Автор: И.Сергеев. В Петербурге завершилась работа первой трамвайно-модельной выставки "Шёл по улице трамвай", проходившей с 1 по 20 ноября в музее "Разночинный Петербург". Выставка отлично освещалась всевозможными средствами массовой информации (телевидение, радио, Интернет), поэтому мы ограничимся простым описанием той части модельной экспозиции, которая была представлена в типоразмере ТТ / ТТm. Основная часть моделей (в разных масштабах) была выставлена в большой витрине, в центральной части экспозиции. Ещё несколько моделей удачно "поселились" в небольших исторических витринах на "Станции Советская" экскурсионного маршрута, вместе с фотографиями и некоторыми реальными предметами той поры. Здесь модельные трамвайчики наглядно иллюстрировали определенный период жизни ленинградского трамвая: так, модель МС-4 символизировала период 20-х гг., ЛМ-33 - тридцатые; промышленный электровозик ГЭТ с грузовой платформой - военные годы, когда трамвайные пути широко использовались для транспортировки грузов и т.д. Основу экспозиции в ТТ / ТТm составили модели из коллекции московского любителя транспорта Льва Мощевитина. Большая часть его коллекции - картонные модели трамваев: - Усть-Катавский КТМ-5М3 (71-605) - автор Шандор Штец (Ужгород, Украина), конверсия Романа Мишина (Москва). В модели устроено освещение салона; - Ленинградский ЛВС-97 - автор Константин Смирнов (Санкт-Петербург); - две модели Усть-Катавского КТМ-23 (71-623) - автор Максим Компанец (Тула); - две модели уральского "Спектра" (71-402) - автор Денис Денисов (Тула); - две модели Усть-Катавского КТМ-8К (71-608К) - автор Д.Денисов; - Луганский ЛТ-10 - автор Дмитрий Никольский (Тула). В отличие от перечисленных выше картонных моделей, выполненных на основе "стопроцентно ручной" технологии, эта модель представляет собой склейку, собранную из выкройки, распечатанной типографским способом. На фоне картонных самоделок в экспозиции Л.Мощевитина выделялись несколько серийных пластмассовых моделей. Эти последние отличаются двумя особенностями: во-первых, они представляют трамваи зарубежного производства; во-вторых, все они расчитаны на рельсовую колею 9 мм, то есть принадлежат к узкоколейному типоразмеру ТТm. В числе таких моделей были представлены: - немецкий трамвайный поезд Gotha (Гота) ЕТ50 и ещё один, более поздний - Gotha Т57/В57. Производство - Karsei Modellbahn (Германия); - три разных варианта чешской "Татры" Т4, производство - Grell (Китай). Две модели - конверсии Анатолия Кожуховского (Москва), ещё одна (обмоторенная) - конверсия Александра Шустова (Пущино). Безусловно, самой интересной для петербуржцев моделью, из числа представленных Л.Мощевитиным, следует признать пластмассовый ЛМ-33 (т.н. "Американка"). Модель выполнена Р.Мишиным на основе пластмассовых отливок, изготовленных в своё время Виктором Дёминым (Санкт-Петербург) на собственной пресс-форме. Эта пресс-форма не просто сохранилась до настоящего времени, но и находится в хорошем состоянии, требуя лишь небольшой доводки (в основном, в части крыши); однако, для тележек модели этого трамвая в типоразмере ТТ формы сделано не было. Вызывает большой вопрос и подбор соответствующей ходовки. Ещё несколько картонных моделей трамваев было предоставлено другими участниками выставки: - Ленинградские ЛМ-33 - две модели, изготовленные Сергеем Старцевым (Санкт-Петербург) на основе печатных выкроек В.Дёмина, одна из которых (вместе с прицепным ЛП-33) стояла в большой витрине, а другая красовалась на крыше Главного Трамвая Выставки (на самом деле представлявшего собой декоративный чехол для пианино). Рядом с этим "ТТшным" ЛМ-33 стоял его "старший брат" в типоразмере НО, наглядно иллюстрируя различия модельных масштабов; - Ленинградский МС-4 - модель, также выполненная С.Старцевым на основе выкройки В.Дёмина, из коллекции Игоря Сергеева (Санкт-Петербург); - чешская "Татра" Т3 в двухдверном варианте - автор Д.Денисов, доработка И.Сергеева. Наконец, в типоразмере ТТ было представлено несколько моделей вспомогательного подвижного состава, использовавшегося в отечественных трамвайных парках. Среди них: - промышленный электровоз ГЭТ - в разных витринах стояли две модели, изготовленные Сергеем Дворниковым (Москва), в двух вариантах - исходном (из коллекции Л.Мощевитина) и подвергшемся небольшой доработке (из коллекции И.Сергеева); - однопутный снегоочиститель ЦУМЗ (малосерийная модель с корпусом из травлёной латуни, совместное производство "12mm.ru" и "Норкин-Модель", из коллекции И.Сергеева). Как видим, несмотря на то, что выставка была посвящена 105-летию петербургского трамвая, многие модели (как в ТТ, так и в НО) представляли прототипы, никогда не эксплуатировавшиеся (или эксплуатировавшиеся крайне недолго) в Северной столице. Это придавало экспозиции приятное разнообразие и позволяло заметно расширить кругозор посетителей, особенно маленьких. К сказанному следует добавить, что петербургские (и не только) моделисты теперь получили новую экспозиционную площадку в лице музея "Разночинный Петербург". Работа всех вовлеченных сотрудников музея по подготовке и проведению выставки "Шёл по улице трамвай" отличалась высоким уровнем профессионализма. И не просто высоким, а как принято выражаться в таких случаях - "существенно превосходящим имевшиеся ранее аналоги". Очень важно и то, что эта выставка стала не узкой "любительской тусовкой", а проектом, ориентированным прежде всего на юных посетителей, которые активно участвовали в экскурсиях, отвечали на вопросы, расставляли фигурки пассажиров вокруг большой движущейся модели трамвая, самостоятельно клеили картонные трамвайчики на мастер-классах Сергея Старцева. Спасибо директору музея Тамаре Григорьевне Федоренко, заместителю директора по развитию Елене Хрустовой и непосредственному куратору выставки от музея Виктории Соонвальд. P.S. Зарисовка с выставки. Виктория проводит экскурсию для детей: -Смотрите, этот трамвай в народе называли "Слон". Как вы думаете, почему? Мальчик лет семи (подумав): -Да потому, что у него зад, как у слона!
|