях на наружной поверхности котла встречаются довольно большие раковины - дефекты отливки; - сам котел установлен криво - его передняя часть "задирается" в небо (хотя на фотографиях это не очень заметно). Описание прототипаСерия ТЭ в 1952 г. присвоена МПС СССР трофейным паровозам серии 52, строившимся на европейских заводах для фронтовых перевозок фашистской Германии с сентября 1942 г. В период с 1942 по 1944 г. в Германии и на оккупированных землях было построено 6244 паровоза серии 52. Из них более двух тысяч было захвачено в качестве трофеев и получено по репарациям на ж.д. СССР. Паровозы серии 52 называли «военными паровозами», что связано не только с периодом изготовления, но и с рядом конструктивных особенностей. Среди них важнейшие: закрытая со всех сторон будка машиниста, ограниченное использование цветных металлов, сокращённая более чем в полтора раза номенклатура деталей. Паровозы этой серии отличалась большой надёжностью и хорошей мощностью, эквивалентной отечественным паровозам серии Э; отсюда и советское название – ТЭ: «трофейный, по мощности равен серии Э». По данным А.А. Васильева, в послевоенном СССР эксплуатировалось 2053 паровоза бывшей 52-й серии – больше, чем в любой другой отдельно взятой стране Европы. Паровозы серии ТЭ работали на Белорусской, Октябрьской, Прибалтийской, Львовской и других дорогах западной части СССР до середины 1970-х гг. После этого некоторые из списанных паровозов были отданы промышленным предприятиям, часть была отправлена на железные дороги стран социалистического содружества, однако немалая часть сохранялась на базах запаса до конца 1990-х – начала 2000-х гг., а затем была разделана в металлолом. Конкретный прототип модели - паровоз ТЭ-3505 - был известен в СССР. Постренный в 1943 г. на заводе Краус Маффей, он поступил на Австрийские ж.д. В 1945 г. он оказался в Венгрии, где получил обозначение Венгерских ж.д. - 520.034. (Это позволило фирме MMS выпустить тот же паровоз в венгерсом варианте - арт. 12-4581). В апреле 1948 г. паровоз был по репарациям отправлен в Советский Союз. В 1992 г. он был приписан к ст. Рава Русская (Украина), после чего его судьба неизвестна. Сегодня паровозы ТЭ являются одними из самых распространеных экспонатов железнодорожных музеев. В России их можно встретить в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Калининграде, Тольятти. В СНГ эти паровозы стоят в музеях Донецка, Бреста (4 паровоза), Риги, Хаапсалу, Ташкента.
|