(После)военная автотехника... из Новой Зеландии

Фото 1. Модель ЗИС-5.

Фото 1. Модель ЗИС-5.

Фото: А.Цаплев (все фото)

Фото 2. Модель ЗИС-5; рядом для сравнения

Фото 2. Модель ЗИС-5; рядом для сравнения "Волга" ГАЗ-21 (Herpa, ТТ).

Фото 3.

Фото 3. "Виллис", один вариант.

Фото 4.

Фото 4. "Виллис", другой вариант.

Фото 5. Додж

Фото 5. Додж "Три четверти"

Фото 6. GMC и на заднем плане ЗИЛ-157 от украинского производителя (ТТ).

Фото 6. GMC и на заднем плане ЗИЛ-157 от украинского производителя (ТТ).

Прототипы - машины одного класса и, приблизительно, одного размера.

Фото 7. Слева направо: два

Фото 7. Слева направо: два "Виллиса", "Додж - Три четверти", "ЗИС-5" и GMC.

Новозеландская фирма Flames Of War / Battlefront (http://www.flamesofwar.com/) выпускает модели автотехники в масштабе 1:100. С учётом того, что на макетах есть «передний» и «задний» план, на которых можно «играть масштабами», кое-что из ассортимента становится интересным российским моделистам - любителям отечественной исторической тематики в типоразмере ТТ. Тем более, в ряде случаев фирмой допускаются некоторые нарушения масштаба в сторону уменьшения размера моделей.

.

Несколько слов о моделях

Модели выполнены литьем из смолы (resin), к некоторым моделям прилагаются дополнительные части отлитые из металла (например, для "Виллиса" - рамка лобового стекла, крупнокалиберный пулемет, фигурки водителей и пассажиров).

Большинство моделей выполнены в двух вариантах: либо отлитые целиком (или почти целиком), на подставке; либо без подставки, сборные, с отдельными колесами; у грузовиков в таком варианте в кабине может сидеть водитель.

Модели без подставки (сборные) дороже почти вдвое!

В ассортименте производителя большое количество подобных моделей военной и военно-автомобильной техники США, Англии, СССР, Германии, Италии, Венгрии, Финляндии.

Можно отметить немецкие грузовики "Опель-Блиц", командирские "Хорьхи" и "Штайры", мотоциклы БМВ, советские мотоциклы М-72, транспортные тракторы-тягачи СТЗ-5 "Сталинец", американские трехосные "Доджи" и др.

Представим несколько моделей, относящихся к «третьей модельной эпохе» и пригодных к использованию на макетах советской тематики.

.

ЗИС-5 (он же -"Захар" и "Трехтонка").

Знаменитый советский грузовик грузоподъёмностью 3 т; второй по массовости (после ГАЗ-АА) грузовик 1930-40-х. Выпускался с 1933 по 1948 на ЗИСе. Во время войны упрощённую военную модификацию ЗиС-5В (обозначение условное) выпускали заводы ЗиС (1942—1946 гг.), УльЗиС в Ульяновске (1942—1944 гг.) и УралЗиС (1944—1947 гг.). На Уральском автозаводе под маркой УралЗИС-355 выпускался до 1958 года.

На ЗиСе было выпущено 352 311 автомобилей ЗиС-5. А всего было выпущено, по некоторым подсчетам, более 530 тысяч таких автомобилей

Мощность 73 л.с., грузоподъемность 3 тонны, скорость 60 км/ч. Двигатель легко пускался на морозе и мог работать на любых низкосортных бензинах. Груженый ЗиС-5 мог буксировать прицеп полной массой до 3,5 т. Средний пробег до капремонта составлял 70 тыс. км.

В 1934 партия из 100 шт. ЗиС-5 была продана в Турцию, став первым экспортированным отечественным автомобилем! Экспортный ЗИС-5 отличался от серийной модели никелированным радиатором и наличием бампера.

На базе ЗИС-5 выпускалось большое количество спецавтомобилей, от самосвалов до ассенизаторских бочек. Выпускались также автобусы ЗИС-8 (один из них снялся в фильме "Место встречи изменить нельзя").

