Паровоз Эм

Кадр 1. Модель паровоза Эм735-28.

Кадр 1. Модель паровоза Эм735-28.

Фото: И.Сергеев

Кадры 1, 4-9 сделаны на выставке "Железнодорожная модель" в ЦМЖТ, Санкт-Петербург, 26 марта 2015 г.

Кадр 2. Модель паровоза Эм737-51.

Кадр 2. Модель паровоза Эм737-51.

Фото: Александр Андреев

На макете Московского ТТ-Клуба.

Кадр 3. Паровоз-памятник Эм720-24. Воркута.

Кадр 3. Паровоз-памятник Эм720-24. Воркута.

Фото: В.Бураков

Снимок сделан в 2010 г.

Разновидности: Эм735-28 Южн. ж.д.; Эм737-51 Окт. ж.д.

Эпоха: III

Принадлежность: СЖД

Фирма-производитель: "Пересвет" в кооперации с фирмой "Jago" (Германия)

Год начала производства: 2015

Год окончания производства: 2015 (малая серия)

Артикул: 1110

Описание модели

Модель паровоза Эм - первая в истории российского ТТ серийная модель паровоза отечественной постройки - была завершена и впервые представлена покупателям на традиционной весенней выставке "Железнодорожная модель-2015" в ЦМЖТ, Санкт-Петербург. Модель выполнена в двух вариантах, отличающихся номерами, дорогой приписки и отдельными деталями тендера. Оба варианта имеют один артикул 1110.

Ходовая часть модели - металлическая, выполнена по специальному заказу фирмой "Jago" (Германия). Корпус модели (паровоза и тендера) выполнен из пластика, с использованием отдельных деталей из травлёной латуни. Паровоз и тендер соединены обычной разъёмной сцепкой; электрическое подключение в тендере отсутствует. На паровозе предусмотрено освещение, встроенное в главный прожектор. Модель снабжена комплектом накладных деталей (фонари буферного бруса, турбогенератор, паровоздушный насос, параваны).

Корпус смонтирован на ходовку с помощью двухстороннего скотча, таким образом, разборка модели не предусмотрена, хотя и возможна при наличии аккуратности и некоторой сноровки. (Для этого нужно воткнуть и повернуть шлицевую отвёртку между верхней полкой паровой машины и дном дымовой коробки и затем дождаться, когда двусторонний скотч отлипнет).

Интересные факты

Модель имеет довольно долгую предысторию. В середине 90-х гг. в Германии возникла новая ж.д. модельная фирма "JaTT", созданная Юргеном Ягожинским - большим энтузиастом промышленного моделизма в типоразмере ТТ. В производственной программе фирмы "JaTT" одна за другой появлялись новые модели локомотивов, а её основатель и директор проявил себя человеком, открытым к сотрудничеству и готовым к новым, подчас неожиданным проектам.

Встреча Юргена Ягожинского и директора петербургской фирмы "Пересвет" Алексея Земскова завершилась договорённостью о создании совместной модели - советского паровоза, которая должна была стать первой серийной моделью отечественного паровоза в типоразмере ТТ. В центре внимания поначалу оказался самый эффектный из наших паровозов, неизменно вызывающий восхищение не только российских, но и зарубежных любителей - П36. Было решено осуществить кооперацию следующим образом: изготовление модели паровоза берёт на себя "JaTT", изготовление 6-осного тендера - "Пересвет". Этот замысел нашёл отражение в проекте "Русское ТТ", разработанном в 2000 г. ведущим сотрудником "Пересвета" Виктором Дёминым.

К сожалению, судьба фирмы "JaTT" в начале 2000-х гг. сложилась непросто. Сама фирма в итоге была закрыта, а её производственную программу поглотил Тиллиг, который отнюдь не горел желанием наладить выпуск П36 в кооперации с "Пересветом". О проекте "Русский паровоз" пришлось на время забыть, пока неунывающий Ю.Ягожинский не создал новую ТТ-модельную фирму - "Jago".

Вскоре в модельной линии этой новой фирмы появился паровоз немецкой серии 57 с колёсной формулой 0-5-0, что позволило "Пересвету" вернутся к проекту "Русский паровоз", но уже на основе иного прототипа. Путём небольших изменений (формы цилиндров, числа спиц и т.д.) ходовка модели 57-го паровоза могла быть приведена в полное соответствие с обликом ходовой части отечественных паровозов серии Э (с различными индексами). Ю.Ягожинский согласился выполнить заказ "Пересвета" на изготовление такой переделанной ходовой части малосерийным тиражом (100 экз). Остальную часть производства модели паровоза Эм "Пересвет" взял на себя.

