ТТ-экспозиция на выставке "Шел по улице трамвай" (Петербург, ноябрь 2011)

Автор: И.Сергеев.

В Петербурге завершилась работа первой трамвайно-модельной выставки "Шёл по улице трамвай", проходившей с 1 по 20 ноября в музее "Разночинный Петербург".

Выставка отлично освещалась всевозможными средствами массовой информации (телевидение, радио, Интернет), поэтому мы ограничимся простым описанием той части модельной экспозиции, которая была представлена в типоразмере ТТ / ТТm.

Основная часть моделей (в разных масштабах) была выставлена в большой витрине, в центральной части экспозиции. Ещё несколько моделей удачно "поселились" в небольших исторических витринах на "Станции Советская" экскурсионного маршрута, вместе с фотографиями и некоторыми реальными предметами той поры. Здесь модельные трамвайчики наглядно иллюстрировали определенный период жизни ленинградского трамвая: так, модель МС-4 символизировала период 20-х гг., ЛМ-33 - тридцатые; промышленный электровозик ГЭТ с грузовой платформой - военные годы, когда трамвайные пути широко использовались для транспортировки грузов и т.д.

Основу экспозиции в ТТ / ТТm составили модели из коллекции московского любителя транспорта Льва Мощевитина. Большая часть его коллекции - картонные модели трамваев:

- Усть-Катавский КТМ-5М3 (71-605) - автор Шандор Штец (Ужгород, Украина), конверсия Романа Мишина (Москва). В модели устроено освещение салона;

- Ленинградский ЛВС-97 - автор Константин Смирнов (Санкт-Петербург);

- две модели Усть-Катавского КТМ-23 (71-623) - автор Максим Компанец (Тула);

- две модели уральского "Спектра" (71-402) - автор Денис Денисов (Тула);

- две модели Усть-Катавского КТМ-8К (71-608К) - автор Д.Денисов;

- Луганский ЛТ-10 - автор Дмитрий Никольский (Тула). В отличие от перечисленных выше картонных моделей, выполненных на основе "стопроцентно ручной" технологии, эта модель представляет собой склейку, собранную из выкройки, распечатанной типографским способом.

На фоне картонных самоделок в экспозиции Л.Мощевитина выделялись несколько серийных пластмассовых моделей. Эти последние отличаются двумя особенностями: во-первых, они представляют трамваи зарубежного производства; во-вторых, все они расчитаны на рельсовую колею 9 мм, то есть принадлежат к узкоколейному типоразмеру ТТm. В числе таких моделей были представлены:

- немецкий трамвайный поезд Gotha (Гота) ЕТ50 и ещё один, более поздний - Gotha Т57/В57. Производство - Karsei Modellbahn (Германия);

- три разных варианта чешской "Татры" Т4, производство - Grell (Китай). Две модели - конверсии Анатолия Кожуховского (Москва), ещё одна (обмоторенная) - конверсия Александра Шустова (Пущино).

Безусловно, самой интересной для петербуржцев моделью, из числа представленных Л.Мощевитиным, следует признать пластмассовый ЛМ-33 (т.н. "Американка"). Модель выполнена Р.Мишиным на основе пластмассовых отливок, изготовленных в своё время Виктором Дёминым (Санкт-Петербург) на собственной пресс-форме. Эта пресс-форма не просто сохранилась до настоящего времени, но и находится в хорошем состоянии, требуя лишь небольшой доводки (в основном, в части крыши); однако, для тележек модели этого трамвая в типоразмере ТТ формы сделано не было. Вызывает большой вопрос и подбор соответствующей ходовки.

Ещё несколько картонных моделей трамваев было предоставлено другими участниками выставки:

- Ленинградские ЛМ-33 - две модели, изготовленные Сергеем Старцевым (Санкт-Петербург) на основе печатных выкроек В.Дёмина, одна из которых (вместе с прицепным ЛП-33) стояла в большой витрине, а другая красовалась на крыше Главного Трамвая Выставки (на самом деле представлявшего собой декоративный чехол для пианино). Рядом с этим "ТТшным" ЛМ-33 стоял его "старший брат" в типоразмере НО, наглядно иллюстрируя различия модельных масштабов;

- Ленинградский МС-4 - модель, также выполненная С.Старцевым на основе выкройки В.Дёмина, из коллекции Игоря Сергеева (Санкт-Петербург);

- чешская "Татра" Т3 в двухдверном варианте - автор Д.Денисов, доработка И.Сергеева.

Наконец, в типоразмере ТТ было представлено несколько моделей вспомогательного подвижного состава, использовавшегося в отечественных трамвайных парках. Среди них:

- промышленный электровоз ГЭТ - в разных витринах стояли две модели, изготовленные Сергеем Дворниковым (Москва), в двух вариантах - исходном (из коллекции Л.Мощевитина) и подвергшемся небольшой доработке (из коллекции И.Сергеева);

- однопутный снегоочиститель ЦУМЗ (малосерийная модель с корпусом из травлёной латуни, совместное производство "12mm.ru" и "Норкин-Модель", из коллекции И.Сергеева).

Как видим, несмотря на то, что выставка была посвящена 105-летию петербургского трамвая, многие модели (как в ТТ, так и в НО) представляли прототипы, никогда не эксплуатировавшиеся (или эксплуатировавшиеся крайне недолго) в Северной столице. Это придавало экспозиции приятное разнообразие и позволяло заметно расширить кругозор посетителей, особенно маленьких.

