Фирме "ТТ-Модель" - 15 лет!

Автор: И.Сергеев.

24 декабря 2007 года исполнилось 15 лет со дня рождения петербургской фирмы «ТТ-Модель» - первого в России предприятия, специализированного на производстве железнодорожных моделей.

В самом начале 1990-х гг., с прекращением работы «народной» фирмы ВТТВ («Berliner-TT-Bahnen»), завершился первый период развития ТТ-хобби в нашей стране, связанный с увлечением моделями немецкого подвижного состава. Фирма ВТТВ производила лишь две модели советских локомотивов. Это были пассажирский электровоз ЧС1, курсировавший по советским железным дорогам в 1960-е гг., и маневровый тепловоз ЧМЭ-2, наибольшая распространённость которого относится к тому же периоду. И тот, и другой прототипы были далеко не самыми известными локомотивами советских железных дорог, к тому же производились они не в СССР, а в Чехословакии. Более того, модели этих локомотивов от ВТТВ выглядели слишком упрощёнными, а модель ЧС1 представляла разновидность локомотива (с круглыми боковыми окнами), которая в СССР вообще не эксплуатировалась. Любителей отечественных железных дорог всё это, конечно, не могло удовлетворить, они мечтали о настоящих моделях отечественнoй железной дороги – вагонов, паровозов, тепловозов, электровозов.

Первая удачная попытка производства отечественных моделей в типоразмере ТТ относится к середине 1980-х гг. и связана с именем ленинградского моделиста Виктора Дёмина, изготовившего на основе собственных пресс-форм около 50 моделей железнодорожного крана КДЭ-161/151. Модели разошлись практически мгновенно и большая их часть попала в Германию. Оказалась такая модель и у известного немецкого моделиста Готтфрида Крюгера (основателя и владелеца фирмы «Kruеger ТТ Modellbahnen», большого любителя не только масштаба 1:120, но и советских железных дорог).

В начале 1990-х гг. собственное производство Г.Крюгера, основанное в 1976 г., выглядело весьма солидно. Большинство нынешних ТТ-производителей появилось с 1995 г. и позже. Недавний монополист – фирма ВТТВ – после объединения Германии прошла уже два банкротства и, попав в руки к господину Тиллигу, тогда ещё никому не известному человеку, была близка к третьему. Кроме этого, в Германии и в Чехии тех лет модели в масштабе 1:120 производили несколько кустарей-надомников, выпуская в год лишь по несколько десятков моделей. В то же время фирма «Kreuger ТТ Modellbahnen» обладала налаженным производством нескольких типов пассажирских вагонов, а также собственной, очень удачной рельсовой системой с единственными тогда в ТТ профильными рельсами.

В начале 1992 г. в Петербурге состоялось знакомство трёх людей, ставших основателями первой в России специализированной модельной фирмы – «ТТ-Модель». Это были – прибывший в Россию Готтфрид Крюгер, Светлана Кукоба (ныне директор фирмы «ТТ-Модель») и Виктор Дёмин (первый год работавший директором фирмы «ТТ-Модель», а затем – сотрудником другой модельной фирмы «Пересвет»).

Идея создания фирмы принадлежала Кукоба Светлане (как это не парадоксально! – она ведь не была моделистом).

Но ведущую роль играл господин Крюгер, высказавший основные соображения по поводу создания фирмы и начала производства. Г. Крюгер объявил главной целью своей деятельности в России возрождение популярности моделей железных дорог. Первое время он сам фактически руководил деятельностью новой российской фирмы. Заслуги Готтфрида Крюгера в становлении «собственного ТТ» в России огромны. Если бы не его деятельность – судьба российского моделизма сложилась бы иначе. Именно Г. Крюгер определил основные направления развития «российского ТТ» на несколько лет вперёд, благодаря чему мы сегодня имеем в ТТ две фирмы, собственные локомотивы, большой ассортимент вагонов и рельсовую систему.

Работа первой российской модельной фирмы реально началась в конце 1992 г. И 24 декабря того же года предприятие «ТТ-Модель» (название придумано Г. Крюгером) было зарегистрировано. На документе о регистрации стоит подпись малоизвестного в те годы петербургского чиновника В.В. Путина.

Таким образом, сегодня мы уже можем отметить 15-летний юбилей этого события!

В начале фирма «ТТ-Модель» работала над выпуском западноевропейского вагона. Здесь впервые в моделизме был использован метод шелкографии (очень удачная идея Крюгера) для получения разных вариантов окраски вагонов. Эту задачу фирма успешно решила (в Германии эта технология шла не столь качественно) и в 1993-94 гг. был начат выпуск современных немецких пассажирских вагонов типа «Eurofima». Но на стенде Г.Крюгера на ежегодной модельной выставке в Нюрнберге уже были объявлены и российские вагоны – пассажирские купейные цельнометаллические вагоны дальнего следования, кратко называемые «ЦМВ» («цельнометаллический вагон»).

Этот прототип был выбран не случайно. Пассажирские вагоны ЦМВ выпускались в Германской Демократической Республике в 1960-е - 1980-е гг. на специально построенном для этого заводе в г. Аммендорф в рамках сотрудничества социалистических стран – членов Совета экономической взаимопомощи. Всего было построено около 30 тыс. вагонов. В России ЦМВ-«Аммендорф» до сих пор не имеет себе равных по распространённости на сети железных дорог. Более того – это была самая массовая серия вагонов одного типа за всю историю мирового вагоностроения. Вагоны ЦМВ существовали в различных окрасках, поэтому можно было создать сразу много разновидностей модели для различных составов. Кроме того, эти вагоны, после смены тележек, заходили в составе советских поездов дальнего следования во все страны Восточной Европы, а значит, были «узнаваемы» и интересны для моделистов не только в России, и это тоже расширяло потенциальный рынок сбыта модели.