Выпуск партии ходовок для модели паровоза Эм фирма "Jago" состоялся в 2007-2008 гг. (Напомним, что паровозные ходовки от Ягожинского, в в отличие от классических моделей паровозов ВТТВ-Тиллига, ROCO и Pmt, выполнены целиком из металла - как рама, так и колёса, а также кулисный механизм). В итоге, к началу 2009 г. у "Пересвета" уже было две детали будущей модели - ходовка от "Jago" и тележки типа "Даймонд" для тендера (ранее они уже не раз использовались в моделях старотипных грузовых вагонов). Это позволило "Пересвету" включить модель паровоза Эм как готовящуюся к выпуску в листок новинок 2009 г. под титулом "Подготовка к выпуску".

С этого момента началась непростая и кропотливая работа по изготовлению деталей корпуса паровоза и тендера. К концу 2010 г. были готовы будка и котёл, к концу 2011 г. практически полностью был подготовлен тендер. (С 2012 г. на базе этого тендера "Пересветом" выпускается модель немецких ж.д. - плуговый снегоочиститель). В 2012 г. началась работа над котлом паровоза.

В августе 2013 г. на традиционой модельной ТТ-встрече в Лёснице (Германия) "Пересвет" впервые продемонстрировал почти готовый паровоз - "в основных формах", без навесных деталей и надписей.

Описание прототипа

Паровоз Эм ("Э модернизированный") - одна из разновидностей паровозов серии Э, семейство которых было самым многочисленным на отечественных железных дорогах. Паровоз средней мощности, предназначен для обслуживания товарных и пассажирских составов.

Паровозы Эм массово строились в СССР в 1931-35 гг. на Брянском, Луганском, Сормовском и Харьковском заводах. За этот период, по данным В.А. Ракова, было передано на железные дороги НКПС 2694 таких паровоза. В отличие от предыдущей разновидности - паровозов Эу - "Эмки" отличались более высокой силой тяги (за счет более высокого давления пара) и некоторыми конструктивными изменениями, связанными, в том числе, с усилением котла и движущего механизма.

В предвоенные и послевоенные годы паровозы Эм получили широкое распространение на сети отечественных железных дорог. В годы войны они, как и другие разновидности паровозов Э, показали себя незаменимыми в тяжёлых прифронтовых условиях. В 60-е гг. паровозы Эм начали отстраняться от поездной работы и исключаться из инвентаря НКПС.

В железнодорожных музеях России широко представлены паровозы этой серии: Эм-730-31 - в Санкт-Петербурге (Варшавский вокзал), с котлом "типа Су"; Эм720-07 - в Нижним Новгороде (ст. Сортировочная); Эм-725-12 - в Новосибирске (ст. Сеятель); Эм-740-57 - в Москве (Рижский вокзал); Эм-721-68 и Эм-729-29 - в Ростове-на-Дону (ст. Гниловская), последний из них - также с котлом "типа Су". В ж.д. музее в городе Барановичи (Беларусь) можно встретить Эм-733-87 - паровоз в голубой окраске пассажирской службы.

Среди паровозов-памятников, разборсанным по нашей стране, заметную часть также составляют прославленные "Эмки".

Фотогалерея
Кадр 4. Модель, анфас спереди.

Кадр 4. Модель, анфас спереди.

Фото: И.Сергеев

Кадр 5. Модель, анфас сзади.

Кадр 5. Модель, анфас сзади.

Фото: И.Сергеев

Кадр 6. Модель, вид

Кадр 6. Модель, вид "слегка сверху".

Фото: И.Сергеев

Кадр 7. Модель, паровоз.

Кадр 7. Модель, паровоз.

Фото: И.Сергеев

Кадр 8. Модель, тендер.

Кадр 8. Модель, тендер.

Фото: И.Сергеев

Кадр 9. Модель.

Кадр 9. Модель.

Фото: Yakydza

Кадр 10. Спереди и сзади.

Кадр 10. Спереди и сзади.

Фото: Yakydza

Кадр 11. Паровоз и тендер соединены стандартной ТТ-сцепкой.

Кадр 11. Паровоз и тендер соединены стандартной ТТ-сцепкой.

Фото: Yakydza

Кадр 12. Снизу.

Кадр 12. Снизу.

Фото: Yakydza

Кадр 13. Модель в штатном упаковочном блистере фирмы

Кадр 13. Модель в штатном упаковочном блистере фирмы "Пересвет".

Фото: Yakydza

Кадр 14. Комплект накладных деталей.

Кадр 14. Комплект накладных деталей.

Фото: Yakydza

Кадр 15. Модель на макете МТТК.

Кадр 15. Модель на макете МТТК.

Фото: Александр Андреев

Кадр 16. Модель на макете МТТК.

