. Прямая ссылка: каталог "ТТ-МиниАвтоПром-2014" (мастерская "ALI" совместно с "Лейбъ-Компанией") - советские автомобили в типоразмере ТТ . Модели иностранных автобусов в ТТ Ikarus-60 появился в 1952 г. Ему было суждено стать самым популярным на тот момент в Венгрии и первым "Икарусом", поступавшим на экспорт. Ikarus-60 мог перевозить 61 пассажира, в том числе 24 сидящих. Поставки Ikarus 60 в СССР начались в 1956 г. Поставлялись как базовая городская модификация Ikarus 60 с двумя дверями, так и однодверные междугородные Ikarus 601. Основная масса этих машин осела в Прибалтике и Ленинградской области, хотя некоторое количество поступило в Горьковскую и Волгоградскую области. В начале шестидесятых Ikarus 60 начали списывать и заменять на более совершенные Ikarus 620 и 630. Этот автобус имел прозвище "Трактор" за характерный дизельный звук и повышенную вибрацию. . Ikarus-55. Венгерский междугородный автобус, выпускались с 1953 по 1972 г.г. С 1961 по 1972 год выпускалась модификация Люкс, которая в основном и поставлялась в СССР. Отдельные автобусы этой модели эксплуатировались на междугородних линиях до начала 1980-х годов. Двигатель дизельный, вместимость 31 сидячее место + 1 для кондуктора. Скорость - 100 км/ч. Этот автобус имел прозвище "Ракета". Как правило, такие автобусы были покрашены в темно-красный, даже темно-бордовый цвет с белым верхом. Они были весьма распространены на междугородных маршрутах. Например, в Ленинградскую область "Икарусы-55 Люкс" поступали в 1965-1972 гг. Автобусы Икарус-55 считались очень надёжными, проходили без капремонта более миллиона километров. У модели есть один важный минус. Изображен двухдверный автобус. А в СССР поставлялись в основном однодверные модификации. Кроме того, продаются чаще бежевые модификации, в то время как эксплуатировались в основном красно-белые, или на худой конец сине-белые. . Ikarus-66. Это городской автобус. В СССР такие тоже поставлялись, хотя и в меньших количествах. Первые поставки были начаты в конце 1950-х. Эксплуатировались такие автобусы в СССР, судя по всему, до начала 1970-х. У этой модели тоже есть минус. В СССР поставлялись трехдверные машины, а модель - двухдверная! . Ikarus-620 и 630. "Икарус-620" - городской автобус, "630" - пригородный (с одной дверью). Выпускались начиная с 1958 г., в СССР поставлялись с 1959 г. Двигатель дизельный, расположен впереди, конструкция рамная. Ikarus 620 работали во многих городах, в основном, в западной части страны. В СССР поставлялись в основном одиночные машины 620-ой модели и реже междугородная/пригородная модификация Ikarus-630. Последние машины этого типа были сняты с линий в конце 70-х. . Ikarus-260 выпускался в Венгрии с 1972 года, в больших количествах поставлялся в СССР. Первые поставки состоялись в 1973 г. Первыми новые автобусы получили республики Прибалтики, Украина и Белоруссия, а также крупные российские города, такие, как Ленинград. Как ни странно, в Москву поначалу Ikarus 260 не поступали. Модель соответствует 4-й и 5-й эпохам. Кроме того, это городской автобус, так что на небольшой сельской станции в глубинке он маловероятен. . Икарус-256 выпускался с 1980 года, так что годится только для самого конца 4 эпохи и для 5-й. Правда, с 1972 г. выпускались похожие Икарусы-255. *** Модели отечественных автобусов в ТТ КАвЗ-651 - автобус на шасси ГАЗ-51, предназначенный для местного сообщения и в качестве служебного. Этот автобус выпускался с 1949 года на "Горьковском заводе автобусов" (ГЗА) под маркой ГЗА-651 (до 1952 г.), с 1952 по 1961 г. на Павловском автобусном заводе под маркой ПАЗ-651 и ПАЗ-651А, на Рижском авторемонтном заводе №2 (РАРЗ, будущий РАФ), а с 1958 по 1973 г. на Курганском автобусном заводе (КаВЗ) под марками КаВЗ-651А и КаВЗ-651Б (с отопителем). Однако автобусы ГЗА, ПАЗ и ранние КаВЗ внешне заметно отличались от большей части автобусов КАвЗ и непосредственно от ГАЗ-51А закругленной облицовкой радиатора и "носатым" капотом. Характерным отличием этих машин было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на "Победе"), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом - на модели их нет. Также копии этих автобусов в разных вариантах (в т.