Разновидности: Эм735-28 Южн. ж.д.; Эм737-51 Окт. ж.д. Эпоха: III Принадлежность: СЖД Фирма-производитель: "Пересвет" в кооперации с фирмой "Jago" (Германия) Год начала производства: 2015 Год окончания производства: 2015 (малая серия) Артикул: 1110 Описание моделиМодель паровоза Эм - первая в истории российского ТТ серийная модель паровоза отечественной постройки - была завершена и впервые представлена покупателям на традиционной весенней выставке "Железнодорожная модель-2015" в ЦМЖТ, Санкт-Петербург. Модель выполнена в двух вариантах, отличающихся номерами, дорогой приписки и отдельными деталями тендера. Оба варианта имеют один артикул 1110. Ходовая часть модели - металлическая, выполнена по специальному заказу фирмой "Jago" (Германия). Корпус модели (паровоза и тендера) выполнен из пластика, с использованием отдельных деталей из травлёной латуни. Паровоз и тендер соединены обычной разъёмной сцепкой; электрическое подключение в тендере отсутствует. На паровозе предусмотрено освещение, встроенное в главный прожектор. Модель снабжена комплектом накладных деталей (фонари буферного бруса, турбогенератор, паровоздушный насос, параваны). Корпус смонтирован на ходовку с помощью двухстороннего скотча, таким образом, разборка модели не предусмотрена, хотя и возможна при наличии аккуратности и некоторой сноровки. (Для этого нужно воткнуть и повернуть шлицевую отвёртку между верхней полкой паровой машины и дном дымовой коробки и затем дождаться, когда двусторонний скотч отлипнет). Интересные факты Модель имеет довольно долгую предысторию. В середине 90-х гг. в Германии возникла новая ж.д. модельная фирма "JaTT", созданная Юргеном Ягожинским - большим энтузиастом промышленного моделизма в типоразмере ТТ. В производственной программе фирмы "JaTT" одна за другой появлялись новые модели локомотивов, а её основатель и директор проявил себя человеком, открытым к сотрудничеству и готовым к новым, подчас неожиданным проектам. Встреча Юргена Ягожинского и директора петербургской фирмы "Пересвет" Алексея Земскова завершилась договорённостью о создании совместной модели - советского паровоза, которая должна была стать первой серийной моделью отечественного паровоза в типоразмере ТТ. В центре внимания поначалу оказался самый эффектный из наших паровозов, неизменно вызывающий восхищение не только российских, но и зарубежных любителей - П36. Было решено осуществить кооперацию следующим образом: изготовление модели паровоза берёт на себя "JaTT", изготовление 6-осного тендера - "Пересвет". Этот замысел нашёл отражение в проекте "Русское ТТ", разработанном в 2000 г. ведущим сотрудником "Пересвета" Виктором Дёминым. К сожалению, судьба фирмы "JaTT" в начале 2000-х гг. сложилась непросто. Сама фирма в итоге была закрыта, а её производственную программу поглотил Тиллиг, который отнюдь не горел желанием наладить выпуск П36 в кооперации с "Пересветом". О проекте "Русский паровоз" пришлось на время забыть, пока неунывающий Ю.Ягожинский не создал новую ТТ-модельную фирму - "Jago". Вскоре в модельной линии этой новой фирмы появился паровоз немецкой серии 57 с колёсной формулой 0-5-0, что позволило "Пересвету" вернутся к проекту "Русский паровоз", но уже на основе иного прототипа. Путём небольших изменений (формы цилиндров, числа спиц и т.д.) ходовка модели 57-го паровоза могла быть приведена в полное соответствие с обликом ходовой части отечественных паровозов серии Э (с различными индексами). Ю.Ягожинский согласился выполнить заказ "Пересвета" на изготовление такой переделанной ходовой части малосерийным тиражом (100 экз). Остальную часть производства модели паровоза Эм "Пересвет" взял на себя. Выпуск партии ходовок для модели паровоза Эм фирма "Jago" состоялся в 2007-2008 гг. (Напомним, что паровозные ходовки от Ягожинского, в в отличие от классических моделей паровозов ВТТВ-Тиллига, ROCO и Pmt, выполнены целиком из металла - как рама, так и колёса, а также кулисный механизм). В итоге, к началу 2009 г. у "Пересвета" уже было две детали будущей модели - ходовка от "Jago" и тележки типа "Даймонд" для тендера (ранее они уже не раз использовались в моделях старотипных грузовых вагонов). Это позволило "Пересвету" включить модель паровоза Эм как готовящуюся к выпуску в листок новинок 2009 г. под титулом "Подготовка к выпуску". С этого момента началась непростая и кропотливая работа по изготовлению деталей корпуса паровоза и тендера. К концу 2010 г. были готовы будка и котёл, к концу 2011 г. практически полностью был подготовлен тендер. (С 2012 г. на базе этого тендера "Пересветом" выпускается модель немецких ж.д. - плуговый снегоочиститель). В 2012 г. началась работа над котлом паровоза. В августе 2013 г. на традиционой модельной ТТ-встрече в Лёснице (Германия) "Пересвет" впервые продемонстрировал почти готовый паровоз - "в основных формах", без навесных деталей и надписей. Описание прототипаПаровоз Эм ("Э модернизированный") - одна из разновидностей паровозов серии Э, семейство которых было самым многочисленным на отечественных железных дорогах. Паровоз средней мощности, предназначен для обслуживания товарных и пассажирских составов. Паровозы Эм массово строились в СССР в 1931-35 гг. на Брянском, Луганском, Сормовском и Харьковском заводах. За этот период, по данным В.А. Ракова, было передано на железные дороги НКПС 2694 таких паровоза. В отличие от предыдущей разновидности - паровозов Эу - "Эмки" отличались более высокой силой тяги (за счет более высокого давления пара) и некоторыми конструктивными изменениями, связанными, в том числе, с усилением котла и движущего механизма. В предвоенные и послевоенные годы паровозы Эм получили широкое распространение на сети отечественных железных дорог. В годы войны они, как и другие разновидности паровозов Э, показали себя незаменимыми в тяжёлых прифронтовых условиях. В 60-е гг. паровозы Эм начали отстраняться от поездной работы и исключаться из инвентаря НКПС. В железнодорожных музеях России широко представлены паровозы этой серии: Эм-730-31 - в Санкт-Петербурге (Варшавский вокзал), с котлом "типа Су"; Эм720-07 - в Нижним Новгороде (ст. Сортировочная); Эм-725-12 - в Новосибирске (ст. Сеятель); Эм-740-57 - в Москве (Рижский вокзал); Эм-721-68 и Эм-729-29 - в Ростове-на-Дону (ст. Гниловская), последний из них - также с котлом "типа Су". В ж.д. музее в городе Барановичи (Беларусь) можно встретить Эм-733-87 - паровоз в голубой окраске пассажирской службы. Среди паровозов-памятников, разборсанным по нашей стране, заметную часть также составляют прославленные "Эмки".
|