Рис.1. Одна из американских моделей ТТ-паровозов 1940-50-х гг.
|
Рис.2. Вагоны-"американцы" той же поры
|
Рис.3. Первая модель локомотива от ROKAL-TT - двухосный паровоз (1947 г.)
|
Рис.4. Werner Zeuke (Вернер Цойке)
|
Рис.5. Helmut Wegwerth (Гельмут Вегверт)
|
Рис.6. Carlo Parisel
|
Рис.7. Hans-Juergen Tillig (Ганс-Юрген Тиллиг)
|
Рис.8. BR132 - первая ТТ-модель от ROCO
|
Рис.9. E04 - ТТ-модель от Rothe-top-technic
|
Рис.10. Juergen Jagoschinski (Юрген Ягожинский)
|
Рис. 11. Презентационные ТТ-модели тепловозов F7 A-UNIT и GP9 фирмы Lionel
|
Рис. 12. Е94 - ТТ-модель от BRAWA
|
|
|
Автор: Bozo, Laffin. Источник: http://m120.by.ru/history, 1998, 2001. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТТ-ДОРОГИ В США Соединенные Штаты Америки являются местом происхождения и рождения TT-дороги. В 1941 г. инженер Harald Joyce начал разрабатывать модели дороги в масштабе 1:120. Но из-за вступления США во II Мировую войну Joyce он смог только в 1945 г. основать фирму H.P.PRODUCTS по изготовлению дороги. В октябре 1946 г. были представлены первые модели и одновременно началась их поставка на рынок. От Joyce происходит также наименование "TABLE-TOP-TRAINS" - "TT" для этого типоразмера и строительной величины. Таким образом, он может считаться по праву отцом TT-дороги. Модели фирмы H.P.PRODUCTS копировали естественно американские прототипы. Курьерский пассажирский паровоз и пассажирские вагоны, стандартный грузовой паровоз, пригородные поезда и типичные US-товарные вагоны продавались тогда в США обыкновенно как комплекты для самостоятельной сборки. Локомотивы поставлялись по желанию уже собранными. Joyce первоначально имел некоторый успех с модельной продукцией, тем не менее достигнутый TT-успех в США никогда не мог сравниться с ним в Германии. В дальнейшем другие фирмы дополняли основную программу и в конце 40-ых и начале 50-ых годов несколько фирм поставляли множество различных комплектов моделей. Linsay и Kemtron в эти годы предлагали локомотивы со значительно улучшенным качеством. Например, сделанный из тонкой латуни тепловоз от KEMTRON сравним по качеству с сегодняшними моделями. В конце 50-ых годов импортировались из Японии латунные модели, сделанные по американским образцам. С начала 60-ых годах дела шли с TT-дорогой плохо, и в конце 60-ых TT исчез окончательно. Только несколько малых групп завзятых фанов изготовляют до сегодняшнего дня штучную продукцию и можно сказать, что ТТ-дорога в США скорее мертва, чем жива. ROKAL-TT – ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ Слово ROKAL произносится в связи с TT-дорогой всегда с трепетом. ROKAL - первый продавец дороги модели в масштабе 1:120 с 12 mm колеей в тогдашней Федеративной Республике Германии. Начало ТТ-дороги в Германии связывается с Eugen Engelhardt. После окончания II мировой войны он занялся разработкой моделей. Они должны были строиться в том "идеальном масштабе", когда можно было построить дорогу на столе. Однако путь до первой серийно произведенной модели был еще очень долог. Начало положил двухосный паровоз, который состоял из самых различных наличествующих материалов: жести, остатков проволоки, старых зубчатых колес и древесины. И все же всему вопреки, полностью сделанный локомотив функционировал. Этот локомотив, сделанный в 1946 г. в "мелкой серии", получил имя "Baby 1001". Engelhardt был заражен идеей электрической модельной железной дороги и искал предприятие, которое могло бы дорогу производить крупносерийно. И с этого момента на игровом ТТ-поле появилась ROKAL. Господин Robert Karmann в 1887 г. родился в Литве, основал в 1914 г. в Дюссельдорфе первое предприятие, фирму Robert Karmann & Ко. Двенадцать лет спустя Karmann перенес предприятие в Лобберих. Основой программы производства фирмы ROKAL, название которой состоит из заглавных букв фамилии основателя и из первой буквы места производства (Robert