ч. и отличающиеся внешне) выпускали около десяти авторемонтных заводов (в т.ч. рижский РАРЗ, будущий РАФ) В начале выпуска эти автобусы имели деревянный каркас, впоследствии они стали цельнометаллическими (на КаВЗе - с 1971 г.). Внешне они не отличались. В салон вела единственная пассажирская дверь, открываемая вручную водителем при помощи рычажного механизма. Кабина водителя не была отделена от салона, но водитель имел свою дверь. Третья дверь располагалась в задней стенке автобуса и позволяла использовать его как грузопассажирский. На деревянном настиле пола были закреплены двухместные сиденья примитивной конструкции. Окна имели опускающиеся форточки. Автобус был рассчитан на перевозку 25 пассажиров, из них 19 - сидячих (по другим данным, 20). Максимальная скорость 70 км/ч Существовало много модификаций этих автобусов - грузопассажирский, грузовой фургон, автолавка, хлебный фургон (со специальной вентиляцией), передвижная лаборатория, санитарный, и т.п. Существовали таже полноприводные модификации на шасси ГАЗ-63. . ЛАЗ-695Е - среднеразмерный городской автобус Львовского автобусного завода. Первый опытный образец автобуса "Львов" был изготовлен 12 февраля 1956 года в канун ХХ съезда КПСС, чуть позже ему был присвоен индекс ЛАЗ-695. Специальная партия автобусов была сделана для Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г. Первые образцы ЛАЗ-695 имели другую внешность - больше площадь остекления, не было еще характерного "гребня"-воздухозаборника сзади. Двигатель располагался сзади; сначала бензиновый 6-цилиндровый ЗиЛ-124 мощностью 120 л.с. (по другим данным - 109 л.с. или даже 95 л.с.); с 1963 г. - V-образный 8-цилиндровый ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с. 32 места для сидения. Максимальная скорость - 75 км/ч. Как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородних поездок. С 1976 г. ЛАЗ-695 получил иную внешность (модель ЛАЗ-695Н). Интересно, что ЛАЗ-695Н мелкосерийно выпускается в Днепродзержинске по сей день (!). ЛАЗ-695 широко использовались на городских и пригородных маршрутах, а также как служебные автобусы предприятий. На базе ЛАЗ-695 был сделан "автобус для космонавтов", использовавшийся на Байконуре. Именно на таком автобусе возили Юрия Гагарина. Модель выпускается на Украине (RailTT). Модель имеет характерные внешние особенности ЛАЗ-695Е выпуска 1964-1976 гг. - четыре люка в крыше, закругленные колесные арки. К сожалению, есть и недочеты: прототип имел четыре боковых окна, модель имеет пять. С 1958 г. выпускался ЛАЗ-695Б, который имел другой двигатель, но внешне отличался от ЛАЗ-695Е только колесными арками (они были слегка "приплюснутыми"). Ранние ЛАЗ-695Е имели такую же внешность. . РАФ-977 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1958—1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство. Микроавтобусы РАФ использовались в качестве служебного и туристического транспорта, как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, в качестве передвижных лабораторий. С конца 60-х микроавтобусы РАФ поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны. Модель изображает модификацию РАФ-977ДМ, отличавшуюся количеством окон. РАФ-977ДМ эксплуатировались в СССР до начала 1980-х. Сегодня автомобиль является достаточно редким, хотя иногда еще встречается. На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг (позже 1 т). Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где он выпускался под маркой ЕрАЗ-762 до 1996 г. . РАФ-2203 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1976—1997 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Микроавтобусы этого типа использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта. РАФ ежегодно выпускал более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В конце 1980-х гг. ограниченно продавался в частные руки - многодетным семьям. . УАЗ-452В — микроавтобус повышенной проходимости. Вместимость 10 человек Выпускается на Ульяновском автозаводе с 1965 г. В 1985 был модернизирован и выпускается по сей день под индексами УАЗ-2206. Также выпускается много других модификаций, с разными вариантами кузовов, а также спецмашин на их базе. С 1968 г. выпускается санитарный автомобиль УАЗ-452А (с 1985 г. - УАЗ-3962) вместимостью 2+4 лежачих или 7 сидячих мест. Мощность двигателя - 70 л.