Рис.1. Общий вид экспозиции "Красная Стрела. 75 лет".
Фото: И.Сергеев
|
Рис.2. Витрина с ТТ-составами "Красной Стрелы".
Фото: И.Сергеев
|
Рис.3. "Красная Стрела" 1930-х гг.
Фото: И.Сергеев
|
Рис.4. "Красная Стрела" 1930-х гг.
Фото: И.Сергеев
|
Рис.5. "Красная Стрела" 1930-х гг.
Фото: И.Сергеев
|
|
|
Автор: В.Дёмин, А.Земсков. Источник: "Локотранс", 2006, № 12. В 2006 г. железнодорожники и энтузиасты железных дорог отметили семидесятипятилетие «главного» поезда страны – поезда «Красная Стрела». Юбилей «Красной Стрелы» не прошёл незамеченным и для моделистов. У сотрудников фирмы «Пересвет» родилась идея организовать выставку моделей вагонов разных периодов этого знаменитого поезда. Петербургские моделисты В.Дёмин, А.Земсков и В.Медведев обратились с этим предложением в ЦМЖТ. Директор музея Галина Петровна Закревская поддержала нас в нашем начинании. Выставка вошла в план тематической работы музея. В помощь любителям администрация ЦМЖТ назначила ответственных за проведение выставки со своей стороны. Огромную работу по подбору фактического материала и художественному оформлению экспозиции провели замдиректора В.А. Морозов, научные сотрудники Л.М. Ласточкина и Е.Б. Торрер, а также художники Б.Б. Тычинин и П.Б. Тычинин. В результате наших совместных усилий выставка «75 лет поезду «Красная Стрела» открылась в начале октября 2006 г. Она размещена в зале современного вагоностроения ЦМЖТ. Экспозиция невелика по объёму, но прекрасно оформлена и содержит много информации, малоизвестной ранее широкой любительской публике. Теперь посетители музея могут увидеть фотографии и документы, которые рассказывают о прошлом, настоящем и будущем «Красной Стрелы», но всё же изюминкой экспозиции является витрина с пятью составами поезда в масштабе 1:120. Теперь немного об этих моделях. Фирма «ТТ-Модель» уже давно выпускает вагоны в окраске СЖД с надписями «Красная Стрела» и «Экспресс» на кузове, а также РЖД уже без надписи «Экспресс». Из этих вагонов мы составили поезда 60-х, 70-х годов и последних лет. В качестве локомотивов мы использовали электровозы ЧС1 и ЧС2т соответственно, что абсолютно соответствует исторической достоверности. Модель электровоза ЧС1 выпускалась в ГДР во времена социализма и хорошо известна любителям ТТ. Мы не стали исправлять многочисленные огрехи модели, ограничившись лишь установкой, современных изящных токоприёмников взамен штатных. Электровоз ЧС2т – авторская модель, прекрасно изготовленная московским моделистом А. Шувиковым. Для поезда 50-х годов вполне подходит тепловоз ТЭ7, тем более, что фирма «Пересвет» выпускает вариант этого тепловоза в раскраске «Красной Стрелы», но нет подходящих вагонов ЦМВ синего цвета. Поэтому мы и решили изготовить эти вагоны из обычных фирмы «ТТ-Модель». Для превращения ЦМВ в вагоны первых выпусков нам пришлось прорезать недостающие окна в котельном отделении, сымитировать откидные форточки во всех окнах, добавить угольные ящики на торцевых стенках и немного изменить подвагонное оборудование. Работу завершили старотипные дефлекторы вытяжной вентиляции на крыше и тележки типа КВЗ из ассортимента деталей «Пересвет». После окраски, отвечающей эпохе, вагоны заняли место в витрине. Для составов 30-х и 40-х годов мы использовали «егоровские» вагоны, которые в этом году начал выпускать «Пересвет». Но если для довоенной «Красной Стррелы» эти вагоны подходят без изменений, то вагоны первых послевоенных лет отличаются формой дефлекторов вытяжной вентиляции. Мы отразили в моделях эти различия. Разумеется, оба состава окрашены соответственно своей эпохе. Поезд образца 30-х гг. тянет за собой паровоз Су, как это и было в те годы. Модель паровоза Су любезно предоставлена для выставки моделистом А.