Karmann, Lobberich), была оснастка для автомобильной промышленности, в основном изготовление литьем запчастей из цинк-содержащих сплавов. На фирму ROKAL обратил свое внимание Engelhardt, встретившийся с Karmann в Лобберихе. Господин Karmann находил удовольствие в железной дороге и уже спустя короткое время твердо заявил, что железная дорога будет идти в серии. И, как оказалось позднее, ROKAL в этом преуспела как никто. Развитие ТТ-дороги двигалось вперед быстро. Уже в 1948 г. отдел модельных дорог принял на работу 9 сотрудников. Первыми крупносерийными моделями были: четырехосный багажный вагон, четырехосный пассажирский вагон и курьерский пассажирский паровоз с прицепным тендером. В конце сороковых годов Eugen Engelhardt покинул фирму ROKAL. Но все же это не затормозило ТТ-дорогу фирмы ROKAL. Очень скоро появились новые локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны. Модели всегда строго соответствовали своему натурному образцу. Большое значение придавалось также улучшению надежности эксплуатации и комплектованию рельсовой системы. Наконец появилась также дополнительная оснастка: лампы, дома, сигналы и т.д. На многочисленных ярмарках и выставках игрушек всегда был обширный стенд фирмы ROKAL со своей ТТ-дорогой. В шестидесятые годы моделистам-железнодорожникам постоянно предлагалось большое количество моделей локомотивов, здесь нужно назвать: BR89, V200, VT95, E10, E40, VT12 и ET56. Финансовые обороты и число сотрудников модельного направления фирмы постоянно шли на подъем. Появились новые модели, всегда лучше деталированные: US двухсекционный тепловоз (F7), швейцарский электровоз, DB E05 и E03, а также паровозы серии 03, 24, 85 и прусский T3. Также имелся V60, разнообразные вагоны, полностью переделывается рельсовая система. И все же начались трудности. Хотя ROKAL TT-дорога очень популярна и широко распространена, N-дорога стала составлять все более большую конкуренцию. Плюс к этому добавился ещe общий застой конъюнктуры в автомобильной промышленности, а запчасти к автомобилям являлись основной производственной программой фирмы ROKAL. Взятые кредиты должны были быть возвращены, что привело фирму, которая имела только незначительную прибыль, во все возрастающие трудности. ROKAL была вынуждена начать увольнение сотрудников. Не удается снизить издержки на производство ТТ-моделей и особенно рельсовой системы, больше не появлялось никаких новинок. Были сделаны попытки возместить это поставками из ассортимента производителя "Zeuke & Wegwerth” (ГДР) несколькими грузовыми и пассажирскими вагонами, имевшими ROKAL колесные пары, сцепки и DB эмблемы. Но, к сожалению, это уже не могло спасти ROKAL TT-дорогу. Она была продана в 1971 г. фирме ROWA, которая переделывает ROKAL программу и посредством новых моделей хочет ее дополнить. Появилась первая и последняя модель фирмы ROWA – двухосная платформа для перевозки контейнеров в различных вариантах, но это не спасло ТТ-дорогу и саму фирму. Тогда известная австрийская фирма - RОСО - приняла всю ROWA-программу, включая ROKAL пресс-формы и матрицы. RОСО не решилась тем не менее на возрождение TT-программы, и таким образом, была решена в семидесятых годах участь TT на западе Германии. И все же спустя 10 лет однажды появилась еще одна ROKAL-модель на рынке. RОСО в восьмидесятых годах производила наборы дополнительных грузов для товарных вагонов на экспорт. При этом эти наборы грузов были настоящими Rokal-моделями, аналогами производимыми в 1964 - 1970 самой фирмой Rokal грузам для своих шестиосных платформ. Это была, однако, самая последняя ROKAL модель до сегодняшнего дня. ZEUKE-TT-BAHN В БЫВШЕЙ ГДР Вскоре после II Мировой войны возобновилось производство моделей в западных оккупационных зонах, также и в ГДР появились первые предпосылки для производства модельных дорог. TT-дорога не задумывалась при этом еще долго, начинали с изготовления моделей