Отечественные автобусы и троллейбусы в ТТ

.

Прямая ссылка: каталог "ТТ-МиниАвтоПром-2014" (мастерская "ALI" совместно с "Лейбъ-Компанией") - советские автомобили в типоразмере ТТ

.

Модели иностранных автобусов в ТТ

Ikarus-60 появился в 1952 г. Ему было суждено стать самым популярным на тот момент в Венгрии и первым "Икарусом", поступавшим на экспорт.

Ikarus-60 мог перевозить 61 пассажира, в том числе 24 сидящих. Поставки Ikarus 60 в СССР начались в 1956 г. Поставлялись как базовая городская модификация Ikarus 60 с двумя дверями, так и однодверные междугородные Ikarus 601. Основная масса этих машин осела в Прибалтике и Ленинградской области, хотя некоторое количество поступило в Горьковскую и Волгоградскую области. В начале шестидесятых Ikarus 60 начали списывать и заменять на более совершенные Ikarus 620 и 630. Этот автобус имел прозвище "Трактор" за характерный дизельный звук и повышенную вибрацию.

.

Ikarus-55. Венгерский междугородный автобус, выпускались с 1953 по 1972 г.г. С 1961 по 1972 год выпускалась модификация Люкс, которая в основном и поставлялась в СССР. Отдельные автобусы этой модели эксплуатировались на междугородних линиях до начала 1980-х годов.

Двигатель дизельный, вместимость 31 сидячее место + 1 для кондуктора. Скорость - 100 км/ч.

Этот автобус имел прозвище "Ракета".

Как правило, такие автобусы были покрашены в темно-красный, даже темно-бордовый цвет с белым верхом. Они были весьма распространены на междугородных маршрутах. Например, в Ленинградскую область "Икарусы-55 Люкс" поступали в 1965-1972 гг. Автобусы Икарус-55 считались очень надёжными, проходили без капремонта более миллиона километров.

У модели есть один важный минус. Изображен двухдверный автобус. А в СССР поставлялись в основном однодверные модификации. Кроме того, продаются чаще бежевые модификации, в то время как эксплуатировались в основном красно-белые, или на худой конец сине-белые.

.

Ikarus-66. Это городской автобус.

В СССР такие тоже поставлялись, хотя и в меньших количествах.

Первые поставки были начаты в конце 1950-х. Эксплуатировались такие автобусы в СССР, судя по всему, до начала 1970-х.

У этой модели тоже есть минус. В СССР поставлялись трехдверные машины, а модель - двухдверная!

.

Ikarus-620 и 630. "Икарус-620" - городской автобус, "630" - пригородный (с одной дверью). Выпускались начиная с 1958 г., в СССР поставлялись с 1959 г. Двигатель дизельный, расположен впереди, конструкция рамная.

Ikarus 620 работали во многих городах, в основном, в западной части страны.

В СССР поставлялись в основном одиночные машины 620-ой модели и реже междугородная/пригородная модификация Ikarus-630.

Последние машины этого типа были сняты с линий в конце 70-х.

.

Ikarus-260 выпускался в Венгрии с 1972 года, в больших количествах поставлялся в СССР.

Первые поставки состоялись в 1973 г. Первыми новые автобусы получили республики Прибалтики, Украина и Белоруссия, а также крупные российские города, такие, как Ленинград. Как ни странно, в Москву поначалу Ikarus 260 не поступали.

Модель соответствует 4-й и 5-й эпохам.

Кроме того, это городской автобус, так что на небольшой сельской станции в глубинке он маловероятен.

.

Икарус-256 выпускался с 1980 года, так что годится только для самого конца 4 эпохи и для 5-й. Правда, с 1972 г. выпускались похожие Икарусы-255.

***

Модели отечественных автобусов в ТТ

КАвЗ-651 - автобус на шасси ГАЗ-51, предназначенный для местного сообщения и в качестве служебного.

