Как известно, чаще всего на макетах появляются вокзалы и депо, несколько реже - города и дороги с автомобилями и лишь совсем изредка - трамваи. Впрочем, трамваи всё больше становятся вымирающей экзотикой не только на макетах, но и в российских городах... Нам известно не так уж много российских ТТ-макетов, на которых предусмотрено трамвайное движение - это одна из диормам Дениса Денисова (фото здесь), а также строящийся макет Льва Мощевитина. Однако же существуют модели трамваев в ТТ, пригодные в т.ч. и для российской тематики. Прежде всего, надо отметить, что в России существует произодство ТТ-трамваев, хотя и в виде картонных моделей. Автор - петербургский моделист Виктор Дёмин. В 2005 г. им изготовлена первая картонная модель-склейка ленинградского трамвая серии ЛМ68ММ, распространённого в 1970-90-е гг., четырёх разновидностей (красный, голубой, зелёный, жёлтый), каждый из которых имел реальный прототип по сочетанию собственного номера, окраски и номера маршрута. В 2007 г. к столетию петербургского трамвая появилось ещё две модели-склейки, в каждой из которых - сцепка из двух трамвайных вагонов, мотрного и прицепного. Это ЛМ33+ЛП33 (четыре разновидности: в довоенной окраске, в окраске послевоенного десятилетия и два варианта окраски коца 60-х - 70-х гг. - вишнёвый и голубой), а также ЛМ49+ЛП49 (одна разновидность). Наконец, в марте 2008 г. пошла в серию еще одна картонная модель исторического трамвайного поезда МС4+МСП довоенной постройки. (Примечание: в обозначении каждой серии ленинградского трамвая "Л" означает "Ленинград", "М" - моторный, "П" - "прицепной", а цифры - год ХХ века, в котором начат выпуск данной модели. Все эти трамваи производились в Ленинграде - Петербурге и эксплуатировались преимущественно там же. Небольшая часть ленинградских трамваев поставлялась в другие города СССР. Например, ЛМ/ЛП-49 эксплуатировались в Горьком, Новокузнецке, Магнитогорске. ЛМ-33/ЛП-33 работали только в Ленинграде). . Итак, постараемся пройти по всем известным нам моделям трамваев. . 1. Gotha T57 + B57 Производитель: Karsei Modellbahn Это качественная немецкая мелкосерийка с ценой в 200 евро за трамвайный поезд. Головной вагон оборудован двигателем. КОЛЕЯ 9 ММ. Это, пожалуй, единственый моторный трамвай в ТТ (точнее, TTm), который можно достать без особых проблем. Такие трамваи производства ГДР поставлялись в СССР и работали в Виннице, Таллинне, Львове, Одессе (быстро исчезли, видимо, были переданы в другие города), Евпатории, Симферополе (после ликвидации там трамвая переданы в Евпаторию), Ярославле, Калининграде, Пятигорске, Житомире, Николаеве, Лиепае, Кишинёве, Ташкенте. . 2. Tatra T3 или T4 Производитель: Grell. Это т.н. "пивная" серия, по сути являющееся полуигрушкой с любопытными пластиковыми тележками на колею 9 мм. Изначально имеют не очень презентабельный внешний вид и по габаритам намного длиннее прототипа, однако после доработки могут выглядет очень ничего. В Москве такой трамвай можно купить по 500р с рук, также доступен на Ebay. Существует около 4 или 5 заводских окрасок даного вагона, но в Москве в основном синие. . 3. Фантомый трамвай с гармошкой Производитель SIKU Данный трамвай скорее напоминает опыты по созданию Франкенштейна, но он есть и поэтому нельзя про него забывать. Это ЕДИНСТВЕННЫЙ серийный гм... трамвай на колею 12 мм. Цена крайне незначительна. По слухам, водится в детских магазинах КОРАБЛИК. Возможно, имеется и в других игрушечных магазинах. . 4. Двухосный моторный трамвай Клингельталерской узкоколейки с прицепным вагоном. Производитель: Adrian («вторая половинка» A&K) (?) Микросерийка в ТТ, опять-таки на колею 9мм. Травлёнка. Металл. Выпускается в небольшом количестве, приобрести затруднительно. . 5. Сочленённый современный трамвай SIEMENS 6NGT и 8NGTWDE Производитель - adp Modelle Цена от 180 до 220 евро. В настоящее время, по некоторой информации, выпуск прекращен. . 6. ЛМ-33/ЛП-33 Производитель: Виктор Дёмин Выпускались отливки вагона. По слухам, заказть отливку можно и сейчас. Цена неизвестна. При доработке получается хорошо. . 7. Фирма Permo выпускает модель "Берлинский трамвай", состав из 2-х вагонов (моторный+прицепной) - тип Т24/В24. Стоимость около 330 евро. К сожалению, не совсем понятно, работали ли прототипы этой модели на отечественных трамвайных линиях. . 