. Прямая ссылка: каталог "ТТ-МиниАвтоПром-2014" (мастерская "ALI" совместно с "Лейбъ-Компанией") - советские автомобили в типоразмере ТТ . 1. ЗИС-150 Производство ЗИС-150 началось в 1947 г. и продолжалось до 1957 г. (в конце выпускался под маркой ЗИЛ) В 1957 — 1965 гг. выпускался очень похожий ЗИЛ-164 Мощность двигателя 95 л. с. Макс. скорость: 65 км/ч Грузоподъемность 4 тонны. Были очень популярны в СССР в 1950-х - 1970-х гг. Экспортировались в страны Восточной Европы. В Румынии и Китае выпускались лицензионные копии. На их базе выпускались большими сериями фургоны, самосвалы, лесовозы, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и т.п. Также грузовик использовался в армии. Туда уходили и стандартные бортовые грузовики, и шасси для спецоборудования – радиостанций, установок дегазации, топливозаправщиков и т.д. Модель украинского производства. Выпускаются модели бортового грузовика, грузовика с тентом, автоцистерны, фургона-кунга, тягача с полуприцепом (ЗиС-120). К сожалению, у модели автоцистерны допущены неточности - она представляет собой шасси ЗиС-150 с цистерной от ЗиЛ-130, в то время как автоцистерны на базе ЗиС-150 имели другой вид. . 2. МАЗ-200. Выпускался на Минском автозаводе в 1951-1965 гг. В 1947 году началось производство ЯАЗ-200 на Ярославском автозаводе. В 1950 (1951?) году производство было передано на Минский автозавод (МАЗ), где он и выпускался под маркой МАЗ-200. МАЗ-200 отличался от ЯАЗ-200 решеткой радиатора (вертикальные прутья вместо горизонтальных) и эмблемой (зубр вместо медведя) Грузоподъемность 7 тонн Все МАЗы красились в защитный цвет; поставляемые на экспорт машины окрашивались в голубой или бежевый цвет. Шасси МАЗ-200Д широко использовалось для установки самых различных кузовов и механизмов: автоцистерн, топливозаправщиков, молоковозов, "поливалок", подъёмных кранов, контейнеровозов, рефрижераторов, и военных фургонов-кунгов Несколько десятков автомобилей было переоборудовано в пожарные машины — автоцистерны и автолестницы. На базе МАЗ-200 были разработаны полноприводные лесовоз и армейский грузовик, а также самосвал МАЗ-205, который выпускался в количестве, превышающем все остальные модели, вместе взятые. . 3. ЯАЗ-210. Бортовой грузовик и балластный тягач. Ближайший родственник вышеупомянутого ЯАЗ-200/МАЗ-200. Грузоподъемность 12 тонн, мощность 165 л.с. Выпуск начался в 1948, и продолжался до 1959 г., когда производство было передано на КрАЗ. Вместе с бортовыми грузовиками выпускался балластный тягач ЯАЗ-210Г с металлической грузовой платформой для буксировки прицепов полной массой в 40 000 кг и развивавший скорость, с балластом массой 8 т в кузове, до 45 км/ч. Расход топлива при этом достигал 140 л солярки на 100 км. . 4. ЗИЛ-157. Очень популярный грузовик повышенной проходимости. Выпускался в 1958-1978 гг. на ЗИЛе, в 1978-1994 гг. - на Уральском автомоторном заводе (один из филиалов ЗИЛа) Использовался в армии. Массово использовался в колхозах и лесхозах по причине высокой проходимости, неприхотливости, и объёма кузова Мощность двигателя 104 л.с., грузоподъемность на шоссе 4.5 т (с 1978 г. – 5 т), на грунтовых дорогах – 2.5 т. Грузовик преодолевал брод глубиной 0,85 м, развивал с полной нагрузкой на шоссе скорость до 65 км/ч, расходовал 42 л бензина на 100 км. Общая масса буксируемого прицепа при движении по шоссе 3,6 т. Всего было изготовлено 797 934 автомобиля ЗИЛ-157 всех модификаций В армии использовалось великое множество разнообразных модификаций, начиная от фургонов-кунгов до ракетных тягачей. "На гражданке" использовались преимущественно бортовые грузовики, часто с надставленными бортами. Модель выпускается фирмой Permo (Германия), а таккже малосерийным украинским производителем. Модели украинского производства отличаются значительно большей копийностью. . 