дорог в типоразмерах 0, S и HO. Сегодня нужно назвать здесь почти забытые имена: Ehlke, Bach, Dahmer, Rohso и, конечно, также наряду со многими другими производителями - фирму ZEUKE. В сравнении с западными фирмами производство в ГДР осуществлялось в самых трудных условиях, упомянем здесь прежде всего недостаток сырья. Таким образом, отказ от применения металла имел далеко идущее будущее, широко использовались древесина, бакелитовая смола и различные пластмассы. Фирма ZEUKE делала на улице Gruenauer в Берлине-Koepenick различные электромеханические игрушки - корабли с электромеханизмом, а также железнодорожные модели в типоразмере 0 (нуль) с электромеханическим приводом. Производились также различные рельсы, сигналы и т.д. Производство 0-дороги расширялось до середины пятидесятых годов. Уже скоро стало понятно, что 0-дорога больше не в духе времени. Слишком накладна в изготовлении, требует много места и нельзя забывать большие трудности при поставке сырья и материалов. Большие изменения начались после передачи частных фирм в народную собственность. Zeuke & Wegwerth стала в 50-е годы одним из первых предприятий, в которых финансово участвовало государство, что способствовало началу развития модельной железной дороги в более мелком масштабе. Тогда решилась судьба масштаба TT в ГДР, который уже широко производился в ФРГ фирмой ROKAL. На лейпцигской весенней ярмарке 1957 г. фирма Zeuke & Wegwerth представила первые ТТ-модели: паровоз 2310 и тепловоз V200 DB, несколько товарных и пассажирских вагонов, различный рельсовый материал. Эти новинки ярмарки вызвали приятное удивление. Но в продаже они появились только к рождеству 1958 г. Производство 0-дороги постепенно сокращалось и наконец совершенно прекратилось в пользу ТТ-дороги. В 60-е годы происходило для TT постоянное расширение ассортимента: новые локомотивы, товарные и пассажирские вагоны – модели разрабатывались и появлялись вскоре после этого в торговле, также расширялась рельсовая система. В отличие от некоторых других производителей Zeuke уже рано зналa, что только с надлежащим качеством можно остаться на западном рынке. В качестве примера можно привести двухосный полувагон с деревянной обшивкой. Качество западных производителей 50-х годов ZEUKE достигла на 20 лет позднее. Чтобы за границей распространять ТТ-дороги, давались различные рекламные объявления в специальных журналах: "Modelleisenbahner", “Miba” или “Ревю железной дороги”. За границей - в Швеции, Бельгии, Англии и, прежде всего, в социалистических соседних государствах ТТ-дорога быстро стала известна. Чтобы удовлетворить все более растущий спрос, в середине 60-х годов построено новое здание на Storkower улице. Здесь в современных помещениях расширялось и рационализировалось производство. Изменения происходили также в области сервиса: в 1966 г. появился первый номер журнала "Modellbahn-Praxis". Наиболее выдающимися новшествами 60-х годов были E94, E11/42, LVT, новые четырехосные вагоны скорого поезда, а также подвижной состав для узкоколейки HO на TT-шасси, который производился в сотрудничестве с фирмой HERR. C 1966 г. началось завоевание ТТ-рынка ФРГ фирмой ZEUKE: именно к рождеству 1966/1967 в каталогах появились ТТ-модели. Предлагался Start-набор: танк-паровоз и 3 товарных вагона или танк-паровоз и 3 пассажирских вагона. Плюс батерейный пульт управления и рельсовый овал и все это по сенсационной цене - 12,90DM (!!!). В качестве дальнейшего дополнения имелся набор рельсов (7,90DM), а также с 1968 г. сетевой трансформатор (15,90DM). При этом цены на TT-дорогу оставались неизменными до 1990 г. В начале семидесятых годов произошло глубокое изменение: из Zeuke & Wegwerth КG фирма превратилась в VEB BERLINER TT-BAHNER. И уже с мартовского 1972 г. номера журнала “Modelleisenbahner” рекламировалась продукция именно BERLINER TT-BAHNER. Werner Zeuke покинул фирму после ее