Трамваи в ТТ для российских макетов

Кадр 1. Модель трамвая МС4, выполненная Сергеем Старцевым (Петербург) на основе картонной выкройки В.Дёмина. Модель оборудована металлическими колесами, проволочным токосъемником и имитацией интерьера. Изготовлена по мотивам трамвайного вагона МС4, восстновленного в Василеостровском трампарке Петербурга и в 2005-2007 гг. эксплуатировавшегося как ретро-трамвай по линии Крестовский остров - Петроградская сторона - Васильевский остров.

Кадр 1. Модель трамвая МС4, выполненная Сергеем Старцевым (Петербург) на основе картонной выкройки В.Дёмина. Модель оборудована металлическими колесами, проволочным токосъемником и имитацией интерьера. Изготовлена по мотивам трамвайного вагона МС4, восстновленного в Василеостровском трампарке Петербурга и в 2005-2007 гг. эксплуатировавшегося как ретро-трамвай по линии Крестовский остров - Петроградская сторона - Васильевский остров.

Фото: И.Сергеев

Модель из коллекции И.Сергеева.

Кадр 2. Gotha T57 + B57 (Karsei Modellbahn). Ходовая модель на колее 9мм

Кадр 2. Gotha T57 + B57 (Karsei Modellbahn). Ходовая модель на колее 9мм

Фото: Л.Мощевитин.

Кадр 3. Берлинский трамвай (Permo).

Кадр 3. Берлинский трамвай (Permo).

Фото: Permo.

Кадр 4. Модели трамваев в типоразмере ТТ из коллекции Л.Мощевитина (кадры 4-6).

Кадр 4. Модели трамваев в типоразмере ТТ из коллекции Л.Мощевитина (кадры 4-6).

Фото: Л.Мощевитин (кадры 4-6).

Кадр 5.

Кадр 5.

Кадр 6.

Кадр 6.

Как известно, чаще всего на макетах появляются вокзалы и депо, несколько реже - города и дороги с автомобилями и лишь совсем изредка - трамваи. Впрочем, трамваи всё больше становятся вымирающей экзотикой не только на макетах, но и в российских городах...

Нам известно не так уж много российских ТТ-макетов, на которых предусмотрено трамвайное движение - это одна из диормам Дениса Денисова (фото здесь), а также строящийся макет Льва Мощевитина. Однако же существуют модели трамваев в ТТ, пригодные в т.ч. и для российской тематики.

Прежде всего, надо отметить, что в России существует произодство ТТ-трамваев, хотя и в виде картонных моделей. Автор - петербургский моделист Виктор Дёмин. В 2005 г. им изготовлена первая картонная модель-склейка ленинградского трамвая серии ЛМ68ММ, распространённого в 1970-90-е гг., четырёх разновидностей (красный, голубой, зелёный, жёлтый), каждый из которых имел реальный прототип по сочетанию собственного номера, окраски и номера маршрута. В 2007 г. к столетию петербургского трамвая появилось ещё две модели-склейки, в каждой из которых - сцепка из двух трамвайных вагонов, мотрного и прицепного. Это ЛМ33+ЛП33 (четыре разновидности: в довоенной окраске, в окраске послевоенного десятилетия и два варианта окраски коца 60-х - 70-х гг. - вишнёвый и голубой), а также ЛМ49+ЛП49 (одна разновидность). Наконец, в марте 2008 г. пошла в серию еще одна картонная модель исторического трамвайного поезда МС4+МСП довоенной постройки.

(Примечание: в обозначении каждой серии ленинградского трамвая "Л" означает "Ленинград", "М" - моторный, "П" - "прицепной", а цифры - год ХХ века, в котором начат выпуск данной модели. Все эти трамваи производились в Ленинграде - Петербурге и эксплуатировались преимущественно там же. Небольшая часть ленинградских трамваев поставлялась в другие города СССР. Например, ЛМ/ЛП-49 эксплуатировались в Горьком, Новокузнецке, Магнитогорске. ЛМ-33/ЛП-33 работали только в Ленинграде).