Этот автобус выпускался с 1949 года на "Горьковском заводе автобусов" (ГЗА) под маркой ГЗА-651 (до 1952 г.), с 1952 по 1961 г. на Павловском автобусном заводе под маркой ПАЗ-651 и ПАЗ-651А, на Рижском авторемонтном заводе №2 (РАРЗ, будущий РАФ), а с 1958 по 1973 г. на Курганском автобусном заводе (КаВЗ) под марками КаВЗ-651А и КаВЗ-651Б (с отопителем).

Однако автобусы ГЗА, ПАЗ и ранние КаВЗ внешне заметно отличались от большей части автобусов КАвЗ и непосредственно от ГАЗ-51А закругленной облицовкой радиатора и "носатым" капотом. Характерным отличием этих машин было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на "Победе"), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом - на модели их нет.

Также копии этих автобусов в разных вариантах (в т.ч. и отличающиеся внешне) выпускали около десяти авторемонтных заводов (в т.ч. рижский РАРЗ, будущий РАФ)

В начале выпуска эти автобусы имели деревянный каркас, впоследствии они стали цельнометаллическими (на КаВЗе - с 1971 г.). Внешне они не отличались.

В салон вела единственная пассажирская дверь, открываемая вручную водителем при помощи рычажного механизма. Кабина водителя не была отделена от салона, но водитель имел свою дверь. Третья дверь располагалась в задней стенке автобуса и позволяла использовать его как грузопассажирский. На деревянном настиле пола были закреплены двухместные сиденья примитивной конструкции. Окна имели опускающиеся форточки.

Автобус был рассчитан на перевозку 25 пассажиров, из них 19 - сидячих (по другим данным, 20). Максимальная скорость 70 км/ч

Существовало много модификаций этих автобусов - грузопассажирский, грузовой фургон, автолавка, хлебный фургон (со специальной вентиляцией), передвижная лаборатория, санитарный, и т.п.

Существовали таже полноприводные модификации на шасси ГАЗ-63.

.

ЛАЗ-695Е - среднеразмерный городской автобус Львовского автобусного завода.

Первый опытный образец автобуса "Львов" был изготовлен 12 февраля 1956 года в канун ХХ съезда КПСС, чуть позже ему был присвоен индекс ЛАЗ-695. Специальная партия автобусов была сделана для Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г.

Первые образцы ЛАЗ-695 имели другую внешность - больше площадь остекления, не было еще характерного "гребня"-воздухозаборника сзади.

Двигатель располагался сзади; сначала бензиновый 6-цилиндровый ЗиЛ-124 мощностью 120 л.с. (по другим данным - 109 л.с. или даже 95 л.с.); с 1963 г. - V-образный 8-цилиндровый ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с.

32 места для сидения. Максимальная скорость - 75 км/ч.

Как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородних поездок.

С 1976 г. ЛАЗ-695 получил иную внешность (модель ЛАЗ-695Н). Интересно, что ЛАЗ-695Н мелкосерийно выпускается в Днепродзержинске по сей день (!).

ЛАЗ-695 широко использовались на городских и пригородных маршрутах, а также как служебные автобусы предприятий. На базе ЛАЗ-695 был сделан "автобус для космонавтов", использовавшийся на Байконуре. Именно на таком автобусе возили Юрия Гагарина.

Модель выпускается на Украине (RailTT).

Модель имеет характерные внешние особенности ЛАЗ-695Е выпуска 1964-1976 гг. - четыре люка в крыше, закругленные колесные арки. К сожалению, есть и недочеты: прототип имел четыре боковых окна, модель имеет пять.

С 1958 г. выпускался ЛАЗ-695Б, который имел другой двигатель, но внешне отличался от ЛАЗ-695Е только колесными арками (они были слегка "приплюснутыми"). Ранние ЛАЗ-695Е имели такую же внешность.

.

РАФ-977 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1958—1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга».

В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

Микроавтобусы РАФ использовались в качестве служебного и туристического транспорта, как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, в качестве передвижных лабораторий.

С конца 60-х микроавтобусы РАФ поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.

Модель изображает модификацию РАФ-977ДМ, отличавшуюся количеством окон.

РАФ-977ДМ эксплуатировались в СССР до начала 1980-х. Сегодня автомобиль является достаточно редким, хотя иногда еще встречается.