5. Урал-375. Полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе в 1961-1991 г. Основной грузовик Советской Армии в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Первые модификации имели кабину с мягким брезентовым верхом; автомобили с цельнометаллической кабиной выпускались с 1964 г. Выпускались варианты как с колесной формулой 6*6, так и 6*4 (Урал-377). На базе автомобилей Урал-375 было создано огромное количество специальных машин для Советской армии и армий стран Варшавского договора, в том числе: пусковая установка "Град", автоцистерны, топливозаправщики, передвижные мобильные штабы со спальными прицепами, автомобильные краны и т.д. Автомобили "Урал" нашли большое применение и «на гражданке», в частности, в газо- и нефтедобыче, у геологов, как лесовозы и т.п. На "Урал-375" устанавливался бензиновый 8-цилиндровый двигатель мощностью 180 л.с. Расход бензина был колоссальным - 68 литров на 100 км, причем дефицитного и дорогого Аи-93! Максимальная скорость 75 км/ч Было выпущено около 110 тысяч машин. . 6. Урал-4320. Полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе с 1977 г. по настоящее время. Широко применялся в Советской армии и применяется в Российской. Двигатель дизельный, мощностью 240 л.с. Грузоподъемность 7 тонн. Макс. скорость: 85 км/ч Применялся аналогично Урал-375, как в армии так и в гражданских областях. На шасси Урал-4320 существуют бортовые автомобили, вахтовые автобусы, лесовозы, разнообразная спецтехника - подъемные автокраны, автоцистерны и топливозаправщики, пожарные автомобили, автофургоны и передвижные мастерские, разнообразные агрегаты для нефтегазовой отрасли и дорожно-коммунального хозяйства, металловозы и сортиментовозы, строительная техника . 7. ЗИЛ-130. Советский грузовой автомобиль производства Завода им. Лихачёва. Выпускался в 1962-1994 гг. Пришёл на смену ЗИЛ-164. Первые опытные образцы были созданы в 1957. С 1962 начато серийное, с 1964 — массовое производство. Один из наиболее массовых советских грузовых автомобилей. Всего на ЗИЛе было выпущено 3 380 000 автомобилей до 1994 года. В 1977 был модернизирован, изменился внешний вид - в частности, решетка радиатора "перевернулась" - указатели поворота и габаритные огни оказались над фарами. Таким образом, модель, у которой "поворотники" расположены под фарами, может относиться к 1962-1977 гг. ЗиЛ-130 стал первым грузовым автомобилем марки ЗИЛ, который штатно стали окрашивать в "гражданские" цвета (белый и голубой). До этого все зиловские грузовики окрашивались в цвет хаки для использования в военных целях. Грузоподъемность 6 тонн. Макс. скорость: 90 км/ч Двигатель бензиновый, расход топлива: 32 л/100 км (бензин А-76). Мощность двигателя - 150 л.с. На базе ЗИЛ-130 выпускалось большое количество разнообразной техники - автоцистерны, "аварийки", рефрижераторы, седельные тягачи, самосвалы, поливально-моечные автомобили и другая коммунальная техника, автокраны, мусоровозы и т.д. На Мытищинском машиностроительном заводе (ММЗ) на базе ЗИЛ-130 выпускались самосвалы: ЗИЛ-ММЗ-555: полукруглый кузов, грузоподъемность 4 тонны. Максимальная скорость 90 км/ч. Выпускался ММЗ в 1964-1981 гг. Облицовка радиатора сменилась в 1977 аналогично ЗИЛ-130 ЗИЛ-ММЗ-554, самосвал: прямоугольный кузов, грузоподъемность 4.5 тонны - сельскохозяйственный вариант. Самосвал оборудован металлическим кузовом и гидравлическим устройством для разгрузки кузова на обе стороны и назад. Облицовка радиатора сменилась в 1977 аналогично ЗИЛ-130 . 8. ЗИЛ-131. Армейский грузовик производства автозавода имени Лихачёва. Являлся заменой грузовика ЗИЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской, позже Российской армии. Выпускался в 1966 — 2002 гг., шасси выпускается до сих пор. Колёсная формула 6*6. Грузоподъемность 5 тонн, по грунту - 3.5 тонны. Макс. скорость: 80 км/ч Двигатель бензиновый, V-образный, 8-цилиндровый, мощность 150 л.с. ЗИЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант - ЗИЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным, так и с различными дизельными двигателями. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента. Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее), седельный тягач ЗиЛ-131В, шасси для монтажа различного специального оборудования. Производство ЗИЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 2002 года. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗИЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т.п.) выпускается до сих пор Годовой выпуск в 1989 году достиг 48 тыс. автомобилей (из них 8 тыс. - на УАМЗ). Всего на ЗИЛе было выпущено чуть меньше 1 млн. автомобилей всех модификаций. Важный момент: с 1992 г. на Уральском автомоторном заводе выпускался ЗИЛ-130 с кабиной от ЗИЛ-131, но это машина двухосная и заднеприводная. Они часто встречаются. Не следует их путать. . 9. КрАЗ-255Б. Народные прозвища - "лаптёжник", "лапоть", "луноход". Тяжелый полноприводный грузовой автомобиль-вездеход с колёсной формулой 6x6, выпускавшийся Кременчугским автомобильным заводом (Украина) с 1967 года. Предназначен для транспортировки грузов и личного состава по дорогам и бездорожью. Как понятно из формулировки, автомобиль в первую очередь военный. :-) На базе модели 255Б разработана также модификация 255В - седельный тягач. Некоторые автопредприятия для своих нужд устанавливали на КрАЗ-255Б самосвальные кузова, как от модели 256Б, так и собственного производства. Также полноприводные КрАЗы активно применялись городскими автобусными и троллейбусными парками для эвакуации вышедшего из строя городского транспорта. КрАЗ-255 состоял на вооружении Советской армии, как в виде базовой модели - бортового грузовика - так и в качестве шасси под спецоборудование. На шасси КрАЗ-255Б выпускались: понтонный парк, тяжелый механизированный мост, экскаватор. Автомобили применялись и в народном хозяйстве: как лесовозы, тягачи в автопарках и на аэродромах, в нефтегазовой промышленности. В целом, это – один из наиболее выдающихся отечественных грузовиков. Он обладает феноменальной ремонтопригодностью, дизайном, проходимостью и живучестью. В настоящее время грузовик сильно устарел с точки зрения комфорта и экономичности, в качестве коммерческого транспорта практически не используется. Выпускался с 1967 г. до середины 1990-х Макс. скорость: 71 км/ч. Грузоподъемность: 7.5 тонн. Допустимая полная масса прицепа: по всем видам дорог и без дороги - 10 тонн, по дорогам с твердым покрытием - 30 тонн. Двигатель дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, мощность 240 л.с. Ещё два автомобиля, которые можно считать вариантами КрАЗа-255: КрАЗ-258 - седельный тягач с колесной формулой 6х4, выпускался Кременчугским автомобильным заводом с 1966 года. Двигатель мощностью 240 л.с., такой же как на КрАЗ-255. Допустимая полная масса полуприцепа - 30 тонн КрАЗ-256Б - самосвал колесной формулы 6х4. Выпускался в 1966-1975 гг. Кременчугским автомобильным заводом. Грузоподъемность 11 тонн. Максимальная скорость 65 км/ч. Двигатель дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, мощностью 240 л.с., такой же как на КрАЗ-255. Успешно использовался на промышленном, дорожном и жилищном строительстве, в карьерах и рудниках, при сооружении плотин и каналов. Автомобиль продавался в 40 странах мира. . 10. КрАЗ-260. Полноприводный грузовой автомобиль-вездеход с колёсной формулой 6x6, выпускающийся Кременчугским автомобильным заводом с 1977 (?) года до настоящего времени. Грузоподъемность 9.5 тонн. Максимальная скорость 80 км/ч. Двигатель дизельный, V-образный, 8-цилиндровый, мощностью 300 л.