.

Итак, постараемся пройти по всем известным нам моделям трамваев.

.

1. Gotha T57 + B57

Производитель: Karsei Modellbahn

Это качественная немецкая мелкосерийка с ценой в 200 евро за трамвайный поезд. Головной вагон оборудован двигателем. КОЛЕЯ 9 ММ. Это, пожалуй, единственый моторный трамвай в ТТ (точнее, TTm), который можно достать без особых проблем.

Такие трамваи производства ГДР поставлялись в СССР и работали в Виннице, Таллинне, Львове, Одессе (быстро исчезли, видимо, были переданы в другие города), Евпатории, Симферополе (после ликвидации там трамвая переданы в Евпаторию), Ярославле, Калининграде, Пятигорске, Житомире, Николаеве, Лиепае, Кишинёве, Ташкенте.

.

2. Tatra T3 или T4

Производитель: Grell.

Это т.н. "пивная" серия, по сути являющееся полуигрушкой с любопытными пластиковыми тележками на колею 9 мм. Изначально имеют не очень презентабельный внешний вид и по габаритам намного длиннее прототипа, однако после доработки могут выглядет очень ничего. В Москве такой трамвай можно купить по 500р с рук, также доступен на Ebay.

Существует около 4 или 5 заводских окрасок даного вагона, но в Москве в основном синие.

.

3. Фантомый трамвай с гармошкой

Производитель SIKU

Данный трамвай скорее напоминает опыты по созданию Франкенштейна, но он есть и поэтому нельзя про него забывать. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ серийный гм... трамвай на колею 12 мм. Цена крайне незначительна. По слухам, водится в детских магазинах КОРАБЛИК. Возможно, имеется и в других игрушечных магазинах.

.

4. Двухосный моторный трамвай Клингельталерской узкоколейки с прицепным вагоном.

Производитель: Adrian («вторая половинка» A&K) (?)

Микросерийка в ТТ, опять-таки на колею 9мм. Травлёнка. Металл. Выпускается в небольшом количестве, приобрести затруднительно.

.

5. Сочленённый современный трамвай SIEMENS 6NGT и 8NGTWDE

Производитель - adp Modelle

Цена от 180 до 220 евро. В настоящее время, по некоторой информации, выпуск прекращен.

.

6. ЛМ-33/ЛП-33

Производитель: Виктор Дёмин

Выпускались отливки вагона. По слухам, заказть отливку можно и сейчас. Цена неизвестна.

При доработке получается хорошо.

.

7. Фирма Permo выпускает модель "Берлинский трамвай", состав из 2-х вагонов (моторный+прицепной) - тип Т24/В24. Стоимость около 330 евро.

К сожалению, не совсем понятно, работали ли прототипы этой модели на отечественных трамвайных линиях.

.

8. Сочленённый трамвай Tatra KT4D

Производитель: Raetzmodellbau (http://www.raetzmodellbau.de/)

Выпускается в виде кита из травленки.

Прототипы эксплуатируются в России (Пятигорск, Калининград), Украине (Евпатория, Винница, Житомир, Львов). Поставлялись также в Эстонию (Таллинн) и Литву (Лиепая).

Модели для СССР имели обозначения KT4SU. Для Львова закуплены в 2008 подержанные вагоны из Эрфурта и Геры.

Тележки существуют как для колеи 1000 мм, так и для колеи 1435 мм. Известны случаи переделки тележек и эксплуатации трамваев и на колее 1524 мм в Алма-Ате.

.

8. Tatra T6

Производитель: Herrmann & Partner (http://www.herrmannundpartner.de/)

Herrmann & Partner заявил в TT модель Татра T6, пара таких трамваев работала в Москве, в Краснопресненском депо.

В настоящее время модель пока не выпускается, это анонс.

.