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг (позже 1 т). Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где он выпускался под маркой ЕрАЗ-762 до 1996 г.

.

РАФ-2203 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1976—1997 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-24 «Волга».

Микроавтобусы этого типа использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта.

РАФ ежегодно выпускал более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём).

В конце 1980-х гг. ограниченно продавался в частные руки - многодетным семьям.

.

УАЗ-452В — микроавтобус повышенной проходимости. Вместимость 10 человек

Выпускается на Ульяновском автозаводе с 1965 г. В 1985 был модернизирован и выпускается по сей день под индексами УАЗ-2206. Также выпускается много других модификаций, с разными вариантами кузовов, а также спецмашин на их базе.

С 1968 г. выпускается санитарный автомобиль УАЗ-452А (с 1985 г. - УАЗ-3962) вместимостью 2+4 лежачих или 7 сидячих мест.

Мощность двигателя - 70 л.с. (конструкция двигателя ведет свой род от двигателя 21-й "Волги"), скорость 95 км/ч (после модернизации - 127 км/ч)

Имеет прозвище "Буханка", "Таблетка" (обычно для автомобиля медицинской помощи).

Автомобиль был весьма популярен в СССР и сегодняшней России, особенно в сельской местности, а также у организаций, которым требовался автомобиль повышенной проходимости, либо прочной конструкции (например, инкассаторы); и, разумеется, в армии.

Модель выпускается на Украине; вероятно, можно ожидать выпуска и других модификаций УАЗов.

Выпускается также модель санитарного автомобиля (УАЗ-452А)

***

Модели троллейбусов в ТТ

Skoda-9tr (Шкода-9тр) - троллейбус производства Чехословакии.

Выпускался на заводе "Шкода-Остров" в 1961-1982 гг.

По объемам произведенных машин, 9Tr является третьей в мире моделью, после советских ЗИУ-9 (около 50000) и ЗИУ-5 (приблизительно 20000). Помимо Чехословакии и СССР машины этой модели работали в Болгарии, ГДР, Польше, Румынии. Их также можно было встретить в норвежском Бергене, индийском Бомбее, и даже в столице Афганистана - Кабуле.

Основным покупателем этих троллейбусов был СССР - из 7372 построенных Skoda-9tr 5670 были поставлены в СССР. Интересно, что хотя к середине 1970-х гг. модель 9tr уже устарела, и в 1967 году была разработана модель 13tr, а к 1974 г. была подготовлена к производству новая модель 14tr, Советский Союз как основной заказчик настаивал на продолжении производства старой модели 9tr, и в результате ее производство продолжалось до 1982 года.

Поставки Skoda-9tr в СССР начались сразу же, в 1961 году, в первую очередь для междугородной троллейбусной линии Симферополь-Ялта, где отечественные троллейбусы МТБ-82 на горных дорогах показали себя плохо.

"Шкоды-9tr" поступали в Прибалтику, Закавказье (Тбилиси, Кутаиси, Баку, Ереван) и на Украину (в Киев, Крым, города Западной Украины - Ровно, Черновцы, Тернополь, Луцк, и некоторые города Донбасса (Мариуполь, Горловка, Лисичанск, Луганск), Харьков и Днепропетровск

Ни в РСФСР, ни в другие союзные республики Skoda 9Tr не поставлялись.

Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация, однако поставлялось небольшое количество и трехдверных машин.

Во многих городах "Шкоды-9tr" выводились из эксплуатации в 1980х - начале 1990х, однако в некоторых городах и регионах Шкоды 9Тр продолжают успешно трудиться по сей день, например, в Симферополе, Алуште, Ялте, Черновцах, Тернополе, Ровно, Луганске, Луцке, а также до конца 2000-х гг. в ряде городов Грузии.

Интересно, что уже после распада СССР, в начале 1990х, некоторые украинские города приобретали подержанные чешские троллейбусы, в т.ч. и Skoda-9tr !

***

Модели самостоятельного изготовления

К сожалению, чрезвычайно мало информации о моделях автомобилей в ТТ самостоятельного изготовления. В этой категории мы рады презентовать работы тульского моделиста, любителя городского транспорта Дениса Денисова (http://Tulahobby.narod.ru).

