Автор: А.Ватаев. Источник: "Локотранс", 2015, № 1. Когда-то давно я вместе с братом побывал в Переславском музее узкоколейных железных дорог, расположенном в Талицах и увидел там очень любопытный экспонат – мотовоз МД-54-2, созданный на базе трактора ДТ-54. Идея сделать модель этой замечательной машины в масштабе 1/120 ждала воплощения достаточно долгое время, ведь моделей ни трактора, ни мотовоза, подходящих для конверсии в этом масштабе, тогда не было. Возможность построить такой мотовозик появилась после того, как фирма Auhagen выпустила мотовоз арт. 41705 в типоразмере НОm, а наши украинские коллеги сделали модель трактора ДТ-74 в типоразмере ТТ. Осталось дело за малым – скрестить ежа и ужа. Об этом я попытаюсь рассказать в данной статье. К сожалению, модель талицкого мотовоза сделать на базе этих моделей будет достаточно сложно, так как решетка радиатора и боковины моторного отсека у тракторов ДТ-54 и ДТ-74 совершенно разные. Однако унывать не стоит. Мотовозы МД52-2 строились Истьинским заводом с 1953 по 1962 г. за это время их было выпущено 1817 штук [1,3]. Конструкция мотовоза непрерывно изменялась, и с 1957 года его облик стал похож на трактор ДТ-54. Сами же трактора ДТ-54 выпускались на ХТЗ с 1949 по 1960 г [2]. Затем на конвейере завода их сменил ДТ-54М, переименованный позднее в ДТ-75 и выпускавшийся до 1962 года. Трактор ДТ-74, модель которого выпускают украинские коллеги, стал одним из самых массовых тракторов СССР – с апреля 1962 до ноября 1983 года было выпущено 880792 машины. К чему это все? А к тому, что в процессе работы дизеля, капоты, кабины мотовозов приходили в негодность и деповские умельцы узкоколейных железных дорог вместо «родных» деталей вполне могли устанавливать узлы и детали трактора ДТ-74. Так и родилась идея построить мотовозик МД-54-5, работавшего в условном ППЖТ «Ромашково» и прошедшего глубокий, выражаясь современным языком, тюнинг с использованием дизеля, кабины и капота трактора ДТ-74. Думаю, что такой мотовоз когда-то существовал на самом деле, однако оставим этот вопрос знатокам истории узкоколейных дорог, а сами приступим к изготовлению модели. Чертежи мотовоза в сети можно найти в [4] или в интернете, например, на форуме сайта www.scaletrainsclub.com [5] (рис. 1). На первом этапе отделяем корпус модели трактора от ходовой части. Он может быть очень хорошо приклеен, поэтому эту «хирургическую операцию» следует проделать очень осторожно, стараясь не отломить выхлопную трубу и фары. Результат представлен на рис. 2 Далее отрезаем площадку у кабины трактора и, при необходимости, срезаем ненужные гофры и шпаклюем выемки на двери, руководствуясь фотографиями прототипа. Также на этом этапе можно покрасить доработанный корпус и отложить его в сторону - до момента окончательной сборки он нам не понадобится. Изготовление ходовой части мотовоза разбиваем на три этапа: Первый этап – изготовление рамы локомотива из полистирола толщиной 0,5 мм по чертежу, показанному на рис. 3. На буферном брусе из тянутого литника и полосок полистирола имитируем гофры и накладные детали. Снизу надо приклеить пруток сечением 1х1мм или пластиковый швеллер evergreen с полкой 1 мм для имитации боковой стенки рамы. Буксовые узлы сделаем из боковины старого вагона Piko в типоразмере N. В результате должна получиться конструкция, представленная на рис. 4. На втором этапе нам предстоит установить колесные пары. К сожалению, модель мотовоза в этом случае стендовой, т.к. размеры модели не позволили пока установить в нее привод. Донором колесных пар станет аухагеновский мотовоз. Нам следует с помощью тонкой пилки отделить колесные пары как показано на рис. 5 и вклеить внутрь рамы. Накладные детали и элементы трансмиссии изготовим по рис.1, чертежам и фотографиям прототипа из листового полистирола толщиной 0,3 мм. Вал трансмиссии сделаем из круглого прутка Evergreen диаметром 1 мм. В качестве крышки подшипника используем имитацию буксовой крышки тележки от четырехосного товарного вагона ВТТВ. Цепи сделаем из латунной или медной проволоки диаметром 0,3 мм и приклеим циакрином. Узел сцепки сделаем из буфера вагона от Piko, полосочек полистирола и медной проволоки. Цепь узла сцепки можно купить в магазинах для судомоделистов (выбираем самую мелкую) или сделать самому. Ящик и основание кабины на раме были изготовлены из профиля evergreen и листового полистирола по чертежам рис.1 Теперь пришло время окрасить собранную раму кистью акриловой краской Tamya XF-1, а сигнальные полосы – акрилом Hobbycolor №11. После высыхания краски устанавливаем корпус трактора на раму, простым карандашом имитируем металл на колесах, и, при желании, тонируем радиатор смывкой на основе художественной масляной краски. Мотовоз готов. Как всегда, если появятся вопросы – пишите на avataev@yandex.ru, и я постараюсь на них ответить. Литература: 1. Младший брат. Энциклопедия отечественных узкоколеек. Электронный ресурс: http://narrow.parovoz.com/md54-4.php 2. Шекунов С. Харьковский Универсал // М-Хобби, 2012, № 4. - с.38-44 3. Переславский железнодорожный музей. Электронный ресурс: www.kukushka.ru 4. Кашин П., Боченков В., Балабин В., Москалев Л. Наши узкоколейные тепловозы и электровозы. - Ч.1 - М.: Железнодорожное Дело, 2003. - 504 с. 5. МД-54-2. Электронный ресурс: http://scaletrainsclub.com/board/viewtopic.php?t=6591
|