9. Gotha ЕТ54 + ЕB54

Производитель: Karsei Modellbahn

Эта модель выпускалась довольно долго и крашенным китом, и готовым, макетом и ходовым. Но на сегодня снята с производства и последние экземпляры распроданы несколько лет назад.

Такие трамваи производства ГДР поставлялись в СССР.

.

10. Gotha KSW

Производитель: Karsei Modellbahn

Не совсем понятно, работали ли такие трамваи в СССР.

.

А ТЕПЕРЬ О САМОДЕЛКИНЫХ.

При отстутсвии серийных моделей можно обратиться к мастерам ножа и бумаги (или пластика). И тогда только для вас и ни для кого больше появятся те модели, которые Вы хотите.

О фактах создания трамваев в ТТ в пластике под заказ нам неизвестно. А вот мастера бумажного производства имеются.

.

1. Модели Максима Компанца и Дениса Денисова.

Уникальный тандем из Тулы, способный построить практически всё, что угодно и в любом масштабе. Правда, уровень качества может очень сильно колебаться.

В списке созданных моделей - практически полный спектр трамваев российско-советской постройки и эксплуатировавшихся на наших трам. системах. На фотографиях Вы можете видеть примеры.

.

2. КТМ-5.

Производитель: неизвестный автор из Ужгорода. Построен в количестве около 10 экземпляров. Бумажный кузов с неплохой детализацией и внешним видом.

.

3. КТМ-5М3 (71-605).

См. кадры 37-39.

Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Две модели выполнены из пластика с остеклением и покраской. Проработаны интерьеры салонов, включая разноцветный салонный пластик (в одном вагоне синий, в другом зелёный). Нанесены бортовые номера. На одном вагоне имитирована открытая розетка для соединения по СМЕ, в дальнейшем планируется соединение вагонов. Вагоны стендовые, обмоторивание не планируется. Модели стоят на тележках разработки и исполнения Яниса Витолса (Тверь).

.

4. КТМ-8К (71-608К).

См. кадры 40-42.

Вагон с бортовым номером 109. Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Материал корпуса - пластик. Проработан салон, выполнен полупантограф современного Челябинского образца (устанавливается в городе Челябинск на вагоны вместо штатных токоприёмников). Модель стендовая, использованы тележки оригинальной конструкции за авторством Яниса Витолса (Тверь)

Вагон с бортовым номером 106. Производитель: Янисом Витолс (Тверь). Материал корпуса - бумага. Использовано иное крепление тележек, установлен бугельный токоприёмник.

.

5. КМ.

См. кадры 43-45.

Производитель: Александр Малышев (Москва). Это одна из первых работ моделиста. Материал - пластик, проволока. Вагон выполнен стендовым, проработаны салон и рабочие места вагоновожатого. Вагон в двустороннем исполнении (на практике многие вагоны после капитальных ремонтов становились односторонними).

Вагон подобной модели (московский КМ, номер 2170) можно встретить в фильме "Место встречи изменить нельзя" и многих других кинолентах.

.

6. ЛМ-57 ("Стиляга").

См. кадры 46-48.

Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Материал - пластик, картон. Модель стендовая.

.

7. Рельсотранспортёр ТК-28А.

См. кадры 49-51.

Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Прототип - рельсотранспортёр модели ТК-28А - изготовлен на основе трамайного вагона КТМ-5М3 (71-605). Материал - пластик, картон. Модель стендовая, имеет поворотную стрелу, токоприёмник не складывается.

.

Лев Мощевитин, Игорь Сергеев. Благодарим за уточнения и дополнения Дмитрия Мамина и Олега Баронова.

Фотогалерея
Кадр 7. Выкройки трамваев-склеек из картона, подготовленных для серийного выпуска В.Деминым.

Кадр 7. Выкройки трамваев-склеек из картона, подготовленных для серийного выпуска В.Деминым.

Сверху вниз: ЛМ68ММ, ЛМ33, ЛМ49, ЛП33.