.

ЛиАЗ-677 (самая популярная модель Д.Денисова, на сегодня изготовлено уже около 20 шт.) выпускался с 1967 по 1994 год (на сторонних автобусосборочных предприятиях из машинокомплектов по 2000 год). Эксплуатируется до сих пор. В крупных городах в 2000-х гг. выводится из эксплуатации (в Петербурге в 2006 г., в Москве и Киеве в 2004 г.).

С 1978 года выпускалась модернизированная версия автобуса, ЛиАЗ-677М.

Это большой городской автобус (хотя существовала и пригородная модификация), для 4(5) эпохи, в крайнем случае для самого конца 3-й.

.

Благодарим Олега Баронова (Москва), Алексея Земскова и Арсения Цаплева (Санкт-Петербург) за предоставленную информацию и внесённые коррективы.

Будем рады вашим фотографиям, которые дополнят эту страничку (напоминаем, наш адрес - mail@12mm.ru).

Фотогалерея
Ikarus-60. Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина).

Ikarus-60. Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина).

Фото: О.Баронов

Модель из коллекции О.Баронова.

Ikarus-55

Ikarus-55 "Люкс". Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина).

Фото: И.Сергеев

Модель из коллекции А.Земскова.

Ikarus-55

Ikarus-55 "Люкс". Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина). Конверсия выполнена J.R. Окраска приведена в соответствие с окраской прототипов, работавших в СССР.

Фото: J.R.

Модель из коллекции А.Цаплева.

Ikarus-66 (слева) и  Ikarus-55 (справа). Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина).

Ikarus-66 (слева) и Ikarus-55 (справа). Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина).

Фото: О.Баронов

Модель из коллекции О.Баронова.

Ikarus-630 (слева) и  Ikarus-620 (справа). Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина).

Ikarus-630 (слева) и Ikarus-620 (справа). Фирма Z&Z Exclusiv Modell (Украина).

Фото: О.Баронов

Модель из коллекции О.Баронова.

Ikarus-256 (междугородный), модель 1985 г. Фирма VEB Modell-Konstrukt (ГДР).

Ikarus-256 (междугородный), модель 1985 г. Фирма VEB Modell-Konstrukt (ГДР).

Фото: И.Сергеев

Фото из журнала Tillig Club-aktuell, 2001, № 2.

Ikarus-256 (междугородный). Фирма VEB Modell-Konstrukt.

Ikarus-256 (междугородный). Фирма VEB Modell-Konstrukt.

Фото: И.Сергеев

Модель на макете фирмы "Пересвет".

Ikarus-256 (междугородный). Пр-во ГДР. Популярная модель 1980-х гг. Фирма VEB Modell-Konstrukt.

Ikarus-256 (междугородный). Пр-во ГДР. Популярная модель 1980-х гг. Фирма VEB Modell-Konstrukt.

Фото: И.Сергеев

Ikarus-260. Фирма Gabor.

Ikarus-260. Фирма Gabor.

Фото: И.Сергеев

Фото из журнала TT-total, 2007, № 1.

Ikarus-260 (городской). Фирма Jano.

Ikarus-260 (городской). Фирма Jano.

Ikarus-260 (городской). Фирма Jano.

Ikarus-260 (городской). Фирма Jano.

Фото: И.Сергеев

Модель из коллекции И.Сергеева.

Не

Не "наш" автобус, но тоже интересно. Модель (и прототип) из Гонконга. Особенности: левостороннее расположение дверей; корпус из металла. Модель продаётся как сувенир, без указания типоразмера, но идеально вписывается в типоразмер ТТ (справа для сравнения - КрАЗ). Автобус продаётся в нескольких вариантах окраски.

Фото: И.Сергеев

Модель из коллекции А.Земскова.

Два автобуса ЛиАЗ-677м на диораме Д.Денисова.

Два автобуса ЛиАЗ-677м на диораме Д.Денисова.

Фото: Д.Денисов.

ЛиАЗ-677м и ЛиЗ-677. Модели из коллекции И.Сергеева, изготовлены Д.Денисовым.

