Автор: И.Сергеев. Третья московская выставка "РЖД в моделях", проходившая на осенних школьных каникулах в Политехническом музее Москвы (точнее, с 28 октября по 10 ноября), была во многом похожа на прошлогоднюю. По крайней мере, на беглый посетительский взгляд. Зал был тот же, и общая схема размещения моделей и макетов была примерно той же: в ближних витринах - НО, в дальних - ТТ, а вдоль правой стены зала - большой модульный макет в НО. Что касается ТТшной части выставки, то здесь впечателение "ничто не ново под луной" усиливалось благодаря тому, что и многие модели А.Мурашова, Р.Мишина, М.Кечетова заняли почти те же почетные места, что и в прошлом году (не говоря уже о серийной продукции "Пересвета" и "ТТ-Модели"). Как и в прошлом году, аккуратно и информативно были оформлены поясняющие надписи. Конечно, кое-что в ТТшной части было и в новинку. Прежде всего - обе диорамы. Но, наверное, главное открытие, которое принесла эта выставка для любителей "идеальной колеи" - две великолепных модели советских паровозов, выполненных С.В. Братским с использованием ходовки от BR52 (Tillig). Кроме того, широкая публика впервые могла близко рассмотреть великолепно выполненную малосерийную модель двухэтажного вагона для первозки автомобилей от "DM Modell". Появлялся и Юрий Гончаренко ("Gonchar TT") с новой, усовершенствованной партией малосерийной модели электровоза ЧС4. А вот творческое объединение Ю.Ватулина и Д.Попова ("ТТ-ТТ"), так полюбившееся всем по своим моделям-хопперам, отчего-то не появилось - ни лично, ни в виде моделей... Всего в типоразмере ТТ на выставке было представлено: 2 диорамы; 76 - модели самостоятельного изготовления и конверсии; 19 - малосерийные модели; 68 - серийные модели отечественного подвижного состава. Итого - 163 модели в ТТ. (Для сравнения: в 2007 г. в Политехническом было выставлено 3 диорамы и 158 моделей в ТТ, из них 84 - самостоятельного изготовления и конверсии). Обе диорамы и 11 моделей самостоятельного изготовления (конверсий) экспонировались впервые; кроме того, еще 13 моделей самостоятельного изготовления (конверсий) впервые экспонировались в Москве. По традиции представляем побробный перечень экспонатов в типоразмере ТТ. Диорамы Диорама "По мотивам сооружений Раменского прядильно-ткацкого комбината". Изготовлен членами клуба "ЛТ-центр". Авторы: А.Г.Андреев, А.А.Андреев, А.А.Андреева, Д.М.Андреева, С.А.Антонов, Д.М.Мамин (г. Москва). На диораме 4 крытых вагона СЖД: от "Пересвет" и от ВТТВ (конверсия). Диорама "Грузовой двор". Автор: С.А. Ануфриев. На диораме 4 лесовозных вагона самостоятельного изготовления. Модели Модели С.В. Братского (Москва): 1. Паровоз ЛВ-0351 (на основе ходовки модели паровоза BR52 от Tillg) - экспонировался впервые. 2. Павровоз СО17-1680 (на основе ходовки модели паровоза BR52 от Tillg) - экспонировался впервые. Модели В.В. Дёмина (Санкт-Петербург): 1. Багажный "егоровский" вагон - в Москве экспонировался впревые. 2. Два "егоровских" вагона в составе довоенной "Красной стрелы" - в Москве экспонировались впервые. 3. Два вагона ЦМВ в составе "Красной стрелы" 1960-х гг. - в Москве экспонировались впервые. Модели М.В. Кечетова (Москва): 1. Пожарный поезд (цистерна, штабной "егоровский" вагон, крытый выгон;для конверсии использованы моделиот "Пересвета") - экспонировался впервые. 2. Вагон прикрытия к крану с короткой стрелой. 3. Путевая машина ВПР-1200 - в Москве экспонировался впервые. 4. Две модели крана КДЭ-151. 5. Вагон-термос (конверсия модели вагона АРВ от "Пересвета") - экспонировался впервые. 6. Тепловоз Дг14 (конверсия модели от ВТТВ) - в Москве экспонировался впервые. 7. Вагон-путеизмеритель (конверсия ЦМВ от "ТТ-Модели") - в Москве экспонировался впервые. 8. Тепловозы ТЭ7-22 (одна секция) и ТЭ7-034 (одна секция) - (конверсии моделей от "Пересвета") - в Москве экспонировались впервые. 9. 