Кадр 16. Модель на макете МТТК.

Фото: Александр Андреев

Кадр 17. Эм с товарным составом на макете МТТК.

Кадр 17. Эм с товарным составом на макете МТТК.

Фото: Александр Андреев

Кадр 18. Паровая тяга на макете МТТК: ТЭ товарной службы, Эм, ТЭ пассажирской службы.

Кадр 18. Паровая тяга на макете МТТК: ТЭ товарной службы, Эм, ТЭ пассажирской службы.

Фото: Александр Андреев

Кадр 19. Эм во главе военного эшелона на макете МТТК.

Кадр 19. Эм во главе военного эшелона на макете МТТК.

Фото: Александр Андреев

Кадр 20. На макете МТТК.

Кадр 20. На макете МТТК.

Фото: Александр Андреев

Кадр 21. Эм во главе пассажирского поезда из вагонов IV класса.

Кадр 21. Эм во главе пассажирского поезда из вагонов IV класса.

Фото: Александр Андреев

Кадр 22. На макете

Кадр 22. На макете "Пересвета".

Фото: И.Сергеев

Кадры 22-24 сделаны в дни выставки в ЦМЖТ, Петербург, в марте 2016 г.

Кадр 23. На макете

Кадр 23. На макете "Пересвета".

Фото: И.Сергеев

Кадр 24. На макете

Кадр 24. На макете "Пересвета".

Фото: И.Сергеев

Кадр 25. На модульном макете Московского ТТ-Клуба.

Кадр 25. На модульном макете Московского ТТ-Клуба.

Фото: И.Сергеев

Кадры 25-26 сделаны на V Открытом семинаре МТТК 3-6 ноября 2016 г., база отдыха "Огонёк".

Кадр 26. На модульном макете МТТК (мост Мануфактуры

Кадр 26. На модульном макете МТТК (мост Мануфактуры "Норкин-Модель").

Фото: И.Сергеев

Кадр 27. Конверсия С.Иванова: паровоз Эм с нефтяным тендером на тележках с литыми боковинами.

Кадр 27. Конверсия С.Иванова: паровоз Эм с нефтяным тендером на тележках с литыми боковинами.

Фото: А.Пятаева

Снимок сделан на выставке "Железнодорожная модель - 2016" в ЦМЖТ, Санкт-Петербург.

Кадр 28. Конверсия И.Сергеева: паровоз Эм с нефтяным тендером на тележках с литыми боковинами.

Кадр 28. Конверсия И.Сергеева: паровоз Эм с нефтяным тендером на тележках с литыми боковинами.

Фото: И.Сергеев

Кадр 29. Та же модель, вид сверху.

Кадр 29. Та же модель, вид сверху.

Фото: И.Сергеев

Кадр 30. Конверсия И.Сергеева: тендер без контрбудки (некоторое количество таких тендеров было изготовлено в дореволюционный период для паровозов серии Э).

Кадр 30. Конверсия И.Сергеева: тендер без контрбудки (некоторое количество таких тендеров было изготовлено в дореволюционный период для паровозов серии Э).

Фото: И.Сергеев

Кадр 31. Модель паровоза Эм737-51, окрашенная в технике

Кадр 31. Модель паровоза Эм737-51, окрашенная в технике "состаривания".

Кадр 32. Та же модель.

Кадр 32. Та же модель.

Окраска: Мануфактура "Норкин-Модель".

Кадр 33. Модели паровоза Эм (предварительные образцы) на форуме в Лёснице.

Кадр 33. Модели паровоза Эм (предварительные образцы) на форуме в Лёснице.

Фото: Дм.Мамин

Снимок сделан в конце августа 2013 г.

Кадр 34. Контуры будущей модели... (детали из оргстекла выточены В.Дёминым).

Кадр 34. Контуры будущей модели... (детали из оргстекла выточены В.Дёминым).

Кадр 35. В такой степени готовности модель паровоза Эм демонстрировалась на выставке в ЦМЖТ (Санкт-Петербург) в марте 2012 г.

Кадр 35. В такой степени готовности модель паровоза Эм демонстрировалась на выставке в ЦМЖТ (Санкт-Петербург) в марте 2012 г.

Фото: Дм.Мамин

Кадр 36. Паровоз Эм-737-51.

Кадр 36. Паровоз Эм-737-51.

Фото из листка новинок "Пересвет-2009"

Кадр 37. Учебный плакат

Кадр 37. Учебный плакат "Общий вид паровоза типа 0-5-0 серии Эм".

Фото: И.Сергеев

Экспонировался на выставке ж.д.моделей в Политехническом музее (Москва), ноябрь 2011.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100