с. (конструкция двигателя ведет свой род от двигателя 21-й "Волги"), скорость 95 км/ч (после модернизации - 127 км/ч) Имеет прозвище "Буханка", "Таблетка" (обычно для автомобиля медицинской помощи). Автомобиль был весьма популярен в СССР и сегодняшней России, особенно в сельской местности, а также у организаций, которым требовался автомобиль повышенной проходимости, либо прочной конструкции (например, инкассаторы); и, разумеется, в армии. Модель выпускается на Украине; вероятно, можно ожидать выпуска и других модификаций УАЗов. Выпускается также модель санитарного автомобиля (УАЗ-452А) *** Модели троллейбусов в ТТ Skoda-9tr (Шкода-9тр) - троллейбус производства Чехословакии. Выпускался на заводе "Шкода-Остров" в 1961-1982 гг. По объемам произведенных машин, 9Tr является третьей в мире моделью, после советских ЗИУ-9 (около 50000) и ЗИУ-5 (приблизительно 20000). Помимо Чехословакии и СССР машины этой модели работали в Болгарии, ГДР, Польше, Румынии. Их также можно было встретить в норвежском Бергене, индийском Бомбее, и даже в столице Афганистана - Кабуле. Основным покупателем этих троллейбусов был СССР - из 7372 построенных Skoda-9tr 5670 были поставлены в СССР. Интересно, что хотя к середине 1970-х гг. модель 9tr уже устарела, и в 1967 году была разработана модель 13tr, а к 1974 г. была подготовлена к производству новая модель 14tr, Советский Союз как основной заказчик настаивал на продолжении производства старой модели 9tr, и в результате ее производство продолжалось до 1982 года. Поставки Skoda-9tr в СССР начались сразу же, в 1961 году, в первую очередь для междугородной троллейбусной линии Симферополь-Ялта, где отечественные троллейбусы МТБ-82 на горных дорогах показали себя плохо. "Шкоды-9tr" поступали в Прибалтику, Закавказье (Тбилиси, Кутаиси, Баку, Ереван) и на Украину (в Киев, Крым, города Западной Украины - Ровно, Черновцы, Тернополь, Луцк, и некоторые города Донбасса (Мариуполь, Горловка, Лисичанск, Луганск), Харьков и Днепропетровск Ни в РСФСР, ни в другие союзные республики Skoda 9Tr не поставлялись. Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация, однако поставлялось небольшое количество и трехдверных машин. Во многих городах "Шкоды-9tr" выводились из эксплуатации в 1980х - начале 1990х, однако в некоторых городах и регионах Шкоды 9Тр продолжают успешно трудиться по сей день, например, в Симферополе, Алуште, Ялте, Черновцах, Тернополе, Ровно, Луганске, Луцке, а также до конца 2000-х гг. в ряде городов Грузии. Интересно, что уже после распада СССР, в начале 1990х, некоторые украинские города приобретали подержанные чешские троллейбусы, в т.ч. и Skoda-9tr ! *** Модели самостоятельного изготовления К сожалению, чрезвычайно мало информации о моделях автомобилей в ТТ самостоятельного изготовления. В этой категории мы рады презентовать работы тульского моделиста, любителя городского транспорта Дениса Денисова (http://Tulahobby.narod.ru). . ЛиАЗ-677 (самая популярная модель Д.Денисова, на сегодня изготовлено уже около 20 шт.) выпускался с 1967 по 1994 год (на сторонних автобусосборочных предприятиях из машинокомплектов по 2000 год). Эксплуатируется до сих пор. В крупных городах в 2000-х гг. выводится из эксплуатации (в Петербурге в 2006 г., в Москве и Киеве в 2004 г.). С 1978 года выпускалась модернизированная версия автобуса, ЛиАЗ-677М. Это большой городской автобус (хотя существовала и пригородная модификация), для 4(5) эпохи, в крайнем случае для самого конца 3-й. . Благодарим Олега Баронова (Москва), Алексея Земскова и Арсения Цаплева (Санкт-Петербург) за предоставленную информацию и внесённые коррективы. Будем рады вашим фотографиям, которые дополнят эту страничку (напоминаем, наш адрес - mail@12mm.ru).
|