Автор: А.Райкерус. Источник: "Локотранс", 2014, № 5. Точно по расписанию – ровно в 13 часов 22 марта 2014 года в Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации (Санкт-Петербург, Садовая улица, дом 50 стартовала традиционная – уже XXII-я по счету! – Международная выставка «Железнодорожная модель – 2014». Традиционно с приветственным словом к собравшимся обратилась директор музея Галина Закревская, а также заместитель директора Виталий Морозов и бессменный председатель оргкомитета Леонид Москалёв. - Двадцать два года подряд? – скажете Вы. – Обычно выставки столько не живут! - Да, если каждый год – одно и то же. Но если время от времени появляется что-то новое… Итак, наш разговор о том, что нового появилось на очередной ежегодной выставке, которая открылась двадцать второй раз подряд. ПЕРВОЕ: В этом году основным лейтмотивом и отправной точкой экспозиции стал двойной юбилей Байкало-Амурской Магистрали: 40-летие начала строительства и 30-летие запуска рабочего движения. В сентябре 1984 года на БАМе было торжественно установлено Золотое звено и вбит символичный костыль, увенчавший собою завершение последней по-настоящему великой стройки эпохи развитого социализма. Два основных стенда выставки были посвящены именно БАМу. Под номером один в экспозиции значился макет-диорама, выполненный в типоразмере ТТ «Тоннель 9-бис Кругобайкальской железной дороги» (автор Михаил Глухов, Москва, 2011 год), предоставленный на выставку Игорем Сергеевым из личной коллекции. В той же витрине почетное место занял целый состав путеукладочного поезда, работавшего на укладке золотого звена БАМа. В составе поезда: действующая модель маневрового тепловоза ТЭМ2-5036 родного синего цвета, а также вагоны для перевозки рельсовых плетей, подкатная платформа, путеукладочный кран УК5/25 и то самое Золотое звено. Все это также в типоразмере ТТ, выполнено на основе разработок мануфактуры «Норкин-Модель» и чешских производителей. Подготовили экспозицию петербургские моделисты Сергей Иванов и Евгений Запорожченко. Тему БАМа горячо поддержала фракция любителей типоразмера НО. Дмитрий Бровков (С-Петербург) представил здесь собственные мелкосерийные стендовые модели тепловозов: 4ТЭ10С-0005 и 3ТЭ10М-1210 Дальневосточной ж.д., приписки ст.Тында ТЧЭ-11; 2ТЭ10М-0913 ТЧЭ-9 Комсомольск Дальневосточной ж.д., а также модель тепловоза ТЭ3-4811 ТЧЭ-12 приписки Северобайкальск Восточно-Сибирской ж.д., выполненную на базе модели Олега Волузнева (С-Петербург). Все представленные на основном БАМовском стенде модели в Н0 – новинки 2014 года, экспонировались впервые. Помимо масштабных моделей, в рамках БАМовской экспозиции были широко представлены и реальные артефакты – свидетели большой Комсомольской стройки. Моделист Евгений Запорожченко – в своё время двадцатилетний студент-стройотрядовец, принимавший участие в строительстве БАМа, – вместе со своими товарищами-строителями БАМовцами Павлом Черновым, Игорем Ангудовичем, Михаилом Гнебиденко, представил исторически подлинные фотографии с места стыковки магистрали, а также куртку стройотрядовца и самый настоящий позолоченный костыль из Золотого звена БАМа. С большого экрана, размещённого в экспозиционном зале выставки, Евгений Запорожченко представил свой бесподобный рассказ и поделился впечатления тридцатилетней давности о строительстве магистрали и встречах с местными «наглыми» бурундуками и хариусами. Как выяснилось уже на открытии выставки, трудились на БАМе и другие моделисты – постоянные участники выставки, в частности Дмитрий Иринич (фирма «Онега Мастер», Рига, Латвия). ВТОРОЕ: Впервые в истории выставок в ЦМЖТ РФ в тестовом режиме была организована прямая он-лайн трансляция в Интернете для неограниченного круга зрителей. Поддержал технически и финансово эту идею Холдинг «ВагонзаводЪ», а исполнил в кратчайшие сроки Михаил Шаров (С-Петербург). Не все и сразу шло гладко, но, тем не менее, первый шаг в этом направлении сделан. Стоит заметить, что хорошей традицией последних лет стали семинары-конференции для участников выставки. В этом году состоялось три семинара: первый – Модели из металла - основным ведущим и замечательным рассказчиком стал Ростислав Егоров (фирма «РСТ», Москва); второй – Серийные и мелкосерийные технологии моделирования – ведущий Вячеслав Нетужилов (С-Петербург); наконец третий – Искусство железнодорожного моделизма – прошел в режиме двусторонней интернет-конференции, основными «ответчиками» стали Леонид Москалёв и Андрей Мясников (ИД «Железнодорожное дело», Москва), а также Виталий Морозов – основной куратор и организатор выставки со стороны ЦМЖТ. Вопросы звучали довольно острые, в частности присутствующих в зале и участников со стороны интернет-сообщества взволновал вопрос о возможном переиздании некоторых книг о моделизме, в том числе в электронном виде. Ответ не заставил себя ждать: «В электронном виде? Никогда!», - ответил Андрей Мясников и на то есть веские основания. Согласно статистике интернет-аудитория выставки в различные дни составляла от пятисот до двух тысяч пользователей. Замечены были даже интернет-пользователи из Канады, Турции и других стран дальнего и ближнего зарубежья. Отличительной чертой состоявшейся в ЦМЖТ выставки стала и новая планировка основного зала: организаторы существенно увеличили полезную экспозиционную площадь, а также транслировали на большой настенный экран информацию от оргкомитета выставки, сюжеты о моделистах и технологиях моделирования. Одним из новшеств выставки 2014 года стала отдельная экспозиция «Индустрия моделизма», на которой были представлены технологии, материалы, инструменты мелкосерийного производства. В частности, традиционная технология с использованием пресс-форм от Вячеслава Нетужилова (С-Петербург) и современная технология 3D фотополимерного прототипирования от постоянного партнера выставки – фирмы 3DPRINTSpb. ТРЕТЬЕ: Международный статус выставки в С-Петербурге в этот раз, несмотря ни на какие трудности на политической арене, поддержали постоянные участники из Украины, Белоруссии и Прибалтийских стран. Не объявился в этом году на выставке только Антон Яценко (Симферополь), впрочем, он уже утерял статус зарубежного участника. Хотя Антона Яценко на выставке ожидали до последнего. Поддержал своим присутствием международный статус выставки и Юрий Гончаренко (Украина), модели которого были представлены в частных коллекциях на выставке. Кроме того, Юрий Гончаренко лично презентовал на выставке действующую модель тепловоза ТЭП60 в типоразмере ТТ. Однако, данная модель не была представлена в основной экспозиции, а её небольшой тираж был успешно распродан в кулуарах выставки в течение первых двух дней, словно горячие пирожки. Немалой была и география внутрироссийских участников. В пример всем участникам, заблаговременно и организованно на выставку прибыла большая совместная делегация моделистов из Екатеринбурга, под чутким руководством Евгения Здоровенко (зам.нач. Свердловского ЦНТИБ по музейной работе) и Максима Марамыгина (руководителя Студенческого научного коллектива «Левша» Уральского государственного университета путей сообщения). Коллеги из Екатеринбурга совершили героический поступок и не побоялись на грузовике привезти из Екатеринбурга в С-Петербург замечательный действующий модульный макет в типоразмере НО. Макет – собирательный образ железных дорог Урала - радовал гостей выставки всю неделю. Неоценимую помощь в поддержании бесперебойной работы макета коллегам из Екатеринбурга оказали Игорь Гусев, Владимир Школьный и Артур Дудин (все из С-Петербурга). Немало потрудились и сотрудники музея во главе с заместителем директора Виталием Морозовым, принимая, кантуя и провожая столь ценный и габаритный груз. Остановимся на модельных новинках подробнее. Немалый интерес к своим моделям вызвал дебютант выставки Вячеслав Прийменко (С-Петербург), сумевший в кратчайшие сроки создать целый парк моделей путевых машин в типоразмере ТТ, заняв целую полку в одной из центральных витрин выставки. Мы давно следим за творчеством Вячеслава и не перестаем удивляться его сочетанию скорости создания новых моделей и качеству. Стоит еще раз взглянуть на его модели: маневровый тепловоз