BR95 -6776 ex MAMMUT (НВЕ) от Beckmann TT

Автор: Д. Мамин.

Фото модели: Дмитрия Мамина

Решил сделать обзор, посвященный модели паровоза BR95 -6776 производимого фирмой Beckmann TT. Модель неновая и выпускается уже около 10ти лет. По словам самого господина Бекманна, данная модель показала лучшие результаты продаж за всю историю фирмы. Если более конкретно, то за первые пять лет выпуска было продано около 700 моделей. В настоящее время рекомендованная цена составляет 235 Евро. Модель выпускается лишь в одном варианте BR95 -6776 эпоха III DR. Стоит сказать несколько слов о прототипе, поскольку это действительно легендарный паровоз. На границе бывших Восточной и Западной Германии в земле Саксония –Анхальт существует горная местность именуемая Харц (Harz). В 1885-м году из расположенного у подножья гор Бланкебурга в горный массив, богатый полезными ископаемыми, акционерной компанией HBE (Halberstadt – Blankenburger Eisenbahn-Gesellschaft) была проложена железная дорога. Дорога имела уклоны до 60 тысячных, поэтому на участках с уклонами от 40 до 60-ти тысячных была применена зубчатая рейка для использования зубчатых паровозов системы Романа Абта. Позже подобные зубчатые паровозы системы Романа Абта нашли применение в соседней Тюрингии на дорогах, входящих в состав Прусских Государственных железных дорог K.P.E.V. На Прусских ж.д. эти паровозы с осевой формулой 0-3-1 получили серию Т26. На HBE работали подобные машины с аналогичной осевой формулой 0-3-1, отличавшиеся наружной рамой и имевшие незначительно меньший служебный вес. Зубчатые паровозы были дорогими в эксплуатации и имели недостаточную мощность и силу тяги для удовлетворения возрастающих потребностей в увеличении веса поездов. К середине 1910-х годов стало ясно, что необходима замена зубчатых паровозов типа 0-3-1 более мощными Машинами. Прусские ж.д. стали разрабатывать проект нового мощного зубчатого паровоза с осевой формулой 1-4-1 Т28, а НBE разработали проект паровоза с осевой формулой 1-5-1. Проект паровоза HBE предполагал использование классической фрикционной (за счет сцепления колес с рельсами) тяги, однако паровоз так же имел зубчатые колеса используемые в купе с классическими тормозами для торможения при следовании по участкам оборудованным зубчатой рейкой. Некоторое время спустя тормозные зубчатые колеса были демонтированы. Паровозы НBE 1-5-1 получили обозначение TIERKLASSE ( «звериная серия» ) так как они вместо номеров получали имена животных: MAMMUT (Мамонт), WISENT (Зубр), BUFFEL (Буйвол) и ELCH (Лось). Испытания локомотивов 1-5-1 НBE подтвердили возможность эксплуатации паровозов с классической фрикционной тягой на уклонах до 60-ти тысячных и выявили неоспоримые преимущества этих машин перед Т28. Базируясь на итогах испытаний НBE 1-5-1 и Т28 Прусские ж.д. выдали заказ на проектирование собственного горного паровоза 1-5-1 серии Т20 получившего позже серию BR95.0 который пришел на замену зубчатым Т26. А MAMMUT, WISENT, и BUFFEL проработали в Бланкенбурге до конца 1960-х годов, когда дорога в горы была электрифицирована (кстати, на 25kV 50Hz). С четвертым паровозом данной серии произошел трагический инцидент 4 мая 1951года. После ремонта на паровозоремонтом заводе в Майнингене при пробной растопке котла, из-за неисправности манометра, допущено превышение предельного давления в котле до 24-х атмосфер, что привело к взрыву котла. Здание цеха было полностью разрушено, котел паровоза пролетел по воздуху около ста метров и упал во дворе больницы располагавшейся неподалеку. Взрыв повлек гибель одиннадцати человек, более 30 человек получили ранения. Первенец серии MAMMUT, получивший после национализации HBE на DR обозначение BR95 -6776 сохранен для истории о направлен в Дрезденский технический музей. К настоящему времени локомотив вернулся в HARZ и базируется в небольшом депо в Рюбеланде, к сожалению в нерабочем состоянии.




Теперь перейдем к описанию самой модели. Модель выполнена по традиционной для Бекманна «мелкосерийной» технологии, где сам корпус модели выполнен из смолы. В то же время котельная гарнитура и различная мелочёвка выполнены посредством бронзового литья. Данная комбинация обеспечивает хорошую проработку мелких деталей и их необходимую прочность (в идеале корпус модели возможно так же стоило бы отлить из бронзы, однако цена модели получилась бы неподъемной) . Рама ходовки отлита из белого металла. Колесные пары - пластик. В целом модель представляет собой комбинацию различных технологий: пластиковое литье, литье смолы, литье металлов, фототравление (детали парораспределительного механизма и тормозные колодки). Модель имеет длину 105мм, что примерно на 1 мм больше чем длина прототипа - 12450мм поделенная на 120, однако, в целом пропорции паровоза, диаметры колес и межосевые расстояния выдержаны верно. Кстати, на сайте Бекманна заявлена длина паровоза 103,8мм, посему возможно я получил чуть большую длину из-за не до конца утопленных буферов. Как я писал выше, модель выпускается только в варианте третьей эпохи, что видимо связано с тем, что локомотивы данной серии в ГДР получили увеличенные угольные бункеры изменённой формы, изменилось расположение воздушных резервуаров и котельной гарнитуры. Что бы привести модель в соответствие с обликом локомотива во второй или первой эпохе, нужно, по сути, полностью перепроектировать корпус модели, поэтому Бекманн на это не идет. Модель имеет спокойный плавный ход. Вес модели 194 грамма (для сравнения - близкий по размерам обновленный BR86 от Тillig весит всего 88 грамм), обрезиненных колес нет, однако за счет большого веса модель обладает хорошими тяговыми свойствами. Электродвигатель на моей модели выкрашен черной краской, такое впечатление, что это сделано сознательно, что бы нельзя было определить производителя и маркировку. Двигатель шумноват в сравнении с современными японскими электродвигателями от Mashima, широко используемыми в современных моделях ТТ, однако он значительно тише старых электродвигателей BTTB. Модель трогается при напряжении около 4-х вольт (3,6-3,8V). Ток при трогании без состава стоставляет около 250mA. При напряжении 12 вольт модель потребляет ток около 160mA. Скорость паровоза без состава при 12 вольтах в пересчете на масштабную составляет примерно 85км/ч, что выше скорости прототипа – 50км/ч. (хотя с составом и в гору этот показатель будет ближе к масштабному). Модель не оборудована освещением и разъемом под декодер. Тем не менее, свободное место для размещения декодера есть, и он устанавливается достаточно просто путем распайки соответствующих проводов к колесным токосъёмникам и двигателю. Многие немецкие моделисты дооборудовали модель освещением с помощью миниатюрных SMD LED. Если оценивать модель по 10-бальной шкале, я бы поставил этой модели 8 или 9 баллов. Рекомендовал ли бы я эту модель к приобретению – безусловно! Прежде всего, потому, что модель имеет очень хорошее соотношение цена/качество для мелкосерийной модели. Если рассматривать в качестве альтернативы модели Jago, Kittler и подобных, они вам обойдутся более чем на 50% дороже, при подобной, а кое в чём возможно даже худшей детализации. Страничка посвященная модели на сайте Бекманна – здесь

В заключении стоит отметить, что модель паровоза 1-5-1 «звериной серии» представлена только в масштабе ТТ, в других масштабах эта модель не представлена.




(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100