Вариации на тему паровоза ТЭ

На советских железных дорогах существовало множество разновидностей паровоза ТЭ. Некоторые, наиболее яркие из них, могут стать предметом конверсии на основе моделей от фирмы "Tillig".

Прежде всего - цветовые разновидности. Из-за дефицита пассажирских паровозов в послевоенные годы ТЭ использовались в работе и с пассажирскими поездами, благодаря чему получали зелёную (рис. 1,2,3) и голубую (рис. 4) окраску, при этом дымовая коробка и крыша, как правило, были чёрными, а тендер мог быть либо чёрным, либо, в соответствии с цветом паровоза, зелёным или голубым. Зелёные ТЭ-0036 в Рижском и ТЭ-8026 в Брестском железножорожных музеях выглядят впечатляюще.

В 2005 г. фирмой Tillig был заявлен к производству (к сожалению, небольшой серией и довольно дорогой) вариант паровоза 52 с жесткорамным тендером (рис. 5). Такие паровозы нередко встречались на советских железных дорогах (рис. 6), один из них - экспонат музея на Варшавском вокзале, другой - находится на территории депо Подмосковная (ссылка на фото). Эти тендеры иногда переделывались на нефтяное отопление, при этом могли использоваться самые разные бочки (рис. 7). В случае конверсии для ТТ удобнее всего использовать бочки от цистерн типоразмера N.

Переделывались на нефтяное отопление и наиболее привычные для ТЭ ванные тендеры (рис. 8).

Третий исходный конструктивный вариант тендера паровоза ТЭ аналогичен тендерам паровозов немецких серий 01 и 50 (модель первого из них, как известно, выпускается фирмой "Tillig", а второго заявлена к выпуску). Эти паровозы также встречались на наших железных дорогах (рис. 9), причём один такой ТЭ стоит в Нижегородском ж.д. музее (ссылка на фото). Очевидно, что и эти тендеры переделывались на нефтяное отопление (рис. 10,11). Но для конверсии здесь есть одна небольшая проблема. Просто так использовать тендер от модели паровоза 01 с моделью паровоза 52 не удастся: использованы разные узлы крепления, и потребуется доработка.

Тем не менее, для желающих своими руками и без излишних затрат времени пополнить свой паровозный парк СЖД в ТТ реальными, и притом вполне разнообразными прототипами, есть поле для деятельности.

Фотогалерея
Фото 1. ТЭ-0036, Рижский ж.д. музей.

Фото 1. ТЭ-0036, Рижский ж.д. музей.

Фото с сайта "Паровоз ИС".

Фото 2. ТЭ-0036, Рижский ж.д. музей (фрагмент).

Фото 2. ТЭ-0036, Рижский ж.д. музей (фрагмент).

Фото с сайта "Паровоз ИС".

Фото 3. ТЭ-8026 (справа), Брестский ж.д. музей.

Фото 3. ТЭ-8026 (справа), Брестский ж.д. музей.

Фото с сайта "Паровоз ИС".

Фото 4. Вариант голубой окраски паровоза ТЭ, использовавшегося в пассажирском движении.

Фото 4. Вариант голубой окраски паровоза ТЭ, использовавшегося в пассажирском движении.

Рисунок из журнала "Локотранс", 2003, № 10.

Фото 5. Модель немецкого паровоза серии 52 с жесткорамным тендером от Tillig.

Фото 5. Модель немецкого паровоза серии 52 с жесткорамным тендером от Tillig.

Фото из каталога "Tillig-2006-2007".

Фото 6. На переднем плане - модель паровоза ТЭ с жесткорамным тендером. Модель из колекции С.Антонова. (Для доработки моделей паровозов ТЭ использованы детали, отлитые из эпоксидной смолы С.Ермоленко).

Фото 6. На переднем плане - модель паровоза ТЭ с жесткорамным тендером. Модель из колекции С.Антонова. (Для доработки моделей паровозов ТЭ использованы детали, отлитые из эпоксидной смолы С.Ермоленко).

Фото: А.Иудин

Снимок сделан на выставке "Локотранс-Юг", Ростов-на Дону, июнь 2009 г.

Фото 7. Паровоз ТЭ-3162 с жесткорамным тендером.

Фото 7. Паровоз ТЭ-3162 с жесткорамным тендером.

Фото из комплекта открыток "Паровозы русских ж.д.", Вып. 2, ООО "Изд-во "Железнодорожное Дело", 2000.

Фото 8. ТЭ-781 с жесткорамным тендером, переделданным на нефтяное отопление. Лиепая, 1978 г.

Фото 8. ТЭ-781 с жесткорамным тендером, переделданным на нефтяное отопление. Лиепая, 1978 г.

Фото: А.Никольский.

Фото из журнала "Локотранс", 1999, № 5.

Фото 9. ТЭ-0313 с ванным тендером, переделанный на нефтяное отопление. Радвилишкис.

Фото 9. ТЭ-0313 с ванным тендером, переделанный на нефтяное отопление. Радвилишкис.

Фото с сайта "Паровоз ИС".

Фото 10. ТЭ-3201 (колеи 1435 мм) с тендером, аналогичным паровозам нем. серии 01. Локомотивное депо Брест, июль 2005.

Фото 10. ТЭ-3201 (колеи 1435 мм) с тендером, аналогичным паровозам нем. серии 01. Локомотивное депо Брест, июль 2005.

Фото: Ю.Ильин.

Фото из журнала "Локотранс", 2006, № 8.

Фото 11. Модель тендера паровоза ТЭ, переделанного на нефтяное отопление (исходный тендер аналогичен тендеру паровоза нем. серии 01).

Фото 11. Модель тендера паровоза ТЭ, переделанного на нефтяное отопление (исходный тендер аналогичен тендеру паровоза нем. серии 01).

Фото: А.Щедров.

Модель в типоразмере НО - экспонат выставки в Политехническим музее, Москва, 2006.

Фото 12. Тот же тендер, что и на фото 11.

Фото 12. Тот же тендер, что и на фото 11.

Фото: А.Щедров.

Модель в типоразмере НО - экспонат выставки в Политехническим музее, Москва, 2006.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100