полного огосударствления. Все это повлияло, конечно, на модельную продукцию, так резко сократилось количество новинок, что видно по рекламным объявлениям в "Modelleisenbahner" и "Modellbahn-Praxis". Тем не менее своевременно появлялись каталоги и проспекты, расширялось ТТ-производство, но направленность его была на экспорт, в основном в СОВЕТСКИЙ СОЮЗ и другие восточные страны. В ФРГ же после конца фирмы ROKAL было заметно нежелание сразу переходить на продукцию VEB BTTB, тем не менее, не в последнюю очередь активности AKTT, положение скоро улучшается. Этому способствовало также расширение сети магазинов, торгующими ТТ-дорогой. Кроме того, появились фирмы, изготовляющие малосерийную ТТ-продукцию: Krueger (Wetzlar) – первая, затем последовали - Beckmann, Kunze, Schwaetzer, Jeike, UNION-TT, PSK (Голландия). В качестве импортера игрушек из ГДР была основана в восьмидесятом году фирма Richard Schreiber (Furth), которую всячески поддерживает AKTT, появлялись также различные ВТТВ-модели в DB исполнении. И все же экспорт в западные страны по-прежнему представлял только малую долю производства. Вот что писала газета "Berliner Zeitung" 27.09.1984 г. о продукции ВТТВ: «1780 локомотивов и 5880 вагонов покидают каждый день здание народного предприятия VEB BERLNER TT-BAHNER". К этому времени в VEB BTTB на Storkower улице работали 800 сотрудников в 2 смены. А так как мощности основного производства тем не менее не всегда были достаточным, начинается производство части продукции в других предприятиях. Невозможно также умолчать здесь об экономической ситуации в ГДР незадолго до своего краха: с целью заработать валюту ТТ-продукты за границей продавались по ценам, которые были ниже себестоимости. Когда в 1987 г. праздновался в ГДР юбилей "150 лет первой немецкой железнодорожной магистрали", а в 1988 г. юбилей "30 лет BTTB" - в обоих этих случаях VEB BTTB делала особые упаковки для своей продукции, а новый паровоз BR01 поставлялся в малых эксклюзивных количествах экземпляров. ОТ ZEUKE ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ - ПОСЛЕДНИЙ ПОВОРОТ С конца 80-х годов начались естественные трудности для VEB BTTB: рушился весь рынок на востоке Германии, население ГДР было занято другими заботами, покупка продовольствия, а не ТТ-дороги стала первоочередной, для западного же рынка ТТ-дорога уже не являлась современной, так как почти все модели были выполнены в DR-исполнении, которая также уже прекратила свое существование. Весь коллектив спрашивал себя - как же жить дальше? В начале июня 1990 г. VEB BTTB превратился в ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, господин Werner Zeuke активно действовал в качестве коммерческого директора, поддерживался он дипл. инженером Henning Schauer. Первоочередной ставилась задача переработать ассортимент для западного рынка, а также сделать привлекательные новинки. В память о разрушении берлинской стены были выпущены три вагона-ледника, на стенках которых были запечатлены эпизоды этого исторического события. Были сделаны попытки попасть в поле зрения общественности с новыми проспектами, новой упаковкой, рекламными объявлениями и новым каталогом. Как дополнение к основному ассортименту появляется модельная рельсовая система фирмы Pilz. А участие в выставке изготовителей моделей железных дорог в Кельне, позволяли вроде бы сделать вывод, что пост-ГДР-овские трудности преодолены. Но через год, в 1991 г. начиналась распродажа собственности ГДР в широком масштабе по демпинговым ценам. Например, по оптовой цене можно было купить BR250 по 5,00 DМ за штуку. Все это способствовало тому, что потенциальные покупатели перестали покупать модели в специализированных магазинах, вследствие этого перестало хватать оборотных средств у ВТТВ Zeuke . Последствия не замедлили сказаться, приступили к массовому увольнению персонала. В 1991 г. господин Zeuke снова оставил фирму, в права наследования вступил господин Carlo Parisel. С поддержкой учреждений опеки и банков ему удавалось продвигать TT-дорогу в глазах общественности как никогда прежде: рекламные анонсы по радио и телевидению, объявления в газетах, новые рекламные материалы, презентации продуктов в специализированных магазинах и т.