Фото 1. Портал тоннеля. Очень интересная модель ТЭП10 - возможно, самая первая конверсия модели от "Пересвет" (1996 г.!). Обратите внимание на верхний прожектор, лесенку у кабины машиниста (слева) и особенно на способ крепления сцепки!
|
Фото 2. А здесь, на макете Л.Логинова, - вполне типовая модель ТЭП10 от "Пересвета"…
|
Фото 3. Здание станции Гжель.
|
Фото 4.
|
|
|
В 1993 году я предпринял третью попытку сооружения железнодорожного макета в масштабе 1: 120 (типоразмер ТТ). Две предыдущие попытки были сделаны в 1982 и 1985 годах. Первая оказалась не слишком удачной, поскольку макет, сооруженный в одной плоскости на квадратном листе 10-миллиметровой фанеры мне достаточно быстро надоел, а для его модернизации уже не оказалось желания. Кроме того, размер 152 х 152 см был не слишком подходящим для хранения в условиях маолгабаритной квартиры. Второй макет, сооруженный в 1985 году, уже имел двухуровневую путевую схему, прямоугольный план размерами 235 х 102 см и возможность одновременного движения до 6-ти железнодорожных составов. Увы, некоторая перенасыщенность путями, тесноватое расположение строений, тем более немецкого производства, и общий, чисто ГДРовский, стиль макета тоже через некоторое время наскучили. Кроме того, недоступность отдельных участков пути в тоннеле лишала возможность очищать поверхность рельсов от грязи, что сильно ухудшало движение поездов в тоннеле. Прекращение поставок в нашу страну моделей фирмы ВТТВ, угасание интереса широких масс людей к моделям, переход страны к рыночной экономике со всеми известными последствиями, а главное – любовь к своему хобби и типоразмеру ТТ подвигли меня к третьей попытке строительства макета. Мысли были одни: «Уж если не сейчас, то, видимо, - никогда…». Так, в июле 1993 года началась работа. Путевая схема была спроектирована примерно за неделю. В этом мне помог придуманный мною же бумажный рельсовый конструктор, который представлял собой набор бумажных полосок, имитировавших рельсовые звенья стандартных длин и радиусов, а также стрелки в масштабе 1:2,5, выкладываемых на столе как мозаика. Это экономило место, время и, что очень важно, не изнашивало рельсовые скрепления. Поэтому путевую схему из настоящих модельных рельсов пришлось собирать всего несколько раз, да и то – для проверки. Некруглые числа в габаритах макета выбраны не случайно: именно таких размеров я свободное место я нашел у себя в комнате над ковром, висящем на стене. Макет предполагалось подвешивать к стене у самого потолка, от чего в дальнейшем пришлось отказаться из-за тяжести макета, да и потом появилось новое свободное место для вертикальной установки макета на полу, прислоненным к стене. Подмакетник сделан из обструганных реек, служивших ранее упаковкой для новой мебели и найденных, простите, на свалке. Для изготовления горизонтальных поверхностей использованы листы оргалита и 4-мм фанеры. Сложные элементы рельефа, склоны холмов выполнены методом папье-маше или из пенопласта с последующей оклейкой несколькими слоями газетной бумаги. Словом, самая обычная технология. Путевая сема макета – так называемая «кольцевая», двухуровневая. В тоннеле имеется двухпутный разъезд, позволяющий производить обгон или скрещение поездов. В верхнем уровне расположена станция с четырьмя главными путями, грузовым районом и маневровой вытяжкой. Планировка станции продольная. Длин 1-го и 4-го путей достаточно для размещения на каждом из них пассажирского поезда с односекционным локомотивом во главе и 4-мя вагонами типа «РИЦ»; на втором и третьем путях – чуть поменьше. Благодаря наличию автоматики возможно, без вмешательства человека, попеременное движение трех составов по путевому кольцу, являющемуся однопутным, со скрещением поездов на станции и сменой поездов на разъезде в тоннеле, когда входит в тоннель один поезд, а выходит другой. Возможно и управление поездами вручную с выносного пульта. Третий и четвертый главные пути станции, пути грузового района и маневровая вытяжка имеют питание от отдельного трансформатора, что позволяет при автоматическом движении поездов по кольцевому маршруту независимо от них производить маневры и переформирование составов. В электрической схеме макета задействовано 800 метров проводов. Двузначные светофоры на станции изготовлены с применением светодиодов, что не дает «ослепительного» света, ненужного нагрева светофоров и не требует большой мощности источника питания. В «темное время суток» пассажирская платформа станции, главная улица и железнодорожный переезд освещаются фонарями, в которых используются миниатюрные лампочки типа «НСМ», работающие с недокалом. Это не только увеличивает срок их службы, но и дает свету не белый, а оранжевый оттенок для большего сходства с действительностью. Для имитации щебеночного балласта путей использована старая крупа «Артек» и эрзац-кофе «Балтика», которые предварительно были пропущены сквозь сито для отбора наиболее мелких частиц. Деревья и кустарники сделаны из трансформаторного провода и поролоновой крошки. Осенняя окраска ландшафта достигнута соответствующим подбором красителей. Для изготовления строений использованы полистирол, картон, а также детали от набора для склейки «путевая полуказарма», которые были «адаптированы» к масштабу 1:120. Здание вокзала и станционный туалет являются точными копиями строений на станции «Гжель» Московской железной дороги. (Увы, настоящий вокзал не сохранился из-за пожара в 1993 году). Сооружение макета было в основном закончено к марту 1995 года, но полностью еще не завершено, так как отдельные мелкие детали нуждаются в доработке. Успешное строительство еще раз доказало, что в условиях небольшой квартиры и большой любви к моделям именно типоразмер «ТТ» дал возможность сотворить то, что называется действующим макетом железной дороги. Л.Логинов, "Виват, ТТ!" Журнал "Железнодорожное дело", 1006, №1 Схема макета: ссылка здесь
|