ТГМ4, дрезину ДГКу, мотовоз МПТ4, мотрису АГВ, щебнеочистительную машину СЧ-600 и другие модели автора, всего более десятка моделей, причем многие уже находятся в частных коллекциях. А ведь известен стал Вячеслав Прийменко нам от силы полгода тому назад. Порадовали своими моделями-новинками в типоразмере ТТ и другие питерские авторы: Александр Щеглов, Станислав Загорулько – списанная версия тепловоза ТЭП70; Андрей Зименков – стендовая модель секции списанного тепловоза 2ТЭ10У; порадовал моделями из коллекции и собственного авторства Игорь Сергеев (пожалуй, первая коллекция, вставшая на полки в период монтажа) – промышленный двухосный полувагон на базе трофейного, цистерны «Бензин» и «Нефть» Белорусской и Куйбышевской железных дорог соответственно, новинка 2014 года – действующая модель секции тепловоза ТЭ2-033 Горьковской железной дороги и многие другие модели, всего не перечесть. Внушительную экспозицию представил Сергей Набатов. Успели к выставке и Андрей Шапорда, Кирилл Виноградов (все из С-Петербурга). По доброй традиции, на выставку прибыли со своими моделями прибыли моделисты и коллекционеры из Москвы и Московской области. Алексей Мурашов, традиционный и (во многих смыслах) бородатый участник питерской выставки (дети уже не боятся его, в отличие от литературного героя Карабаса-Барабаса), представил свои авторские модели тепловозов: Ээл13, ВМ20, Ээл2, Оэл6, Оэл7; электровозов: ЧС3 Московской железной дороги, СК; модель дизель-поезда МДП4-02 и множество других моделей, все экспонаты Алексея Мурашова являются действующими моделями в типоразмере ТТ. Новинок в этом году у него как таковых не было, но он представил авторскую конверсию – обмоторенный вариант электропоезда ЭР1 от «Паровозики.ру». Также были представлены модели: Юрия Кацапова – электропоезд ЭР2; Сергея Дворникова – электропоезд ДП13 СЖД; Александра Шустова – электропоезд ЭМ2И; Александра Шувикова – электровозы ВЛ23 и ВЛ40; Александра Бахтина – окрасочная конверсия железнодорожного крана ПЖ-45; Михаила Кечетова – вагоны путеизмерители, дефектоскопы и прочие модели. В своем жанре – составление оригинальных составов из серийных моделей – уже не первый год выступает московский коллекционер Антон Недовиченко. В этом году он Антон представил в типоразмере ТТ составы фирменных поездов под номерами ?: «Россия» Владивосток-Москва; «Украина» Москва-Киев и «Беларусь» Москва-Минск. Благодарим Антона за Дружбу народов! Из мелкосерийных и серийных производителей на выставке традиционно были представлены: - модели в типоразмере НО от: Вячеслава Нетужилова (С-Петербург), Александра Федорченко (фирма «Паровозики.ру», С-Петрбург) и от неизменного постоянного партнера выставки Игоря Гусева (Фирма «Модель-Экспресс», С-Петербург). Особенно стоит отметить модели серийного производителя Ростислава Егорова (Москва), а именно латунные модели паровых локомотивов и новинку выставки 2014 года - действующую модель паровоза 2-3-2В. Стоит вспомнить интереснейшую дискуссию о модели данного паровоза на первом семинаре-конференции, состоявшемся 22 марта в ЦМЖТ РФ. Ростислав блестяще провел презентацию новинки, не выдав ни одного авторского секрета. - модели в типоразмере ТТ от: фирмы «ТТ-Модель», ЗАО «Пересвет». В частности, Алексей Земсков (С-Петербург) порадовал публику презентацией своей новинки – действующей модели паровоза Эм - совместного проекта с фирмой «Jago» (Германия). Много об этой модели писалось, но наконец-то можно было увидеть своими глазами. В ряде новинок ЗАО «Пересвет» также представило модель 4-осной платформы V-VI эпох в окраске РЖД. Свои новинки в типоразмере ТТ выгодно показал и Андрей Норкин (Мануфактура «Норкин-Модель», Москва). Привлекли внимание публики: латунные корпуса - КИТы – плацкартного ЦМВ вагона и вагона для перевозки спецконтингента и другие модели. Красовались в центральных и стеновых витринах замечательные модели питерских корифеев-многостаночников: - Вячеслава Нетужилова – действующая модель последнего паровоза П36-0251 Коломенского завода с составом «егоровских» вагонов СВПС – багажного, купейных и «вагона