8. Сочленённый трамвай Tatra KT4D Производитель: Raetzmodellbau (http://www.raetzmodellbau.de/) Выпускается в виде кита из травленки. Прототипы эксплуатируются в России (Пятигорск, Калининград), Украине (Евпатория, Винница, Житомир, Львов). Поставлялись также в Эстонию (Таллинн) и Литву (Лиепая). Модели для СССР имели обозначения KT4SU. Для Львова закуплены в 2008 подержанные вагоны из Эрфурта и Геры. Тележки существуют как для колеи 1000 мм, так и для колеи 1435 мм. Известны случаи переделки тележек и эксплуатации трамваев и на колее 1524 мм в Алма-Ате. . 8. Tatra T6 Производитель: Herrmann & Partner (http://www.herrmannundpartner.de/) Herrmann & Partner заявил в TT модель Татра T6, пара таких трамваев работала в Москве, в Краснопресненском депо. В настоящее время модель пока не выпускается, это анонс. . 9. Gotha ЕТ54 + ЕB54 Производитель: Karsei Modellbahn Эта модель выпускалась довольно долго и крашенным китом, и готовым, макетом и ходовым. Но на сегодня снята с производства и последние экземпляры распроданы несколько лет назад. Такие трамваи производства ГДР поставлялись в СССР. . 10. Gotha KSW Производитель: Karsei Modellbahn Не совсем понятно, работали ли такие трамваи в СССР. . А ТЕПЕРЬ О САМОДЕЛКИНЫХ. При отстутсвии серийных моделей можно обратиться к мастерам ножа и бумаги (или пластика). И тогда только для вас и ни для кого больше появятся те модели, которые Вы хотите. О фактах создания трамваев в ТТ в пластике под заказ нам неизвестно. А вот мастера бумажного производства имеются. . 1. Модели Максима Компанца и Дениса Денисова. Уникальный тандем из Тулы, способный построить практически всё, что угодно и в любом масштабе. Правда, уровень качества может очень сильно колебаться. В списке созданных моделей - практически полный спектр трамваев российско-советской постройки и эксплуатировавшихся на наших трам. системах. На фотографиях Вы можете видеть примеры. . 2. КТМ-5. Производитель: неизвестный автор из Ужгорода. Построен в количестве около 10 экземпляров. Бумажный кузов с неплохой детализацией и внешним видом. . 3. КТМ-5М3 (71-605). См. кадры 37-39. Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Две модели выполнены из пластика с остеклением и покраской. Проработаны интерьеры салонов, включая разноцветный салонный пластик (в одном вагоне синий, в другом зелёный). Нанесены бортовые номера. На одном вагоне имитирована открытая розетка для соединения по СМЕ, в дальнейшем планируется соединение вагонов. Вагоны стендовые, обмоторивание не планируется. Модели стоят на тележках разработки и исполнения Яниса Витолса (Тверь). . 4. КТМ-8К (71-608К). См. кадры 40-42. Вагон с бортовым номером 109. Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Материал корпуса - пластик. Проработан салон, выполнен полупантограф современного Челябинского образца (устанавливается в городе Челябинск на вагоны вместо штатных токоприёмников). Модель стендовая, использованы тележки оригинальной конструкции за авторством Яниса Витолса (Тверь) Вагон с бортовым номером 106. Производитель: Янисом Витолс (Тверь). Материал корпуса - бумага. Использовано иное крепление тележек, установлен бугельный токоприёмник. . 5. КМ. См. кадры 43-45. Производитель: Александр Малышев (Москва). Это одна из первых работ моделиста. Материал - пластик, проволока. Вагон выполнен стендовым, проработаны салон и рабочие места вагоновожатого. Вагон в двустороннем исполнении (на практике многие вагоны после капитальных ремонтов становились односторонними). Вагон подобной модели (московский КМ, номер 2170) можно встретить в фильме "Место встречи изменить нельзя" и многих других кинолентах. . 6. ЛМ-57 ("Стиляга"). См. кадры 46-48. Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Материал - пластик, картон. Модель стендовая. . 7. Рельсотранспортёр ТК-28А. См. кадры 49-51. Производитель: Дмитрий Фролов (Саратов). Прототип - рельсотранспортёр модели ТК-28А - изготовлен на основе трамайного вагона КТМ-5М3 (71-605). Материал - пластик, картон. Модель стендовая, имеет поворотную стрелу, токоприёмник не складывается. . Лев Мощевитин, Игорь Сергеев. Благодарим за уточнения и дополнения Дмитрия Мамина и Олега Баронова.
|