д. На ярмарках игрушек появлялись новинки, сделанные в кооперации с различными западными производителями (Bemo, Beckmann, PMT), а также на бывшей фабрике вооружения в Санкт-Петербурге в России. Наконец началось открытие рынка США – в 1992 г. ТТ-дороги из ФРГ снова достигают страны рождения ТТ-дорог - США! 01.07.1992 г. ВТТВ Zeuke объединилaсь с VERO (Olbernhau). BTTB Zeuke выступил также спонсором Олимпийских игр 2000 г. Кажется, что все развивается все дальше и успешнее, что также подтвердила нюрнбергская ярмарка 1993 г. Было представлено одних новинок, как никогда прежде – только 8 новых или переделанных вариантов локомотивов. В США и Канаде появились новые рекламные объявления, в американском “Modell Railroader” №9/93 сообщается о появлении настоящего US тепловоза - F7. И вдруг… Началась самая темная пора ТТ-дороги. На основе неоплаты трех кредитов, а также различных обязательств по отношению к другим фирмам, суд первой категории в Берлине-Шарлоттенбурге 30.07.1993 г. назначил конкурсное управление BTTB Zeuke . Почему стала возможным неспособность оплаты так и осталось невыясненным. Но тем не менее, тогда почти все магазины и просто друзья ТТ-дороги, а также различные сотрудники фирмы BTTB Zeuke сохранили свою верность ТТ. На конкурс были поданы различные заявления, в том числе от держателей капитала фирмы и от фирм-конкурентов. Фирма Mattra начинала с производства двух моделей тепловозов типоразмере TT: DB-тепловоз BR218, а также тепловоз BR120. В 1992 г. появился в продаже тепловоз BR218. Фирма Mattra объединилась с фирмой Pilz – изготовителем модельной рельсовой системы для TT-дорог. Собственником фирмы являлся господин Hans-Juergen Tillig из г.Sebnitz. Господин Tillig также подал заявление на конкурс после банкротства BTTB Zeuke и выиграл его. В сентябре 1993 г. Tillig становится хозяином фирмы BTTB Zeuke. По новому фирма стала называться "BERLINER TT-BAHNER PILZ & Ко KG", под кровлей которой отныне находились ранее независимые фирмы PILZ (Sebnitz), Mattra (Sebnitz) и BTTB Zeuke (Берлин). Наряду с частью сотрудников сохранялись также все программы этих фирм. Уже немного более позднее, на международной выставке моделей железных дорог в Штутгарте впервые произошло представление фирмы под новым именем перед общественностью. Свою долю внесла в это также специальная периодика. В 1993 г. название фирмы изменяется в "TILLIG-BAHN und GLEISE & Ко KG", Sebnitz. Филиал и сбыт остались тем не менее в Берлине на Storkower улице. Нюрнбергская ярмарка игрушек 1994 г. стала апогеем в истории ТТ-дороги. Arnold и Tillig заключили договор о кооперировании с целью дальнейшего расширения типоразмера ТТ. Arnold выпустил свою первую ТТ-модель - Koef в DB исполнении, Tillig обещала упаковку и рельсы. Arnold ТТ-локомотив появился ужe в 1994 г. Осенью 1994 г. появился в Arnold-проспекте Koef, а также цифровая система. Модели TT-KOEF было присвоено звание "модель года". Как дальнейшее расширение ТТ-программы Arnold, сообщалась о разработке модели Eurosprinters BR127. И тут TT-дорогу ожидал новый удар: сразу после нюрнбергской ярмарки, 20.02.1995 г. фирму Arnold купила итальянская фирма Rivarossi. С августа 1995 г. пересмотрены Arnold-программы. Первым мероприятием стало расширение N-ассортимента, а разговоры о TT стали чисто спекулятивными. На ярмарке 1996 г. тем не менее был представлен ARNOLD-RIVAROSSI TT-KOEF. Что из ARNOLD-TT останется будет видно позднее. Также фирма Roco не оставила ТТ-рынок закрытым. Roco представила свой ТТ товарный вагон со свойственным этой фирме