с. На базе КрАЗ-260 создан седельный тягач КрАЗ-260В и трубовоз. В дальнейшем, при очередном модифицировании, автомобиль получил индекс КрАЗ-6322. Прежде всего модель 6322 отличается более мощным двигателем. Завод выпускает также модель КрАЗ-250, колесной формулы 6*4, унифицированную по ряду узлов с моделью 260, кабины их практически идентичны, но крылья у КрАЗ-260 немного шире . 11. МАЗ-503. Бескапотный грузовой автомобиль (с откидывающейся вперед кабиной над двигателем) Минского автозавода. Выпускался в 1965-1970 гг. (мелкими опытными партиями - с 1963 г.). Грузоподъемность бортового грузовика 7.5 тонн, самосвала МАЗ-503Б 7 тонн. Двигатель V-образный, шестицилиндровый дизель мощностью 180 л.с. Скорость с полной нагрузкой 75 км/ч. Мог буксировать прицеп полной массой 12 тонн. Имелся гидроусилитель руля. "500-ое" семейство представляло собой модельный ряд, в который помимо различных вариантов бортовых автомобилей также входили самосвал, седельный тягач, лесовоз, шасси для размещения на нем различного специального оборудования и еще некоторые. Шасси МАЗ-500 долгие годы служило базой для установки широчайшего спектра спецнадстроек, при этом некоторые из них дожили и до наших дней. Автомобиль имеет характерную декоративную облицовку решетки радиатора из 14-ти вертикальных ребер. В 1970 году на смену МАЗ-500 пришел МАЗ-500А с увеличившейся на 100мм колесной базой, увеличенной до 8 тонн грузоподъемностью. МАЗ-500А отличался внешне, имел другую решетку радиатора. . 12. МАЗ-537. Четырехосный автомобиль-тягач повышенной проходимости со всеми ведущими осями. Балластный или седельный тягач. Выпускался Минским автомобильнымо заводом с 1960 г. Производство седельных тягачей МАЗ-537 в 1963 году было передано на КЗКТ (Курганский завод колесных тягачей), где они выпускались до 1990 года, пока их не заменили более совершенные тягачи КЗКТ-7428. Двигатель дизельный, 12-цилиндровый, V-образный. Мощность 525 л.с. Масса буксируемого полуприцепа (прицепа) с полной нагрузкой - 65 тонн. Грузоподъемность прицепа (полуприцепа) - 50 тонн. (до 75 тонн в зависимости от модификации). Количество мест в кабине – 4. Максимальная скорость автопоезда при буксировке прицепа - 55км/ч. Расход топлива автопоезда при 35-40 км/ч - 125 литров на 100 км. Автопоезда, в состав которых входили седельный тягач МАЗ-537 и полуприцеп, предназначались для буксировки по дорогам с твердым покрытием или по грунтовым дорогам, имевших достаточную несущую способность, гусеничной военной техники, крупногабаритных, неделимых, длинномерных грузов. Впоследствии эти автопоезда нашли широкое применение и в народном хозяйстве для перевозки экскаваторов, кранов на гусеничном ходу, тяжеловесных станков, бурового оборудования и т.д. КЗКТ выпускал автомобиль в различных вариантах: - седельный тягач. Масса буксируемого полуприцепа - 65 т. Дополнительно оснащался лебедкой; - тягач с бортовой платформой; - автомобиль с установленным на нем крановым оборудованием; - тягач-лесовоз (трубовоз) с установленым редуктором отбора мощности. МАЗ-537Л (КЗКТ-537Л) - специальный балластный тягач с двигателем ЯМЗ-240НМ-1Б (500 л.с.) и штатным металлическим балластом (16 т). Автомобиль создан в 1978 году и предназначен для буксировки самолетов массой до 200 т на аэродромах, буксировки прицепов полной массой до 75 т по дорогам с твердым покрытием, расчистки завалов способом прямой буксировки или с помощью лебедки. Максимальная скорость при буксировке самолета 20 км/час, при буксировке прицепа 65 км/час. . 