К сказанному следует добавить, что петербургские (и не только) моделисты теперь получили новую экспозиционную площадку в лице музея "Разночинный Петербург". Работа всех вовлеченных сотрудников музея по подготовке и проведению выставки "Шёл по улице трамвай" отличалась высоким уровнем профессионализма. И не просто высоким, а как принято выражаться в таких случаях - "существенно превосходящим имевшиеся ранее аналоги".

Очень важно и то, что эта выставка стала не узкой "любительской тусовкой", а проектом, ориентированным прежде всего на юных посетителей, которые активно участвовали в экскурсиях, отвечали на вопросы, расставляли фигурки пассажиров вокруг большой движущейся модели трамвая, самостоятельно клеили картонные трамвайчики на мастер-классах Сергея Старцева. Спасибо директору музея Тамаре Григорьевне Федоренко, заместителю директора по развитию Елене Хрустовой и непосредственному куратору выставки от музея Виктории Соонвальд.

P.S. Зарисовка с выставки.

Виктория проводит экскурсию для детей:

-Смотрите, этот трамвай в народе называли "Слон". Как вы думаете, почему?

Мальчик лет семи (подумав):

-Да потому, что у него зад, как у слона!

Иллюстрации
Фото 1. Общий вид большой модельной витрины (НО, ТТ).

Фото 1. Общий вид большой модельной витрины (НО, ТТ).

Фото: И.Сергеев (фото 1-16)

Фото 2. Основная часть ТТ-экспозиции расположилась на этой полке.

Фото 2. Основная часть ТТ-экспозиции расположилась на этой полке.

Фото 3. Модели трамваев 71-402 «СПЕКТР» (авт. Д.Денисов).

Фото 3. Модели трамваев 71-402 «СПЕКТР» (авт. Д.Денисов).

Фото 4. Дальний ряд: двухсекционная

Фото 4. Дальний ряд: двухсекционная "Гота" Т57/В57; "Татра" Т4 (Grell, конв. А.Кожуховский); КТМ-23, он же 71-623 (М.Компанец). Нижний ряд: в центре двухсекционный ЛМ-33/ЛП-33 (В.Дёмин - С.Старцев); правее - КТМ-5М3, он же 71-605 (авт. Ш.Штец, конв. Р.Мишин).

Фото 5. Слева направо:

Фото 5. Слева направо: "Татра" Т4 (Grell, конв. А.Шустов); КТМ-23, он же 71-623 (М.Компанец); КТМ-8К, он же 71-608К (авт. Д.Денисов).

Фото 6. На фото сверху - ЛТ-10 (авт. Д.Никольский). Ниже, слева направо:

Фото 6. На фото сверху - ЛТ-10 (авт. Д.Никольский). Ниже, слева направо: "Татра" Т4 (Grell, конв. А.Кожуховский) и однопутный снегоочиститель ЦУМЗ ("12mm.ru" - "Норкин-Модель"). Ниже - промышленный электровоз ГЭТ (авт. С.Дворников). Внизу - сочленённый ЛВС-97 (авт. К.Смирнов).

Фото 7. Двухсекционная

Фото 7. Двухсекционная "Гота" ЕТ50 и "Татра" Т4 (Grell, конв. А.Кожуховский).

Фото 8.  Сочленённый ЛВС-97 (авт. К.Смирнов) и КТМ-8К , он же 71-608К (авт. Д.Денисов).

Фото 8. Сочленённый ЛВС-97 (авт. К.Смирнов) и КТМ-8К , он же 71-608К (авт. Д.Денисов).

Фото 9. Двухсекционная

Фото 9. Двухсекционная "Гота" ЕТ50; "Татра" Т4 (Grell, конв. А.Кожуховский); ЛТ-10 (авт. Д.Никольский).

Фото 10. Отблеск ночных фонарей на стёклах трамвайных кабин…

Фото 10. Отблеск ночных фонарей на стёклах трамвайных кабин…

Фото 11. Первая историческая витрина на

Фото 11. Первая историческая витрина на "Станции Советская" - общий вид.

Фото 12. Слева направо: промышленный электровоз ГЭТ (авт. С.Дворников, конв. И.Сергеев); ЛМ-33 (авт. В.Дёмин, конв. Р.Мишин); МС-4 (В.Дёмин - С.Старцев).

Фото 12. Слева направо: промышленный электровоз ГЭТ (авт. С.Дворников, конв. И.Сергеев); ЛМ-33 (авт. В.Дёмин, конв. Р.Мишин); МС-4 (В.Дёмин - С.Старцев).

Фото 13. Вторая историческая витрина на

Фото 13. Вторая историческая витрина на "Станции Советская" - общий вид.

Фото 14. Слева - трамвайный поезд из двух ЛМ-68м СМЕ (В.Дёмин - С.Старцев); справа -

Фото 14. Слева - трамвайный поезд из двух ЛМ-68м СМЕ (В.Дёмин - С.Старцев); справа - "Татра Т3" (авт. Д.Денисов, конв. И.Сергеев).

Фото 15.

Фото 15. "Татра Т3" (авт. Д.Денисов, конв. И.Сергеев).

Фото 16. ЛМ-33 (В.Дёмин) на крыше

Фото 16. ЛМ-33 (В.Дёмин) на крыше "трамвая-пианино".

Фото 17. На

Фото 17. На "Клубном дне" 17 ноября 2012 г. Слева направо: Игорь Сергеев, Сергей Старцев, Артур Кудрявцев, Константин Смирнов, Виктр Дёмин.

Фото: А.Райкерус

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100