качеством, казалось, что счастливая рука двигала Roco в той презентации. Но, несмотря на более чем радостные оценки различных торговцев TT-дорогой, Roco ничего не сделалa сверх этого и, более того заморозила свои ТТ-планы на неопределенное время. И тем не менее летом 1998 г. появился BR132 и стал моделью успеха. За ним последовали двухосный вагон с раскрывающимися стенками и платформа для перевозки контейнеров, оба в различных вариантах. Через год, с 2000 г. начались поставки танк-паровоза BR80 и четырехосной платформы для тяжелых грузов. В 1995 г. для Tillig последовал дальнейший взлет, начались успешные поставки BR120, а нюрнбергская ярмарка вызвала несомненный интерес к TT. Все больше продавцов брали на заметку TT, а также модели других типоразмеров этой фирмы. Tillig также предлагает после господина Parisel к имеющемуся в ассортименте H0m "Spreewaldbahn" теперь и в H0e. Также и на TT снова появились различные новинки. В сентябре 1995 г. появилась первая собственная ТТ-модель от Rothe-top-technic - прусский АТ3, также производимой в фирме Kunze. Теперь эта модель изготовляется также господином Christian Rothe, так же как и EDK 80/3. В первой половине 1998 г. появилась E04 - следующая филигранная top-модель для ТТ-рынка, она доступна в нескольких вариантах. EDK80 предлагается между тем также для HO. Фирма JATT проявляет большую активность на ТТ-рынке. Владелец - бывший коммерческий директор фирмы Bemo - Juergen Jagoschinski намерен и далее расширять TT-ряд. Первыми моделями были тепловозы V60, 106 и 346, а также BR89 (T3) и BR89 с прицепным тендером. Дальше появились: BR38 (pr.P8), BR91 (pr.T9.1), BR78 (pr.T18), SVT137 "Летающий гамбуржец", pr.AT3 и соответственно ETA177 DB (аналог Kunze), рельсовая система 1,8 mm (аналог Krueger-TT). Модели хорошо детализированы. В дальнейшем появятся модели BR62, BR18 314, VT137, 140 DB, а также модели вагонов: Intercity, клепанная двухосная цистерна прусских дорог. Конечно, не будет забыт ассортимент дополнений, в первую очередь: поворотный круг, веерное депо и большой угольный кран. А так же ландшафтные дополнения к различным дорожным зданиям.Мелкосерийная фирма PMT & Ebert GBR (Thyrow). Она поставляет meck.T4 и различные товарные вагоны с хорошим качеством. Объявленный V10 ждут TT-дороги уже давно. Фирма Hosse из Берлина также заявила себя в области TT-моделирования. Несомненно моторный VT133 535 и прицепной вагоны CV33 расширят коллекцию TT-моделистов. В 1999 г. мелкосерийная фирма Hosse объединялась с TT-CLUB под тем же именем. Владельцем является господин HANS-HENNING SCHAUER, бывший сотрудник BTTB, значительно расширил ассортимент продукции, который базируется частично на сотрудничестве с чешскими и русскими производителями. Фирма Jatt уже изготовляет тепловоз V60, а теперь он появился в ассортименте TT-CLUB. Уже очень давно объявленный двухэтажный пассажирский вагон все еще не появился. С середины 1999 г. доступны для американских моделистов модели тепловозов F7 A-UNIT и GP9 (оба в 9 вариантах раскраски) фирмы Lionel в масштабе 1:120, но, к сожалению, без мотора и только как модели-презентации. Запланированы и другие модели. Так, что освоение фирмой Lionel ТТ-масштаба совершенно не случайно.... Самым новым членом в группе ТТ-производителей является фирмa Brawa. Она представила к началу 2000 г. электровоз E95. Фирма Guetzold, ранее уже производила ТТ-модели для ВТТВ-программы, и как о первой новой ТТ-модели сообщила о BR6510 на 2000/2001. За ним должны последовать переделанные электровозы 211/242 (E11, E42) и паровоз 755. Фирма Tillig представила новый четырехосный пассажирский вагон скорого поезда DB, а также появился долгожданный грузовой паровоз BR52. Появятся также важные недостающие варианты многих моделей локомотивов. ICE и электровоз BR101 DBAG хорошо дополнят картину современной дороги в масштабе 1:120. Расширяется также рельсовая система.
|