13. КамАЗ-4310. Полноприводный грузовик-вездеход Камского автомобильного завода. Выпускается с 1979 г. по настоящее время. (По другим данным - опытная партия в 1981, серийно с 1983). КамАЗ-4310 предназначен для перевозок грузов, людей и буксировки прицепов по всем видам дорог и бездорожью. На военных аэродромах может использоваться для буксировки различных летательных аппаратов. Двигатель - дизельный, 8-цилиндровый,V-образный, мощность 210 л.с. Грузоподъемность 7 тонн. Максимальная скорость 85 км/ч Кабина - трехместная, откидывающаяся вперед гидравлическим подъемником, с шумо-и термоизоляцией, без спального места, оборудована независимым отопителем. Сиденье водителя подрессоренное, регулируется по массе водителя, длине, наклону спинки. На шасси КамАЗ-4310 выпускались различные модели, в т.ч. бортовые с тентом, фургоны-кунги, автоцистерны и др. . 14. КамАЗ-5511. Самосвал Нефтекамского завода автосамосвалов на базе КамАЗ. Выпускался с 1977 по 1990 г. Грузоподъемность 10 тонн. Двигатель дизельный, мощностью 220 л.с. Макс. скорость 90 км/ч Примерно с 1985 года запасное колесо подвешивалось на стенке грузовой платформы, а ресиверы устанавливались на раме . Первые КамАЗы (бортовые) сошли с конвейера завода в г. Набережные Челны 16 февраля 1976 года. новый грузовик стал "прорывом" для советского автомобилестроения. Бескапотная компоновка с комфортабельной кабиной, мощный дизельный двигатель, легкое рулевое управление, многоконтурная тормозная система, возможность работы в составе автопоезда – всё было новым для отечественного автопрома. Дочернее предприятие - Нефтекамский автозавод - собрал первый самосвал 15 апреля 1977 г., пуск главного конвейера и начало серийного выпуска - 11 октября 1977 г. . 15. ГАЗ-66. Жаргонные названия "шишига", "шишка", "гашиш" и др. Полноприводный грузовой автомобиль с колесной формулой 4х4, грузоподъемностью 2 т и кабиной над двигателем. Выпускался Горьковским автозаводом в 1964-1999 гг. ГАЗ-66 экспортировался во все страны социалистического лагеря. Помимо широкого использования в сельском хозяйстве, состоял на вооружении Советской армии, позже в Российской армии, в основном в ВДВ. В 1995 году массовое производство ГАЗ-66 было прекращено. Взамен Горьковский автозавод освоил выпуск модели ГАЗ-3308 "Садко". Последний экземпляр ГАЗ-66-40 сошёл с конвейера 1 июля 1999 года. Всего было выпущено около 966 тыс. автомобилей семейства ГАЗ-66. Грузоподъемность 2 тонны. Мощность двигателя - 120 л.с. (115-135 в разных модификациях). Максимальная скорость с полной массой 95 км/ч (без ограничителя оборотов — 120 км/ч) На шасси ГАЗ-66 устанавливались различные кузова и спецтехника, в т.ч.: автоперевязочная для медицинского пункта полка, дезинфекционно-душевая установка, фургоны "Почта", "Хлеб", "Медикаменты", маслозаправщик, передвижные мастерские, передвижные клиники, вахтовые автобусы, самосвал сельскохозяйственного назначения. . 16. IFA W50. Выпускалась в ГДР в 1965–1990. Выпущено около 571 тыс. автомобилей., несколько десятков тысяч в СССР Мощность 125 л.с. (дизельный двигатель), грузоподъемность 5 тонн Экспортировалась во все страны бывшего соцлагеря, а также в государства Азии, Африки и Южной Америки. Одним из основных покупателей этих автомобилей был СССР. В 1970-80-е гг. была очень распространена, встречается до сих пор. Официально в СССР поставлялись две модификации: бортовой грузовик и самосвал с трёхсторонней разгрузкой. В небольшом количестве в СССР также попали длиннобазные грузовики. Редко встречались и другие модификации - полноприводные бортовые и самосвалы, автомастерские, бортовые с двухрядной кабиной, изотермические фургоны и т.д. В большинстве случаев это были либо экземпляры различных выставок, либо техника, принадлежавшая организациям из ГДР, выполнявшимя работы на территории СССР (обычно строительство или монтаж промышленного оборудования), которые после окончания работ оставляли технику и отправлялись домой "налегке". Возможны и отдельные "штучные" закупки спецмашин на шасси IFA W50, однако точной информации нет. После распада СССР в бывшие советские республики попало некоторое количество разнообразных модификаций, в т.