Кадр 8. Модель трамвая ЛМ68ММ (В.Дёмин) с токосъёмником из комплекта.

Кадр 8. Модель трамвая ЛМ68ММ (В.Дёмин) с токосъёмником из комплекта.

Кадр 9. Модель трамвая ЛМ68ММ (В.Дёмин) с токосъёмником из комплекта.

Кадр 9. Модель трамвая ЛМ68ММ (В.Дёмин) с токосъёмником из комплекта.

Вид модели со стороны, противоположной пассажирским дверям.

Кадр 10. Модель трамвая ЛМ68ММ (В.Дёмин) с металлическим локомотивным токосъёмником пр-ва фирмы

Кадр 10. Модель трамвая ЛМ68ММ (В.Дёмин) с металлическим локомотивным токосъёмником пр-ва фирмы "Tillig".

Вид модели со стороны пассажирских дверей.

Кадр 11. Модель трамвая МС4 (В.Дёмин).

Кадр 11. Модель трамвая МС4 (В.Дёмин).

Снимок сделан на выставке в ЦМЖТ, Петербург, март 2008 г.

Кадр 12. Модель трамвая МС4, выполненная Сергеем Старцевым на основе картонной выкройки В.Дёмина.

Кадр 12. Модель трамвая МС4, выполненная Сергеем Старцевым на основе картонной выкройки В.Дёмина.

Кадр 13. Та же модель (вид спереди).

Кадр 13. Та же модель (вид спереди).

Кадр 14. Та же модель.

Кадр 14. Та же модель.

Кадр 15. Та же модель.

Кадр 15. Та же модель.

Кадр 16. Модель трамвая ЛМ49 (В.Дёмин).

Кадр 16. Модель трамвая ЛМ49 (В.Дёмин).

Кадр 17. Та же модель

Кадр 17. Та же модель

Кадр 18. Трамвайный поезд ЛМ49+ЛП49 (В.Дёмин).

Кадр 18. Трамвайный поезд ЛМ49+ЛП49 (В.Дёмин).

Кадр 19. Модель трамвайного поезда ЛМ33+ЛП33 в окраске 1965-79 гг. (В.Дёмин).

Кадр 19. Модель трамвайного поезда ЛМ33+ЛП33 в окраске 1965-79 гг. (В.Дёмин).

Кадр 20. Те же модели.

Кадр 20. Те же модели.

Кадр 21. Модель трамвая ЛМ33 в окраске 1965-79 гг.

Кадр 21. Модель трамвая ЛМ33 в окраске 1965-79 гг.

Кадр 22. Модель трамвая Татра-3 (Д.Денисов, картон).

Кадр 22. Модель трамвая Татра-3 (Д.Денисов, картон).

Кадр 23. Модель трамвая Татра-3 (Е.Запорожченко, металл).

Кадр 23. Модель трамвая Татра-3 (Е.Запорожченко, металл).

Кадр 24. Модель трамвая Татра-Т6А5 (Д.Денисов).

Кадр 24. Модель трамвая Татра-Т6А5 (Д.Денисов).

Кадр 25. Модель трамвая

Кадр 25. Модель трамвая "Спектр" 701-402 (Д.Денисов).

Модель моторизирована. Использована ходовка от BR118 в N (колея 9 мм, типоразмер модели трамвая ТТm).

Кадр 26. Та же модель

Кадр 26. Та же модель

Кадр 27. Модели трамваев КТМ71-608К (Д.Денисов, картон).

Кадр 27. Модели трамваев КТМ71-608К (Д.Денисов, картон).

Кадр 28.

Кадр 28. "Пивная" Tatra T3

Фото: Л.Мощевитин (кадры 28-36).

Кадр 29.