ЛиАЗ-677м и ЛиЗ-677. Модели из коллекции И.Сергеева, изготовлены Д.Денисовым.

Фото: И.Сергеев

ЛиАЗ-677м и ЛиЗ-677. Те же модели, что и на Кадр 13, вид сзади.

ЛиАЗ-677м и ЛиЗ-677. Те же модели, что и на Кадр 13, вид сзади.

Фото: И.Сергеев

ЛиАЗ-677 пересекает границу между

ЛиАЗ-677 пересекает границу между "Дивногорском" и "Новым поселением" на диорамах Д.Денисова.

Фото: Д.Денисов.

Пригородный автобус Кароса С734. Модель самостоятельного изготовления, автор - Денис Денисов, г. Тула.

Пригородный автобус Кароса С734. Модель самостоятельного изготовления, автор - Денис Денисов, г. Тула.

Фото: Д.Денисов.

Междугородный автобус Ikarus-250 (Д.Денисов, картон).

Междугородный автобус Ikarus-250 (Д.Денисов, картон).

Фото: Д.Денисов.

Троллейбус Шкода-9Тр чешского производства - единственная в ТТ промышленная модель троллейбуса отечественных дорог. (Чешский малосерийный производитель).

Троллейбус Шкода-9Тр чешского производства - единственная в ТТ промышленная модель троллейбуса отечественных дорог. (Чешский малосерийный производитель).

Фото: И.Сергеев

Встречались в 70-80-е гг. в Риге, Киеве и друих городах западной части СССР. Есть информация, что до настоящего времени эксплуатируются на Украине (Крым, Ровно).

Троллейбус ВМЗ-5298-20. Модель самостоятельного изготовления, автор - Денис Денисов, г. Тула.

Троллейбус ВМЗ-5298-20. Модель самостоятельного изготовления, автор - Денис Денисов, г. Тула.

Фото: Д.Денисов.

Троллейбус ЗиУ-683. Модель самостоятельного изготовления, автор - Денис Денисов, г. Тула.

Троллейбус ЗиУ-683. Модель самостоятельного изготовления, автор - Денис Денисов, г. Тула.

Фото: Д.Денисов.

КаВЗ-651 рядом с ГАЗ-51 на макете в Раменском

КаВЗ-651 рядом с ГАЗ-51 на макете в Раменском

Фото: Настя Андреева май 2011 г.

КаВЗ-651 рядом с полноприводным ГАЗ-63 и автоцистерной на базе ГАЗ-51 на макете в Раменском

КаВЗ-651 рядом с полноприводным ГАЗ-63 и автоцистерной на базе ГАЗ-51 на макете в Раменском

Фото: Настя Андреева май 2011 г.

КаВЗ-651 на шоссе (вдали) на фоне поезда Россия и фабрики

КаВЗ-651 на шоссе (вдали) на фоне поезда Россия и фабрики

Фото: О.Сергеев май 2011 г.

Седельный тягач ГАЗ-51П и автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659 на макете в Раменском

Седельный тягач ГАЗ-51П и автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659 на макете в Раменском

Фото: Настя Андреева май 2011 г.

Автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659

Автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659

Фото: А.Цаплев июль 2011 г.

Автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659, вид сзади

Автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659, вид сзади

Фото: А.Цаплев июль 2011 г.

КаВЗ-651

КаВЗ-651

Фото: А.Андреев август 2011 г.

Два КаВЗ-651 в разных окрасках

Два КаВЗ-651 в разных окрасках

Фото: А.Андреев август 2011 г.

КаВЗ-651 и ЛАЗ-695Е

КаВЗ-651 и ЛАЗ-695Е

Фото: А.Андреев август 2011 г.

Хлебный фургон ПАЗ-657 (на базе ПАЗ/КаВЗ-651)

Хлебный фургон ПАЗ-657 (на базе ПАЗ/КаВЗ-651)

Фото: А.Андреев август 2011 г.

Автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659, второй вариант

Автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659, второй вариант

Фото: А.Андреев август 2011 г.

ЛАЗ-695Е

ЛАЗ-695Е

Фото: А.Андреев август 2011 г.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100