ч. и из запасов бывшей армии ГДР. Модель выпускалась фирмой BTTB, в настоящее время выпускается несколькими немецкими и чешскими фирмами . 17. Мультикар-25. Мини-грузовик производства ГДР. Выпускался с октября 1978 г. до 1992 г. в 17 основных вариантах и 22 модификациях с разными надстройками. В 1970-е гг. выпускалось 10 тыс. машин в год. Всего было произведено около 100 тысяч единиц. Грузоподъемность 2 тонны. Автомобиль имел встроенные гидросистемы для привода вспомогательного оборудования. Базовыми являлись модели "2501" и "2502" с бортовыми кузовами и колесной базой соответственно 1970 и 2675 мм. На их шасси предлагалось несколько типов самосвалов, коммунальных машин, различных фургонов, сменных кузовов, лестниц, гидроподъемников и т.д. Кабина двухместная. Двигатель 4-цилиндровый, дизельный, мощность 45 л.с. 70% выпуска шло на экспорт в страны СЭВ, а также в западные страны. Поставки Multicar 25 в СССР начались в 1980 г незадолго до начала Московской Олимпиады. Уже к началу 1983 г в СССР работали более 4 тыс. таких автомобилей, причём 3600 из них были закуплены в 1982 г. Всего же в СССР поступили более 20 тыс. автомобилей семейства Multicar 25. Основную массу поставленных в СССР машин составляли модели 2548/20 (поливо-моечный автомобиль), 2548/22 (подметально-уборочный автомобиль), 2519/23 (снегоуборочный автомобиль), 2551 (коммунальный автомобиль для сбора мусора), самосвалы 2513 и 2510 с задней и трёхсторонней разгрузкой. Поставлялись и другие модификации: бортовые грузовики, в том числе с грузоподъёмным задним бортом, фургоны, телескопические вышки и лестницы. Малые габариты и маневренность "Мультикаров" позволяли использовать их там, где не могли применяться другие машины, в частности для уборки тротуаров, дворов, парков. Весьма полезной оказалась возможность быстрой смены специального оборудования, для которой к тому же не требовалось никаких дополнительных приспособлений. Естественно, автомобили Multicar стали объектом повышенного интереса частных лиц, особенно сельских жителей. Однако в СССР приобретение грузового автомобиля частным лицом было невозможно. Только с началом перестройки многочисленные автомобили Multicar 25 оказались в частных руках. В конце восьмидемятых поставки новых автомобилей и запчастей прекратились. Это привело к быстрому списанию этих машин. До настоящего времени в России дожили немногочисленные Multicar 25, принадлежащие частным владельцам. Интересно, что "Multicar" - единственная автомобильная марка ГДР, пережившая объединение Германии и дожившая до наших дней. Но с 1992 выпускаются более современные модели. . 18. Tatra-813. Этот грузовик выпускался в Чехословакии в 1967 — 1982 гг. Грузоподъемность 8 тонн (на грунте), информация о допустимой массе прицепа расходится - от 12 тонн до 100 тонн (!) Экспортировались в ГДР, Румынию и Индию. В СССР встречался в небольших количествах преимущественно в качестве балластного тягача. Имеются также сведения об использовании Tatra-813 в качестве машин техпомощи в горных районах Крыма и Кавказа. Модель, выпускавшаяся в 80-е гг. в ГДР, имеет крайне плохое сходство с оригиналом. В настоящее время выпускается Haedls Manufaktur (http://www.haedl.de/ , http://www.haedls-tt-laden.de/) . 19. Tatra-111, 147 и 141B Выпускалась в Чехословакии в 1942-1962 гг. Выпущено около 33 тыс. машин. Грузоподъемность - 10 тонн. (на ранних моделях меньше). Максимальная скорость - 75 км/ч, впоследствии 62 км/ч. Мотор - 12-цилиндровый дизель рабочим объемом 14,8 л мощностью 180 л.