Реальная работа над вагонами ЦМВ в фирме «ТТ-Модель» началась в октябре 1993 года. Большинство деталей вагона было спроектировано моделистом В. Коровкиным. За основу конструкции вагона были взяты модели того же вагона, производимые в типоразмере НО фирмой RОСО. В декабре 1993 г. чертежи корпуса были готовы, и конструктор В. Лебедев спроектировал пресс-формы для литьевых машин. Конструкция формы имела возможность замены основных формообразующих деталей, что дало возможность в последующем изготовить и выпускать другие варианты вагонов ЦМВ (ресторан, багажный, почтовый). В. Лебедев также спроектировал в июне 1994 года пресс-форму для крыши вагона. Заканчивал проектирование вагона конструктор Каминский В.Н. В итоге, первые модели пассажирских вагонов ЦМВ появились к концу 1995 г.

Во второй половине 1990-х гг. стало ясно, что российские модельные фирмы (и «ТТ-Модель», и возникшая годом позже «Пересвет»), чтобы производство окупалось, вынуждены работать в основном на экспорт. Поэтому было налажено производство моделей как отечественного подвижного состава - пассажирские вагоны ЦМВ, так и зарубежного -пассажирские вагоны «Eurofima», а также модели прототипов, имевших «двойное гражданство». При этом на каждые 10 производимых моделей 9 уходили на продажу в зарубежную Европу и лишь одна продавалась в России. Таким образом, перед российскими модельными фирмами стоял выбор – окончательно стать «прозападными», ориентируясь в основном на немецкий и чешский модельный рынки, - или же продолжать наращивать ассортимент моделей отечественных прототипов, медленно, но неуклонно работая на расширение российского модельного рынка.

По счастью, наши фирмы пошли по второму пути. В 2002 г. в ассортименте фирмы «ТТ-Модель» появляется багажный цельнометаллический вагон СЖД / РЖД; в 2005 г. – вагон-ресторан. В начале 2000-х гг. в ассортимент фирмы были включены и 40-футовые контейнеры различных окрасок (коричневые, серые, темно-голубые) с отечественными надписями («СЖД», РЖД, «Морфлот» и др.).

К настоящему времени фирма «ТТ-Модель» производит большое количество разновидностей ЦМВ – пассажирских, багажных и вагонов-ресторанов. Вагоны имеют отличные ходовые качества, современную корткую сцепку, хорошую деталировку, интерьеры , различные надписи и эмблемы, отражающие разные исторические периоды: советский герб, «СЖД» , «РЖД» в круге, «РЖД» с «крылышками», золотистый российский орёл. Из них можно собрать составы известных советских и российских поездов 1970-х, 80-х и 90-х гг.: «Смена», «Красная стрела», «Экспресс», «Интурист», «Берёзка», «Аврора», «Николаевский экспресс» (Москва – Санкт-Петербург), «Репин» (Санкт-Петербург – Хельсинки), «Россия» (Москва – Владивосток), «Янтарь» (Москва – Калининград), «Амур» (Москва – Благовещенск) и другие. Лучше всего представлены поезда Октябрьской железной дороги.

Модель вагона поезда «Николаевский экспресс» (выпускается в двух разновидностях: 1 класс и 2 класс; комплектуется наклейками, имитирующими занавеси на окнах) - обладатель диплома «Лучшая модель пассажирского вагона в ТТ» XIV ежегодной выставки «Железнодорожный моделизм» в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге в 2006 г.

В начале 2000-х гг. серией в 100 экз. «ТТ-Модель» выпустила узел освещения для своих купейных вагонов, и вагона ресторана, обеспечивающих приглушенное равномерное освещение каждого купе, создающее на ночном макете вполне реалистичную ситуацию.

В 2007 г. фирма «ТТ-Модель» начала реализацию своей малосерийной программы, поставив на российский модельный рынок отечественный вагон-хоппер для перевозки зерна и минеральных удобрений. Модель выполнена из эпоксидной смолы с деталями из полистирола и травлёной латуни.

Сегодня в ассортименте фирмы – стартовые наборы, укомплектованные вагонами, рельсами и блоком питания собственного производства, а также локомотивами производства ВТТВ принадлежности немецких ж.д. Особо следует отметить профильную рельсовую систему фирмы «ТТ-Модель» (в Германии известна под маркой «Kreuger TT»). Достоинство этой рельсовой системы – в максимальной близости пропорций профиля рельса к прототипу (в отличие, скажем, от профильных рельсов, производимых фирмой «Tillig»).

Продолжается и производство пассажирских вагонов типа «Eurofima», принадлежащих железным дорогам Германии, Польши, Австрии, Чехии, Венгрии. Сейчас на основе метода шелкографии изготавливается около 10 видов моделей вагонов этого типа.

В ближайших планах – гладкостенные вагоны российский железных дорог, типа «Еврофима» курсирующих на линиях Москва – Берлин, Москва – Прага. А также гладкостенные вагоны, Тверского вагоностроительного завода. Они напоминают нам западноевропейский подвижной состав и символизируют настоящее и будущее Российской железной дороги.

Будет продолжена и серия вагонов ЦМВ (типа «Аммендорф») стран СНГ – Литвы, Казахстана, Азербайджана, Молдовы (украинские, белорусские и латвийские уже есть в производственной программе).

В заключение, хочется ещё раз поздравить нашу фирму «ТТ-Модель», её основателей и всех сотрудников с юбилеем и пожелать им новых успехов и достойных моделей !

И.Сергеев

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100