Модель имеет неточности - радиатор у ЗИС-5 имел другую форму. Кроме того, на грузовики, как правило, не ставился бампер, а на модели он есть. Однако бампер ставился на экспортные модификации, да и серийные машины изредка шли с конвейера с бамперами. Кроме того, в процессе эксплуатации на автобазе могли прикрутить бампер от автобуса. Т.е. вариант с бампером имеет право на существование.

Дополнение: российской фирмой "Звезда" также выпускается модель ЗиС-5 в масштабе 1:100 в качестве игрового элемента в настольной игре "Великая Отечественная". Грузовик от "Звезды" выглядит гораздо более копийным.

.

Jeep (джип) , он же "Виллис"(Willys MB), он же Ford GPW

Легендарный американский военный внедорожник. Выпускался в 1941-1945 г. фирмами Willys-Overland и Ford. Выпушено около 650 тыс. машин.

Мощность 60 л.с., скорость 104 км/ч, грузоподъёмность 250 кг

Поставлялся по ленд-лизу всем союзникам США, в т.ч. и в СССР. В СССР поставлено около 51 тыс. "виллисов" начиная с лета 1942. В Советской армии в основном использовался как командирский автомобиль и как легкий артиллерийский тягач.

В СССР пользовался огромной популярностью как во время войны, так и после нее. После войны оставшиеся "виллисы" использовались в сельском хозяйстве, геологами и другими организациями, которым требовался автомобиль повышенной проходимости. Достаточно характерный автомобиль для председателя колхоза, секретаря райкома, директора МТС и т.п.

Модель. "Виллисы" имеются как в варианте на подставке, так и без подставки.

.

Dodge WC-51, "Додж Три четверти"

Американский армейский грузовой ("полугрузовой"?) автомобиль повышенной проходимости. Выпускался фирмой Dodge в 1941-1945 гг. Поставлялся по ленд-лизу в СССР, поставлено около 25 тысяч машин.

Мощность 92 л.с., скорость 87 км/ч, грузоподъёмность 750 кг Открытый 10-местный цельнометаллический кузов с тентом.

В армии США подобные автомобили относились к категории транспортных средств грузоподъемностью 3/4 тонны. Отсюда и прозвище "Три четверти".В СССР подобного класса автомобилей не существовало.

В 1945 году в СССР в небольшом количестве поступал и трехосный вариант "Доджа" - модель WC-62 грузоподьемностью 1,5 т. Такая модель тоже имеется.

В СССР после войны "Доджи" исчезли с дорог быстрее других типов поступавших по ленд-лизу машин - сказалось отсутствие соотвествующих масел, запчастей, да и сама конструкция (отсутствие кабины, небольщой кузов) не способствовали его применению в наших условиях.

В 1953 году на Горьковском автозаводе начали выпускать отечественный вездеход того же класса - ГАЗ-62 грузоподъемностью 1 тонна. Первый вариант напоминал увеличенный в размерах ГАЗ-69, но в серию пошел вариант с кабиной над двигателем, похожий на "уменьшенный" ГАЗ-66. Их было выпущено несколько десятков, после чего перешли на выпуск ГАЗ-66. Таким образом, знаменитую "шишигу" ГАЗ-66 можно считать в некотором смысле "потомком" "Доджа".

.

Грузовик GMC CCKW-352/353

"Вы, конечно, можете называть наш автомобиль "Студебеккером", - сказал Остап..."

Ближайший родственник знаменитого в России "Студебеккера", армейский грузовик класса "2 1/2", т.е. грузоподъемностью 2.5 тонны. Выпускался в США в 1941-1945 гг. Самый массовый грузовик Второй мировой войны. В 1942-1945 в СССР поставлено по ленд-лизу 6700 машин.

Мощность 94 л.с., скорость 72 км/ч. Хотя официальная грузоподъемность составляла 2.5 тонны, Главное автомобильное управление Красной армии разрешало эксплуатировать GMC и "Студебеккеры" с нагрузкой до 4 тонн. На некоторые CCKW даже монтировали реактивные минометы БМ-13 (т.е. "Катюши").

С апреля 1943 года грузовики из-за нехватки металла получили кабину с мягким верхом и боковинами. Именно такой вариант представлен на модели.

Для послевоенного СССР это, конечно, довольно редкая машина. Но возможная.

.

Арсений Цаплев.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100