с. В СССР поставлялись с 1945 г. (до этого могли встречаться в качестве трофейных). Помимо бортовых Tatra-111R поставлялись балластные тягачи, самосвалы с трёхсторонней разгрузкой (Tatra-111S и Tatra-111S2), карьерные самосвалы Tatra-147DC-5 с кузовом ковшового типа, краны, экскаваторы, различные цистерны, буровые установки, гудронаторы, цементовозы и прочая техника. Модели выпускаются фирмами V&V (http://www.vvmodel.cz), Pavlas (http://ap-modely.wz.cz/), TAM (http://www.tam-automodelle.de) . 20. Tatra-138 Выпускался в Чехословакии в 1959-1972 гг. Общий объем производства грузовиков этого семейства составил 48 222 ед. Мощность - 180 л.с., максимальная скорость - 72 км/ч. Грузоподъемность - 12 тонн, допустимая масса прицепа - 15 тонн. На базе Tatra-138 выпускались и поставлялись в СССР: -карьерный самосвал Tatra-138S-1 с кузовом ковшевого типа; - самосвал с трёхсторонней разгрузкой Tatra-138S-3; - седельный тягач Tatra-138NT; - гидравлические автокраны - миксер-бетоновоз - экскаватор с прямой лопатой; - цистерна - прочие спецмашины. Наиболее часто встречались самосвалы. Модель самосвала выпускается на Украине. . 21. Tatra-148 Продолжение линии Tatra-138, очень похожая на нее машина. Выпускался с 1969 по 1982 г На базе Tatra-148 производились и поставлялись в СССР следующие спецмашины: - самосвал с односторонней разгрузкой и кузовом ковшевого типа Tatra-148S-1; - самосвал с трёхсторонней разгрузкой Tatra-148S-3. - автокраны ; - экскаваторы; - различные строительные машины, гудронаторы, миксеры-бетоновозы и т.д. Самосвалы составляли большую часть закупленных СССР машин. Распространены модели украинского производства. Также выпускает фирма Pavlas (литье из смолы), в т.ч. самосвал и пожарную машину . 22. ЗИЛ-164. Создан на базе ЗИС-150 путём модернизации его отдельных узлов и агрегатов. Производился с октября 1957 по декабрь 1964 (с декабря 1961 — ЗИЛ-164А). Внешне отличался облицовкой радиатора - если у ЗИС-150 жалюзи горизонтальные, то у ЗИС-164 они вертикальные. Боковые жалюзи также стали вертикальными. На ЗИЛ-164А боковые жалюзи на капоте опять стали горизонтальными, как у ЗИС-150. Мощность двигателя 100 л. с. Макс. скорость: 75 км/ч Грузоподъемность 4 тонны. Автомобили ЗиЛ-164 и 164А долгие годы были верными "рабочими лошадками" практически во всех автохозяйствах Советского Союза. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны, заправщики, цистерны, пожарные машины, автокраны и многие другие типы специальной техникн. В автохозяйствах ЗИЛ-164 работали до конца 1970-х, а отдельные экземпляры и до начада 1990-х. Модель украинского производства. Выпускаются модели бортового грузовика, грузовика с тентом, автоцистерны, фургона-кунга, тягача с полуприцепом. К сожалению, у модели автоцистерны допущены неточности - она представляет собой шасси ЗиС-150 с цистерной от ЗиЛ-130, в то время как автоцистерны на базе ЗиЛ-164 имели другой вид. . 23. ГАЗ-51 Грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель 50-60-70-х годов. Выпускался в 1946-1975 гг. Общий объем выпуска - около 3.5 миллионов. Мощность двигателя 70 л.с., макс. скорость 90 км/ч (по другим данным 70 км/ч). В 1955 году был освоен модернизированный ГАЗ-51А, производившийся до 1975 года. Машина вышла удачной и предельно простой, по-настоящему добротной конструкции с равнопрочными агрегатами и узлами. ГАЗ-51 любили шоферы за удачное сочетание быстроходности, надёжности, экономичности, прочности и выносливости, удобства и лёгкости управления. В 1940-х гг. ГАЗ-51 выпускался с деревянной кабиной, как и многие другие советские грузовики. С начала 1950-х кабина стала цельнометаллической, а с 1951 года бензобак начали устанавливать не под кузовом, а под сиденьем водителя. Именно такие кабины изображены на модели. ГАЗ-51 массово экспортировался, в т.