Идея оснастить эти модели освещением возникла ещё несколько лет назад и была реализована при помощи двух линеек светодиодов, включенных паралелльно через резисторы. В моём случае платы выполнены из фольгированного текстолита толщиной 0,5 мм (см. рис.). Предусмотрено включение светодиодов через диодный мост. Детали - диодные мосты В05S с допустимым током 0,5 А и максимальным обратным напряжением 50 В (1), светодиоды желтые круглые НВЗb-444FY диаметром 3 мм яркостью свечения 2,2 Кд (2) и резисторы 4,1 кОм (3). К центральным выводам платы припаиваются входные контакты моста. Вывод "+" припаивается к выступу торцевой дорожки, вывод "-" к островной площадке. К ней же припаивается одним контактом резистор, другой контакт резистора соединяется с торцевой дорожкой без выступа. Светодиоды припаиваются с соблюдением полярности к торцевым продольным дорожкам. Токосъем с тележек осуществлялся посредством тонкого многожильного провода? напрямую припаивающегося к латунным винтам тележек. Такая схема была применена, в основном, для того, чтобы опробовать, как выглядит вагон с освещением в процессе эксплуатации на макете. Были обнаружены следующие недостатки: 1. Возникал перекос тележек из-за недостаточной эластичности провода. 2. Происходили обрывы провода в местах скручивания. 3. Неудовлетворительное вписывание вагона в кривые вследствие повышенного сопротивления повороту тележек. По результатам пробной эксплуатации само собой пришло решение о коренной переделке системы токосъема в вагонах. Основной проблемой было надежное электрическое соединение платы освещения с тележкой, которое не препятствовало бы хорошему вписыванию модели в кривые. Решение пришло в виде латунной трубки, внешним диаметром 2 мм (я их купил в магазине ОВI). Здесь нужно отметить, что в имеющихся у меня ЦМВ в тележках применены латунные винты с цилиндрическим хвостовиком, выступающим над корпусом тележки вверх. Отрезок трубки одевается на хвостовик практически без натяга, однако, и не болтается свободно, т.е. обеспечиваются оба условия - контакт и свободное вращение тележки. В свою очередь к плате освещения точно над винтами тележек припаиваются отрезки медной проволоки диаметром 0,8 - 1 мм (4), которые вставляются в надетые на хвостовики винтов отрезки латунной трубки. При этом плата получается легкосъёмной. При желании её можно в любой момент снять для модернизации или ремонта. Результат проведенной работы меня вполне устраивает. Даже без использования стабилизатора напряжения (можно дополнительно поставить электролитический конденсатор емкостью 100 мкФх25В) (5) освещение в вагонах хорошо видно при напряжении 5В и более. Светодиоды не перегорают при длительно поданyом напряжении 18 В. Проблем с вписыванием вагонов в кривые и сходов на стрелках нет. Р.Мишин, "Локотранс", 2007, № 4. Все фото автора статьи. Примечание И.Сергеева. Автор этой разработки, подмосковный моделист Роман Мишин, самостоятельно изготовил печатную плату для узла освещения. Необходимо заметить, что несколько лет назад фирма "ТТ-Модель" заявила в своей производственной программе узлы освещения для своих вагонов ЦМВ (в частности, они были в каталоге фирмы 2004 г.). Эти узлы заметно отличались по своей конфигурации от платы Р.Мишина. Каждая такая плата имела полтора десятка мелких светодиодов, что обеспечивало равномерность освещения вагона. Цена их была довольно высока - 400 руб. за один комплект и более (в зависимости от магазина). Надёжность разработки вызывала вопрос - мой узел через несколько часов эксплуатации, благодаря пробою диода, стал работать лишь при одной полярности напряжения ("туда" вагон ехал со светящимися окнами, "обратно - тёмным). Эти узлы освещения были выпущены небольшой разовой серией в 100 шт., и возобновление выпуска не планируется. Ещё меньше (всего несколько единиц) было выпущено вагонов-ресторанов ЦМВ с освещением в виде торшеров на столиках. Таким образом, ЦМВ "со светом" уже стали раритетом.
|