Кадр 29. "Пивная" Tatra T3. Вид сзади

Кадр 30. Та же Tatra T3 после доработки и установки хорошего полупантографа (общие затраты на вагон, включая его самого - 1850р)

Кадр 30. Та же Tatra T3 после доработки и установки хорошего полупантографа (общие затраты на вагон, включая его самого - 1850р)

Кадр 31. Игрушечный трамвай SIKU. Колея 12мм

Кадр 31. Игрушечный трамвай SIKU. Колея 12мм

Кадр 32. Двухосный моторный трамвай Клингельталерской узкоколейки с прицепным вагоном. Микросерийка. Adrian. Колея 9мм. Травлёнка. Металл. Модель из коллекции О.Баронова.

Кадр 32. Двухосный моторный трамвай Клингельталерской узкоколейки с прицепным вагоном. Микросерийка. Adrian. Колея 9мм. Травлёнка. Металл. Модель из коллекции О.Баронова.

Кадр 33. Модель трамвая ЛМ-33 (В.Дёмин) - в центре.

Кадр 33. Модель трамвая ЛМ-33 (В.Дёмин) - в центре.

Кадр 34. Модель трамвая ЛМ-33 (В.Дёмин), некрашеная отливка.

Кадр 34. Модель трамвая ЛМ-33 (В.Дёмин), некрашеная отливка.

Кадр 35. Модель трамвая КТМ-5 (неизвестный автор из Ужгорода). Бумажный кузов с неплохой детализацией и внешним видом.

Кадр 35. Модель трамвая КТМ-5 (неизвестный автор из Ужгорода). Бумажный кузов с неплохой детализацией и внешним видом.

Кадр 36. МТВ-82 (Д.Денисов, картон).

Кадр 36. МТВ-82 (Д.Денисов, картон).

Кадр 37. Модели трамваев КТМ-5М3 (71-605) из колл. Л.Мощевитина.

Кадр 37. Модели трамваев КТМ-5М3 (71-605) из колл. Л.Мощевитина.

Фото: Л.Мощевитин (кадры 37-39).

Установлены временные патографы на время ожидания производства бугельных токоприёмников.

Кадр 38. Те же модели.

Кадр 38. Те же модели.

Кадр 39. Те же модели.

Кадр 39. Те же модели.

Кадр 40. Модели трамваев КТМ-8К (71-608К) из колл. Л.Мощевитина.

Кадр 40. Модели трамваев КТМ-8К (71-608К) из колл. Л.Мощевитина.

Фото: Л.Мощевитин (кадры 40-42).

Кадр 41. Модели трамваев КТМ-8К (71-608К), авт. Д.Фролов.

Кадр 41. Модели трамваев КТМ-8К (71-608К), авт. Д.Фролов.

Кадр 42. Та же модель.

Кадр 42. Та же модель.

Кадр 43. Модель трамвая КМ из колл. Л.Мощевитина.

Кадр 43. Модель трамвая КМ из колл. Л.Мощевитина.

Фото: Л.Мощевитин (кадры 43-45).

Установлены несоответствующие оригиналу тележки от трамваев более поздних моделей производства Я.Витолса. Бугель пока не установлен.

Кадр 44. Та же модель.

Кадр 44. Та же модель.

Кадр 45. Та же модель.

Кадр 45. Та же модель.

Кадр 46. Модель трамвая ЛМ-57 из колл. Л.Мощевитина.

Кадр 46. Модель трамвая ЛМ-57 из колл. Л.Мощевитина.

Фото: Д.Фролов (кадры 46-48).

Установлены временные тележки.

Кадр 47. Та же модель.

Кадр 47. Та же модель.

Кадр 48. Та же модель.

Кадр 48. Та же модель.

Кадр 49. Модель рельсотранспортёра ТК-28А из колл. Л.Мощевитина.

Кадр 49. Модель рельсотранспортёра ТК-28А из колл. Л.Мощевитина.

Фото: Д.Фролов (кадры 49-51).

Установлены временные тележки.

Кадр 50. Та же модель.

Кадр 50. Та же модель.

Кадр 51. Та же модель.

Кадр 51. Та же модель.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100