ч. в страны Восточной Европы, в Финляндию (!), в ряд стран Азии и Африки. Лицензионные копии выпускались в Польше, Китае и Северной Корее. На базе ГАЗ-51 выпускалось множество модификаций - фургоны, автоцистерны, мусоровозы, полноприводные ГАЗ-63, автобусы КАвЗ-651, и т.д. В т.ч.: ГАЗ-51П — седельный тягач, выпускался в 1956—1975 гг. ГАЗ-93А — строительный самосвал на укороченном шасси ГАЗ-51А, выпускался в 1955-1966 гг. ГАЗ-93Б - сельскохозяйственный самосвал, выпускался в 1955-1966 гг. Именно эти варианты представлены в моделях. Также выпускается "базовая" модель - бортовой грузовик и автоцистерна-топливозаправщик. Хотя прототипом является топливозаправщик, автоцистерны выпускаются также с надписями "Пиво", "Квас" и т.п. Эту модель можно условно считать соответствующей автоцистерне АЦПТ-2,1А (для перевозки молока), однако она имела две горловины. . 24. ГАЗ-63. Полноприводный грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъемностью 2 тонны. Наиболее массовый полноприводный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР в 1950—60-х. Выпускался в 1947 — 1968 гг. Всего было выпущено 474464 автомобиля. На 80% унифицирован с ГАЗ-51. Экспортировался в социалистические страны, а также в Финляндию, страны Азии, Африки, Ближнего Востока. На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал рекордные показатели проходимости и даже использовался как тягач для буксировки застрявших трехосных ЗиС-151. Встречается до сих пор, в основном как машина любителей офф-роада и путешествий по необжитым местам. . 25. КАвЗ-651 Автобус на шасси ГАЗ-51, выпускался с 1949 до 1952 года на "Горьковском заводе автобусов" (ГЗА), с 1952 по 1961 г. на Павловском автобусном заводе, на Рижском авторемонтном заводе №2 (РАРЗ, будущий РАФ), а с 1958 по 1973 г. на Курганском автобусном заводе (КаВЗ). (подробнее см. в разделе "Отечественные автобусы и троллейбусы") Также копии этих автобусов и машины на их базе в разных вариантах (в т.ч. и отличающиеся внешне) выпускали около десяти авторемонтных заводов (в т.ч. рижский РАРЗ, будущий РАФ) Существовали грузовые и грузопассажирские модификации этих автобусов, в частности, автолавка КаВЗ-659/ПАЗ-659, и хлебный фургон ПАЗ-657 (со специальной вентиляцией). Хлебный фургон ПАЗ-657 имел внешние отличия: - характерный правый борт (плюс 2 ступеньки на нём); - глухая корма, т.е. без окна; - гладкая крыша без "грибков"; - передок крыши без "маршрутных" окошек. . 26. РАФ-977К / ЕрАЗ-762 — грузовой фургон на базе микроавтобуса РАФ-977. Выпускался в 1962-1996 гг. Грузоподъемность 850 кг (позже 1 т) Пробная партия РАФ-977К была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где он выпускался под маркой ЕрАЗ-762 с 1967 до 1996 г. . 27. УАЗ-452 и УАЗ-452Д - грузовой фургон и бортовой грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускаются на Ульяновском автозаводе с 1965/1966 г. соответственно. В 1985 были модернизированы и выпускаются по сей день под индексами УАЗ-3741, УАЗ-3303. Также выпускается много других модификаций, с разными вариантами кузовов, а также спецмашин на их базе. Грузоподъемность 920 кг и 1.2 тонны соответственно - официально, на практике УАЗы легко переносят значительную перегрузку. Мощность двигателя - 70 л.с. (конструкция двигателя ведет свой род от двигателя 21-й "Волги"), скорость 95 км/ч (после модернизации - 110 км/ч) Имеет прозвище "Буханка", "Таблетка" (обычно для автомобиля медицинской помощи), "Головастик" (бортовой грузовик) Автомобиль был весьма популярен в СССР и сегодняшней России, особенно в сельской местности, а также у организаций, которым требовался автомобиль повышенной проходимости, либо прочной конструкции (например, инкассаторы); и, разумеется, в армии. Модель выпускается на Украине; вероятно, можно ожидать выпуска и других модификаций УАЗов. . Арсений Цаплев
|