матери и ребёнка», а также свежая диорама «Москва-Сочи» с составом голубых «егоровских» вагонов во главе с электровозом ВЛ22м-1491 НЭВЗ в типоразмере НО; - опять же Вячеслав Нетужилов в нетрадиционном для себя типоразмере N, представил модели паровоза Су251-86, тепловоза ТЭ3 с составом артиллерийской установки, электропоезда СР3Д; - Виктор Дёмин представил уже знакомые многим «вагоны-лавки», а также тайно, посреди выставки поместил в витрины свою новинку 2014 года – двуосный пассажирский вагон, не вошедший в скрижали выставки. - Олег Волузнев представил две модели маневровых тепловозов ТЭМ1-0026 и ТЭМ1-1553. Хочется отметить и новый тренд XXII Международной выставки «Железнодорожная модель – 2014», а именно – weathering. Другими словами – правдоподобное состаривание модели. И тут произошло весьма плодотворное соединение технологий, подходов и авторского взгляда железнодорожного моделиста и моделиста-стендовика. Выгодно в этом тренде выделился Александр Федорченко (фирма «Паровозики.ру», С-Петербург), внимание публики разных возрастов привлекла его экспозиция военных эшелонов «За Советскую Украину!» и тому подобные модели в типоразмере НО. На состоявшейся в этом году в ЦМЖТ выставке красовались и диорамы – новинки 2014 года: - диорама «Америка» Владимира Попова (Москва), кстати, набравшая наибольшее число голосов в традиционном уже Конкурсе зрительских симпатий; - диорама «Ледовый трамвай» Михаила Блескина (С-Петербург). Мало кто знает, что таковая зимняя линия трамвайного сообщения существовала в С-Петербурге и ежегодно прокладывалась по льду своенравной и могучей реки Невы; - действующая цифровая диорама «Переезд» в типоразмере НО (Михаила Алёхина – мастерская «Знак» и Алексея Лабуничева – объединение «BLО», С-Петербург) надолго задерживала на себе восхищенные взгляды профессионалов и любителей, взрослых и самых маленьких посетителей, мигающими огоньками и сигнальными звоночками. В завершение обзора отметим, что на выставке были представлены модели в макеты в типоразмерах: О, G, НО, НОе, ТТ, N и Z. В типоразмере Z просто блистал Алексей Яблочкин (Москва) с мини-диорамой «В гостях у Тёщи». Некоторые моделисты других типоразмеров, вглядываясь в работу Алексея, тихо говорили сами себе: «Всё! Перехожу на типоразмер Z». К сожалению, в данной статье не перечесть все экспонаты, не упомянуть всех авторов. Достаточно сказать, что общее количество представленных на выставку моделей зашкалило далеко за 500 экспонатов. Неоценимую поддержку выставке оказал Первый канал Российского телевидения, показавший в субботу 29 марта сюжет о выставке в прайм-тайм по федеральным новостям. На следующий день в ЦМЖТ РФ выстроилась внушительная очередь посетителей, спускавшаяся от ступеней и уходящая к своему началу по Садовой улице в сторону Сенной площади. Оргкомитету пришлось принимать экстренное решение о переносе торжественного закрытия выставки на более позднее время, дабы дать возможность всем желающим посетить выставку. Такое паломничество в очередной раз доказывает, что Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации является центром масс всех здравых, творческих сил, а выставки и другие музейные проекты были и будут востребованы в нашем современном обществе. Отрадно отметить, что у петербургской выставки появились послы доброй воли на Урале – Максим Марамыгин и Евгений Здоровенко, вселяющие большие надежды на развитие и процветание искусства железнодорожного моделизма. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: Остается добавить, что XXII Международная выставка «Железнодорожная модель – 2014» состоялась благодаря мудрой позиции руководства ЦМЖТ РФ и активной деятельности добровольных помощников оргкомитета, и… в очередной раз без какого-либо участия МОО «Общества любителей железных дорог» (ВОЛЖД). Выражаем надежду на поиск взаимовыгодного конструктивного диалога со столь уважаемой организацией в обозримом будущем. Алексей Райкерус при участии Игоря Сергеева С-Петербург, 2014 год . Фоторепортаж об открытии выставки от 22 марта 2014 г. в новостной ленте нашего сайта - ЗДЕСЬ
|