Автор: Th.Bradler. Источник: "TT-Kurier", 2004, № 5. Уже во второй раз мы представляем в нашем журнале образцы российского производителя моделей железной дороги - фирмы «Пересвет». Эти модели знакомы жителям Германии по прошлогодней ярмарке в Ремшейде. Директор «Пересвета», Алексей Земсков реализует свои модели через берлинскую фирму «ТТ-клуб», и благодаря этому мы получили возможность сфотографировать модели в Берлине и провести интересную беседу. МАКЕТ Демонстрационный макет «Пересвета» имеет габариты 1,5 х 0,90 м и состоит из деревянного фундамента с деревянной рамкой. Макет складной, и его можно транспортировать в большом чемодане, - например, по модельным выставкам в разных городах Германии. Это немаловажно для создателя макета - Алексея Земскова, часто путешествующего за пределами родного Петербурга, и преимущественно посредством железной дороги. Поэтому габариты путешествующего вместе с ним макета подобраны таким образом, что этот макет в сложенном виде вполне умещается на багажном месте в обычном российском вагоне дальнего следования. С этой же целью для изготовления макета использованы преимущественно лёгкие материалы. Например, рельеф ландшафта состоит из пенопласта и бумаги. МАЛЕНЬКИЙ ВОКЗАЛ Тема сооружения - это копия маленького станционного здания на магистральной железнодорожной линии Москва – Санкт-Петербург. Ландшафт макета типичен для северо-запада и средней полосы России. Здесь нет больших гор, но есть песчаные холмы, покрытые травой и немногочисленными деревьями. Железнодорожная станция находится в деревне или маленьком городке, так что жители должны самостоятельно добираться до вокзала. Возможно, несколько десятилетий назад здесь ходил автобус, но эти времена прошли. А ведь ещё не так давно, в конце 70-х – начале 80-х гг. в провинциальных городах Советского Союза индивидуальный транспорт (личные автомобили), в отличие от общественного, играл только вспомогательную роль. САМОДЕЛЬНЫЕ СТРОЕНИЯ Для оформления ландшафта используются самодельные заготовки и природные материалы. Наряду с пенопластом и бумагой идут в ход травянистые волокна, опилки, песок, камни и мох. Лишь хвойные деревья заимствованы из заводского ассортимента. На макете уложены рельсовые пути заимствованы от Bemo и Kreuger. Создание макета на первом этапе, до монтажа строений, было довольно простым делом. Проблемы возникли в связи с тем, что в ассортименте отсутствуют модели строений, подходящие для строительства маленького вокзала российских железных дорог. Здесь было два пути - конверсия имеющихся моделей зданий, или же самостоятельное создание моделей. Что касается конверсии, то оказалось возможным использовать лишь здание диспетчерского пункта от Auhagen. Более серьёзной перестройке подверглась модель пакгауза от Auhagen. Железнодорожные строения России не имеют черепичных крыш; они покрыты рубероидом или металлом. Поэтому вполне мог быть использован такого рода пакгауз. Однако, для вокзала с залом ожидания найти подходящую для конверсии готовую модель оказалось невозможным. Пришлось строить здание самостоятельно. Станционное здание было оформлено пластиковыми пластинами, имитирующими деревянную поверхность, а также самодельными оконными наличниками. Ещё одна особенность российских вокзальных строений - множество дымовых трубы на крыше. Жестокие зимние морозы зимы в России – не редкость, и поэтому в каждом помещении станционного здания имеется печь. Но эта печь отапливается совсем не углём, как мы привыкли, а, как правило, дровами. Достаточно ли для этого деревьев в районе станции, - я забыл спросить у Алексея. Локомотивное депо также построено самостоятельно. Оно - типичное железнодорожное сооружение российских железных дорог конца XIX столетия. А ЧТО ВОКРУГ? Для изготовления платформ нашли применение деревянные пластинки, после монтажа оклеенные бумагой, имитирующей камень. Если говорить о прототипе, то платформы здесь, как правило, низкие. Мало того, на некоторых совсем маленьких станциях они состоят только из песка. На макете установлены телеграфные столбы российского малосерийного производителя. В России они стоят на насыпях вдоль железнодорожных линий. Отметим и такую особенность, как российские рельсовые тупики. На провинциальных железнодорожных ветках часто отсутствуют и рельсовые упоры, и предостерегающие знаки. Правда инструкции и предписывают их установку, но Алексей лишь пожимал плечами, когда мы об этом говорили. Вместо привычных горных участков на его макете имеется большой двухпутный мост, который был также построен самостоятельно с использованием пластиковых профилей. Мост покоится на двух опорах из ассортимента Tillig. Несколько типичных световых сигналов российских железных дорог также были созданы самостоятельно, как и электрическая схема управления питанием макета, стрелками и сигналами. Схема управления позволяет реализовать на макете раздельное движение на нескольких электрически разделённых участках пути. МОДЕЛИ НА МАКЕТЕ Как уже отмечалось, этот ТТ-макет служит прежде всего для презентационных целей. А.Земсков и Л.Москалев производят модели на основе самых настоящих пресс-форм. Можно гордиться и таем, замечает затем Алексей, что речь идет о крупносерийном модельном производстве. Алексей – энтузиаст железнодорожного моделизма, что называется, и душой, и телом. В России существует небольшая община энтузиастов ТТ. Но этого недостаточно для жизни модельной фирмы. Поэтому «Пересвет» ориентируется и на немецкий рынок, куда поставляет модели не только чисто российского, но и немецкого подвижного состава. ИНТЕРЕСНЫЕ ПРОТОТИПЫ Здесь можно сказать о многом, но ограничимся двумя примерами, наглядно характеризующими особенности русских железных дорог. Здесь железнодорожные транспортные средства были когда-то оснащены знакомыми нам по немецким железным дорогам устройствами для сцепления и удара – это буфер и тяговый крюк. Однако опыт работы российских железных дорог заставил их перейти на использование автосцепку американского образца, выполняющую одновременно и роль буфера. Однако по экономическим соображениям такой переход происходил постепенно, вследствие чего долгие годы параллельно использовались обе системы, и на Российских железных дорогах можно было встретить вагоны как с буферами, так и без буферов. Автомотрисы – маленькие моторные вагоны, модели которых которые заявлены в производственной программе «Пересвет» - используются исключительно для перевозок дорожного персонала или строителей-путейцев. Напротив, для обычного пассажирского движения используются только составы из больших моторных вагонов – даже в пригородном сообщении. А иногда огромный тепловоз ходит с одним-единственным пассажирским вагоном. И отсюда, из Германии, это кажется нам глубокой экзотикой... (Авторский перевод: И.Сергеев, Л.Запекина)
|