Фото 1. Олег Лызлов со своим макетом.
|
Фото 2. Общий вид стартового модуля сверху.
|
Фото 3. Городской вокзал, вид сверху.
|
Фото 4. Городской вокзал.
|
Фото 5. Городской вокзал.
|
Фото 6. Между городским вокзалом (слева) и станцией "Заречная" (справа).
|
|
|
Железнодорожным моделизмом я увлечен уже почти 30 лет, серьезно - последние пятнадцать. Макет «вынашивал», как и любой нормальный железнодорожный коллекционер, всегда. Однако, основательно за дело взялся шесть лет назад. Как и почему - об этом чуть ниже. Типоразмер - ТТ. Размеры в плане сейчас (это первый готовый модуль всей конструкции) 2000 х 1800 мм. Размеры всего макета в перспективе 8000 х 1800 мм. Первоначальная идея - просто макет в 3 уровнях без какой-либо конкретной привязки к определенной географической местности. Учитывая стандартную комплектацию и концепцию Vero & Auhagen, а также ассортимент подвижного состава производства тогдашней ГДР, тема макета вырисовывалась обычная для тех времен: Германия, Австрия и т.п. На тот момент размеры в плане предполагались 4000 х 1800 мм. Затем, сконструировав здание небольшого аэропорта и ряд технических наземных сооружений, родилась идея размещения авиаотряда. Ну и, «до кучи», когда прикупил и склеил пару танкеров и плавучий маяк от «Экспресса» (пресс-формы Frog) – кстати, неплохого качества в плане деталировок, и масштабы, в принципе, подходящие (1:110 и 1:130), то было решено рядом с аэропортом разместить и морской грузовой порт с нефтеналивным терминалом. Таким образом перспективные размеры макета в длину увеличились до 5 метров. Это было пару лет назад. Воплощение. Ну и так случилось, что в сентябре прошлого года я предложил разместить свой макет в музее Куйбышевской железной дороги. А когда стало понятно, что руководство дороги такую идею поддерживает, мне было, в свою очередь, предложено дополнить мое творение еще и копией старого, уже не существующего вокзала ст. Куйбышев с путевым развитием, техническими сооружениями и т.д. Честно говоря, я поначалу такой концепции, мягко говоря, испугался. Во-первых, у меня не было подобного опыта разработки и изготовления конкретных строений, а, во-вторых, само здание вокзала имеет (вернее, имело) своего рода достаточно сложное архитектурное решение в плане деталировок. Но, как говорится, волков бояться... Короче, отыскал все возможные документы, чертежи, фотографии, и за три с небольшим месяца (без отрыва от основных работ по изготовлению и доводке первого модуля) уже подготовил что-то вроде базового фасада вокзала. Разумеется, будущие размеры всей конструкции макета опять перетерпели некоторые изменения, и вот теперь при прежней ширине 1,8 м он вытянется на 8 метров. Если все, как я задумал, получится (дай Бог), то, возможно, после старого вокзала, получив некоторый опыт, возьмусь за изготовление макета нового вокзала Самара. Скажу честно, само здание «в натуре» поражает своей масштабностью и смелостью архитектурных решений, причем как снаружи, так и изнутри. В общем, если удастся воплотить в жизнь мой замысел, получится довольно интересная схема: учитывая полную «прозрачность» движения по всей площадке макета можно будет, например, отправить пассажирский состав комплектации ТЭП10 + 7-8 вагонов РЖД от ст.Куйбышев, прогнать его по всем магистральным путям (что-то вроде увлекательного географического экскурса) и организовать красивое прибытие на новый вокзал Самара. О конструкции. Основание – подрамник из ДСП на брусьях жесткости. Уровень от пола, в связи с конструктивными особенностями нового помещения музея (отличный от горизонтального уровень пола), варьируется от 300 до 800 мм. Используемые материалы – лом пластика (аудиокассеты и футляры от них, контейнеры фотопленок и т.п.) Пластмасса, при ее достаточно легкой доступности, имеет еще ряд неоспоримых преимуществ: отсутствие определенных сложностей при обработке (станки, инструменты и пр.), сравнительно низкая удельная масса и, несомненно, идеальная влагостойкость. Покрытие рельефа - картон различной плотности. Кроме того, что это очень удобный материал для создания колоритного ландшафта, его бумажная основа дает нужную жесткость пластиковому основанию, которое, в свою очередь, безусловно уязвимо при воздействии возможных повышенных температур. Кстати, именно использование этих материалов и дало мне возможность морально подготовиться и начать изготовление макета. Было это в осенью 1997 года, такого рода опыта не было практически никакого, воображаемая будущая конструкция одновременно и будоражила, и пугала, и тем не менее... Честно сказать, я периодически комплексовал сомнениями в правильности выбора основного материала, т.