Автор: Р.Мишин. На недавно прошедшей в ЦМЖТ выставке можно было увидеть наиболее полный спектр типоразмеров, выпускающихся в настоящее время моделей железных дорог. Посетители воочию могли составить свое представление о достоинствах и недостатках того или иного масштаба. Среди прочего в одном из залов был представлен стартовый набор в типоразмере I( ширина колеи 32 мм.), состоящий из рельсового круга, двух стрелок, паровоза BR78, маневрового тепловоза, двух пассажирских и двух грузовых вагонов. Да, качество и деталировка этих моделей впечатляет и достойно отдельного повествования как и цифровой пульт управления, но масштаб I не герой нашего рассказа. Поговорим мы далее о чудесах восприятия. Именно присутствие на выставке столь грандиозного сооружения (см. выше). Натолкнуло автора на эти мысли. В том же зале были представлены куда в большем количестве модели более распространенных в нашей стране типоразмеров НО, ТТ и N. Проходя мимо витрин и рассматривая модели, я отметил странное впечатление: Авторские модели локомотивов, выполненные в НО были великолепны, но одиноки без хлыста вагонов; вагоны, особливо рижской «Моделы», тоже были прекрасны, но взгляд выхватывал из ряда только один-два вагончика, не более. А вот рассмотреть 24-метровый ЦМВ в НО мне было удобно только с расстояния минимум около метра. Про остальные изделия этого типоразмера скажу лишь то, что в НО очень заметны самые незначительные огрехи окраски и фактуры материала и дефекты сборки. Витрина с «девяткой» на фоне НО смотрелась куда как выигрышнее за счет миниатюрности моделей. В поле зрения сразу укладывался состав из 5-6 вагонов и локомотива. Качество деталировки отдельных авторских образцов - достойно всяческого уважения. Но, опять же, чтобы рассмотреть это нужно было наклоняться к самой витрине и, в отдельных случаях чрезмерно напрягать зрение... Рассматривая где-то в четвертый или пятый раз по очереди все экспонаты, я вдруг поймал себя на мысли, что наиболее комфортное зрительное восприятие на расстоянии 40-70 см, т.е. примерно на таком, на котором свойственно человеку разглядывать предметы, находящиеся у него в ладони, обеспечивают модели, выполненные в типоразмере ТТ 1/120. С этого расстояния можно охватить взглядом даже двухсекционный локомотив, при этом будет видно качество деталировки и окраски, с которым, данный предмет выполнен. С расстояния около метра в поле четкого зрения попадает уже небольшой поезд из 3-4 вагонов, при этом деталировка все еще отчетливо видна. Отмечу, что именно такую максимальную длину состава позволяют разместить большинство книжных полок и демонстрационных витрин. Переводя взгляд еще и еще раз на витрину с НО я еще раз убеждался в этом ощущении... Какой из всего этого напрашивается вывод? Ни сколько не умаляя достоинств других типоразмеров, с уверенностью могу сказать, что лично для меня на витринах с длиной полок 70-90 см более выигрышно смотрятся именно ТТ-шные составы. Одиночный ТТ-локомотив сколь бы он не был богато деталирован, будучи установлен в витрину будет проигрывать «аш-нолевскому» собрату. А вот добавьте к нему 3-4 вагона, что вряд ли получится в НО и у Вас уже настоящий поезд - маленький и аккуратный. Получается, что ТТ - масштаб более для тех, кто хочет видеть у себя на макете или на полке именно модель поезда, а не отдельно взятой машины. Поклонники N могут возразить, что, мол, в их то типоразмере поезда куда как длиннее и более соответствуют реальной составности. Да, это так, но на мой взгляд девятка более походит на созерцание ж.д. с какой-либо удаленной точки. Достоинством в этом случае может быть то, что грамотно воспроизведенная большая станция или сортировочная горка будут очень реалистично выглядеть на домашнем макете. А, вот чтобы как следует рассмотреть модели масштаба 1/160 их придется подносить чуть ли не к самому носу, что не всегда удобно, да и глубина резкости взгляда, на ой взгляд при таком разглядывании не достаточно велика. Получается, что ТТ - не только «идеальная колея» как выразился на заре ТТ-моделестроения легендарный Вернер Цойке, но и во многом и для многих - идеальный размер!
|