4-осная цистерна для перевозки спирта (глубокая конверсия модели от "Пересвета") - экспонировалась впервые. 10. 4-осный вагон-ледник - экспонировался впервые. 11. 4-осный вагон-скотник. 12. Крытый вагон, переоборудованный из АРВ (конверсия модели вагона АРВ от "Пересвета") - экспонировался впервые. Модели Р.В. Мишина (Нахабино): 1. Электровоз ЧС1-002 (глубокая конверсия модели от ВТТВ). 2. Опытный тепловоз М62-1 (глубокая конверсия модели от Tillig) - экспонировался впервые. 3. Тепловоз ЧМЭ2-120 с правильным капотом (на основе модели от ВТТВ) - экспонировался впервые. 4. Паровоз ТО-271 (конверсия модели от Tillig) - в Москве экспонировался впервые. 5. Вагон СВПС в составе довоенного поезда "Красная стрела" - в Мосеве экспонировался впервые. 6. Плужный снегоочиститель Бьерке (травленка) - в Москве экспонировался впервые. 7. Вагон-лаборатория ЦТ МПС (конверсия ЦМВ от "ТТ-Модели"). 8. Трофейная цистерна для перевозки спирта (конверсия модели от JaTT-Tillig) - в Москве экспонировалась впервые. 9. Строительный поезд Ю.-В.ж.д. (ж.д. кран, вагон-бригадник, крытый вагон - конверсии моделей от PSK и ВТТВ). 10. Три вагона ЦМВ в составе поезда "Тихий Дон" Москва-Ростов-н/Д (конверсии ЦМВ от "ТТ-Модель"). Модели А.А. Мурашова (Наро-Фоминск): 1. Электровоз ПБ21. 2. Электровоз ЧС3-59. 3. Электровоз ЧС1-001. 4. Электровоз ЧС1-015. 5. Тепловоз Ьмх. 6. Тепловоз ВМ20. 7. Тепловоз Ээл13. 8. Тепловоз Оэл7. 9. Тепловоз Ээл2. 10. Трехвагонная секция электропоезда Ср3. 11. Служебный вагон - в Москве экспонировался впервые. 12. Два пассажирских 2-осных (14 м) вагона. 13. Крытый 2-осный вагон "канадского" типа. 14. Хоппер для перевозки торфа 2-осный. 15. Платформа с тормозной площадкой для перевозки марганца 2-осная. 16. Крытый 4-осный вагон с тормозной площадкой образца 1936 г. (50 т). 17. Платформа бортовая 4-осная довоенной постройки. 18. Крытый 4-осный вагон "американского" типа образца 1914 г. 19. Два 2-осных ледника (14 т): с тормозной площадкой и без тормозной площадки. 20. 4-осный вагон для перевозки контейнеров. 21. 2-осный временно-багажный вагон. 22. 4-осный временно-багажный вагон. 23. Модернизированнйы крытый вагон (64 т) с тормозной площадкой. 24. 4-осный вагон-ледник. 25. 6-осный полувагон. Малосерийные модели: 1. ЭР200, шестивагонный состав (В.Нетужилов, В.Дёмин, Санкт-Петербург). 2. Два вагона-хоппера для перевозки зерна ("ТТ-Модель"). 3. Вагон-электростанция состава "Аврора" ("ТТ-Модель"). 4. Шестиоконный багажный ЦМВ ("ТТ-Модель"). 5. Двухэтажный вагон для перевозки автомобилей ("DM Model"). 6. Ленинградские трамваи МС4, ЛМ33, ЛМ49, ЛМ68ММ (картонные модели-склейки). 7. "Егоровские" вагоны: купейные и вагон-ресторан ("Пересвет"). 8. Агрегатный вагон в составе рефсекции ZB5 ("Modelldepo"). Cерийные модели: 1. Коллекция тепловозов (ТЭ10, ТЭП10, 2ТЭ10, ТЭ3, ТЭ7, М62) производства фирмы "Пересвет". 2. Тепловоз М62-1237 в бело-синей окраске прозводства "Tillig". 3. ЦМВ (багажные, купейные, вагоны-рестораны) в составе различных современных поездов: традиционной зеленой окраски; "Янтарь" (Москва-Калининград), "Николаевский экспресс", "Аврора" и "Красная Стрела" (Москва-Санкт-Петербург), "Россия" (Москва-Владивосток"). 4. Товарные вагоны (крытые, цистерны, автоплатформы, думпкары, вагоны-рефрижераторы), вагон-бригадник, временно-багажный вагон - производства фирмы "Пересвет". Надо признать, что экспозиция в типоразмере НО была гораздо представительнее. Что поделать, Москва - традиционно город "ашнулёвый". Посетители могли увидеть, помимо множества моделей самостоятельного и малосерийного изготовления, сразу несколько макетов в НО, в том числе - работы мастерской "Левша", прибывшие из Екатеринбурга. В других типоразмерах запомнился макетик "портфельного" формата в масштабе 1:220 (Z). Общие впечатления от выставки остались самые приятные. Спасибо организаторам! . ИС
|