Кадр 1. Модель паровоза ТЭ-322 - конверсия модели от Tillig, выполненная А.Андреевым.
Фото: Александр Андреев.
|
Кадр 2. Паровоз ТЭ-322 в Ростовском ж.д. музее.
Фото: И.Сергеев
|
|
|
Разновидности: номера, деталировка Эпоха: III Принадлежность: СЖД Фирма-производитель: разные авторы Описание моделиМодель паровоза ТЭ-322 - конверсия, выполнанная Александром Андреевым (Москва) на базе модели паровоза 52 с ванным тендером от Tillig. В ходе дальнейшей доработки модели были использованы накладные детали, изготовленные С.Ермоленко: защитные кожухи, пожарный ящик, фронтонный лист с прожектором и уменьшенным люком и др. По аналогичной схеме были А.Андреевым создана модель паровоза ТЭ-5415 из Московского музея. В 2009 г. модель паровоза ТЭ как конверсия на базе модели паровоза 52 от Tillig выполнена Романом Мишиным (Москва). Несколько аналогичных конверсий выполнено другими моделистами. Другие варианты моделей паровоза ТЭ - конверсий на базе модели от Tillig: - зелёный паровоз ТЭ пассажирской службы; - паровоз ТЭ с тендером, переделанным на нефтяное отопление; - паровоз ТЭ с жесткорамным ("венским") тендером; - паровоз ТЭ с тендером от паровоза серии 50. Описание прототипаСерия ТЭ в 1952 г. присвоена МПС СССР трофейным паровозам серии 52, строившимся на европейских заводах для фронтовых перевозок фашистской Германии с сентября 1942 г. В период с 1942 по 1944 г. в Германии и на оккупированных землях было построено 6244 паровоза серии 52. Из них более двух тысяч было захвачено в качестве трофеев и получено по репарациям на ж.д. СССР. Паровозы серии 52 называли «военными паровозами», что связано не только с периодом изготовления, но и с рядом конструктивных особенностей. Среди них важнейшие: закрытая со всех сторон будка машиниста, ограниченное использование цветных металлов, сокращённая более чем в полтора раза номенклатура деталей. Паровозы имели колёсную формулу 1-5-0, были укомплектованы четырёхосными тендерами (в подавляющем большинстве использовались тендеры ванного типа, однако на сети СЖД работали трофейные паровозы этой серии и с тендерами прямоугольной формы и жёсткой укороченной базой, а также тендерами по типу тендеров паровозов серии 50 - "мирного" прообраза 52й серии). Паровозы серии отличалась большой надёжностью и хорошей мощностью, эквивалентной отечественным паровозам серии Э; отсюда и советское название – ТЭ: «трофейный, по мощности равен серии Э». По данным А.А. Васильева, в послевоенном СССР эксплуатировалось 2053 паровоза бывшей 52-й серии – больше, чем в любой другой отдельно взятой стране Европы. Паровозы серии ТЭ работали на Белорусской, Октябрьской, Прибалтийской, Львовской и других дорогах западной части СССР до середины 1970-х гг. После этого некоторые из списанных паровозов были отданы промышленным предприятиям, часть была отправлена на железные дороги стран социалистического содружества, однако немалая часть сохранялась на базах запаса до конца 1990-х – начала 2000-х гг., а затем была разделана в металлолом. Сегодня паровозы ТЭ являются одними из самых распространеных экспонатов железнодорожных музеев. В России их можно встретить в Москве (ТЭ-5415 с ванным тендером), Санкт-Петербурге (ТЭ-6769 с жесткорамным тендером), Нижнем Новгороде (ТЭ-622 с тендером по типу тендеров паровоза немецкой серии 50), Ростове-на-Дону (ТЭ-322 с ванным тендером), Калининграде (ТЭ-4564 с жесткорамным тендером), Тольятти (ТЭ-4844 с жесткорамным тендером). В СНГ эти паровозы стоят в музеях Донецка (ТЭ-6115), Бреста (4 паровоза, среди них ТЭ-074 с ванным тендером, ТЭ-2596 с жесткорамным тендером, зеленый ТЭ-8026 с ванным тендером, а также один паровоз колеи 1435 мм), Риги (зелёный ТЭ-0036), Хаапсалу (ТЭ-3368), Ташкента. Первый паровоз-памятник этой серии в России – ТЭ-3643 (Черняховск Калининградской ж.д.).
|