к. к тому времени уже имел достаточное представление о том, как и из чего нужно делать макеты. Но, как показало время, сделал своего рода правильный выбор. Покрытие - многоплановое. Велосипед изобретать не стал, использую уже известные и апробированные в работе материалы. Трава - Noch, имитацию брусчатки и дорожную разметку рисую на компьютере (программа Согеl 10) и выкатываю на плоттере. Скальную породу выкладываю из «голышиков», периодически собираемых на песчаных пляжах. Путевой балласт – измельченная на мясорубке пробка (спасибо «Локотрансу» за подброшенную в свое время идею). Вообще, ЛТ своими советами на все случаи жизни очень помогает мне во многих вопросах. Думаю, и не только мне. Хочется отдельно поблагодарить Игоря Гусева из С.-Петербурга за качественное и своевременное исполнение всех моих заказов по моделированию. Путевой материал - П-образный. К моему глубокому сожалению, у меня не было практически никакого опыта в его серьезной эксплуатации. И, когда я запустил на макете первые составы, то осознал, что это даже не вчерашний, а уже позавчерашний день: пришлось основательно повозиться со стрелками, поменял почти половину приводов, которые на стенде функционировали превосходно, а после монтажа начинали нагло капризничать. Но, как говорится, коней на переправе не меняют, в целом путевая схема функционирует нормально, так что решил оставить все, как есть. Подвижной состав - интернациональный. Ставлю на рельсы все имеющееся в наличии (сейчас это 12 единиц тяги и 92 вагона). Понятно, что вся наличность пр-ва опять же бывшей ГДР. Однако, учитывая изменившиеся коренным образом обстоятельства, связанные с перспективным пополнением макетами старого и нового самарских вокзалов, упор теперь буду делать исключительно на российскую ж/д технику («ТТ-модель» и «Пересвет»). Организация движения в конечном итоге будет представлена в 3-х уровневом варианте по четырем независимым, но сообщающимися между собой кольцам. Изданном, первом этапе это кольцевое раскатывание по первому уровню и движение «туда-сюда» по 2 и 3 уровням. Принцип управления сейчас, учитывая пока еще простоту конструкции, также незамысловатый. Пульт из FZ1, реле и «клавиш» от ВТТВ; задействовано 15 стрелок и 3 режима подачи питания. Естественно, по мере укрупнения макета и усложнения схемы путевого развития буду думать о чем-нибудь более продвинутом, цифровом. За 3 года с начала работ макет «вчерне» (без покрытия травой, дорожной разметки, укладки рельсового балласта и т.п.) был готов процентов на 65-70. Пилил и клеил, что говорится, с листа, где и для кого в конечном итоге будет установлено мое творение, на тот момент большого принципиального значения не имело, приоритетным был сам процесс. Затем, с 2000 по 2002 год, наступила закономерная пауза: стандартных бытовых квартирных условий для дальнейшего ваяния хватать перестало. И только в сентябре прошлого года, когда была достигнута обоюдовыгодная договоренность с администрацией вокзала Самара и руководством нашей дороги о размещение моей конструкции в музее, макет получил второе дыхание. Как, впрочем, и я в своем творчестве. Кстати, хочется выразить искреннюю благодарность за отличную от формальной организационную помощь в монтаже и доводке макета со стороны руководителей дороги и вокзала различного ранга. Отдельная благодарность начальнику вокзала г-ну Коменданту С.Б., главному инженеру г-ну Буянину В.К. и директору музея г-же Фокиной О.В. Именно благодаря им я смог в кратчайшие сроки получить прекрасное помещение под мастерскую, оборудовать ее именно так, как мне этого хотелось, и установить стартовый модуль в самом музее. Одним словом, ненужные «головные боли» не отвлекали, я был занят исключительно творческим трудом, и на процесс оформления ландшафта макета (прокладка ж/д и автодорог, установка зданий и сооружений, проклейка балластом и травяным покрытием, покраска и рассредоточение людей и т.д.) у меня ушло в общей сложности 4 месяца. Монтаж и установка конструкции, подключение, обкатка, замена «капризных» элементов пути заняли около недели. 15 мая 2003 года модуль 2 х 1,8 м был сдан «под ключ». В настоящее время макет расположен в пятом, «современном» зале музея истории дороги в здании вокзала Самара. 16 июля 2003 года музей был торжественно открыт, и я очень доволен тем, что теперь радость созерцания прекрасного в качестве получения хорошей порции несравненного эстетического удовольствия будет доступна не только мне и окружающим меня близким людям, но и всем самарцам и гостям нашего города. Олег Лызлов (текст и фото), см. "Локотранс", 2003, № 12. Будем ррады получить информацию о дальнейшей судьбе этого макета, о том, состоялось ли его запланированное развитие, произошла ли русификация подвижного состава. Наш e-mail: mail@12mm.ru
|