На советских железных дорогах существовало множество разновидностей паровоза ТЭ. Некоторые, наиболее яркие из них, могут стать предметом конверсии на основе моделей от фирмы "Tillig". Прежде всего - цветовые разновидности. Из-за дефицита пассажирских паровозов в послевоенные годы ТЭ использовались в работе и с пассажирскими поездами, благодаря чему получали зелёную (рис. 1,2,3) и голубую (рис. 4) окраску, при этом дымовая коробка и крыша, как правило, были чёрными, а тендер мог быть либо чёрным, либо, в соответствии с цветом паровоза, зелёным или голубым. Зелёные ТЭ-0036 в Рижском и ТЭ-8026 в Брестском железножорожных музеях выглядят впечатляюще. В 2005 г. фирмой Tillig был заявлен к производству (к сожалению, небольшой серией и довольно дорогой) вариант паровоза 52 с жесткорамным тендером (рис. 5). Такие паровозы нередко встречались на советских железных дорогах (рис. 6), один из них - экспонат музея на Варшавском вокзале, другой - находится на территории депо Подмосковная (ссылка на фото). Эти тендеры иногда переделывались на нефтяное отопление, при этом могли использоваться самые разные бочки (рис. 7). В случае конверсии для ТТ удобнее всего использовать бочки от цистерн типоразмера N. Переделывались на нефтяное отопление и наиболее привычные для ТЭ ванные тендеры (рис. 8). Третий исходный конструктивный вариант тендера паровоза ТЭ аналогичен тендерам паровозов немецких серий 01 и 50 (модель первого из них, как известно, выпускается фирмой "Tillig", а второго заявлена к выпуску). Эти паровозы также встречались на наших железных дорогах (рис. 9), причём один такой ТЭ стоит в Нижегородском ж.д. музее (ссылка на фото). Очевидно, что и эти тендеры переделывались на нефтяное отопление (рис. 10,11). Но для конверсии здесь есть одна небольшая проблема. Просто так использовать тендер от модели паровоза 01 с моделью паровоза 52 не удастся: использованы разные узлы крепления, и потребуется доработка. Тем не менее, для желающих своими руками и без излишних затрат времени пополнить свой паровозный парк СЖД в ТТ реальными, и притом вполне разнообразными прототипами, есть поле для деятельности.
|