Шувиковым. Он же является автором и почтового вагона ЦМВ первых выпусков с гладкими стенками кузова, который включён в состав послевоенной «Красной Стрелы». В качестве локомотива для неё нам пришлось условно использовать паровоз серии ТЭ производства московской фирмы «ModellDepo». К сожалению, нам не удалось документальных свидетельств использования этих паровозов для вождения именно «Красной Стрелы», но сохранились воспоминание о том, что в конце войны «Стрелу» водили грузовые паровозы. Все поезда представлены на выставке вместе с элементами железнодорожного пейзажа, характерными для своей эпохи. Экспозиция будет действовать до конца марта, и поэтому все посетители традиционной весенней выставки «Железнодорожная модель - 2007» в ЦМЖТ смогут ознакомиться с историей «Красной Стрелы». Теперь о том, чем мы руководствовались при изготовлении моделей. Чтобы выполнить эти поезда в масштабе 1:120 пришлось поработать в разных архивах. Основная информация получена В.Дёминым в архиве кино-фотодокументов в Санкт-Петербурге. Очень большую помощь оказал музей Октябрьской ж.д. в подборе материалов по фирменным поездам. В состав первых поездов «Красная Стрела» входили 7 жёстких «егоровских» вагонов длиной 20,2 метра, 3 мягких вагона длиной 20 метров (бывшие дореволюциононые 1 класса), вагон СВПС (бывший вагон международного общества спальных вагонов и сборных поездов) и почтовый вагон длиной 20,2 м. Первым вагоном в составе всегда шёл почтовый, а последним СВПС, мягкие вагоны располагались в середине состава. В начале 50-х годов в составе «Красной Стрелы» можно было увидеть почтовые ЦМВ с гладкими стенками зелёного цвета. Остальные вагоны красились в тёмно-синий цвет, который соответствовал в то время цвету международного класса. Торцы вагонов, рама, тележки, ящики красились в чёрный цвет. Исключение составлял вагон СВПС, который был обшит тиковым деревом и в несколько слоёв покрыт лаком. Крыши были серые с полосами белого цвета по краям. Деревянные оконные рамы красились в бежевый цвет. Снаружи по бокам окон ставились на шарнирах щитки, называемые параванами. На вагонах «Красной Стрелы» использовались стеклянные параваны. На крыше вагонов устанавливались вентиляторы Коршунова («грибки»), которые красились в чёрный цвет, а также вытяжные флюгарки свечного освещения. Для надписей использовались металлические эмалированные буквы с подкладками из многослойной фанеры. Сначала на кузове вагонов на надписи были на двух языках – русском и английском. После ремонта в конце 40-х годов надписи заменили на русские, кроме того, на фотографиях 50-х годов хорошо видно, что вагоны оборудованы новыми вентиляторами (чугунными дефлекторами). Расположение надписей на вагонах «Красной Стрелы» не соответствовало общим правилам МПС. В середине продольной стены вагона (между окнами), как и положено, крепился цветной герб, отлитый из чугуна, под гербом буквы ОК (Октябрьская ж.д.), но номер вагона был расположен рядом с входными дверями. Вообще отсутствовали надписи о типе вагона (мягкий, жёсткий) и о количестве мест в вагоне, но на рамах вагонов имелись необходимые технические надписи. В 1953 г. в газете «Сталинец» («Гудок») было напечатано сообщение о том, что на Тверском заводе строятся новые вагоны ЦМВ специально для «Красной Стрелы». И уже в 1954 г. был сформирован состав из синих вагонов ЦМВ. В состав по-прежнему входил вагон СВПС, а также почтовый ЦМВ синего цвета. Как и у деревянной «Стрелы», буквы на продольных стенах вагонов были белые эмалированные. В белый цвет были выкрашены продольные полосы под окнами и над ними, а также края крыши. Расположение надписей было такое же, как и у деревянных вагонов, только герб был белый. Лишь в начале 1960-х «Красная Стрела» изменила свой цвет на красный, но стиль и расположение надписей сохранились. Даже край крыши вагона какое-то время красился в белый цвет. Затем вагоны «потеряли» надпись «экспресс», герб СССР уступил место эмблеме РЖД, которая тоже изменялась на последние годы. В 2006 г. был построен новый состав этого фирменного поезда (вагоны модели 61-4452). Он изменил старые вагоны ЦМВ советских времён. Возможно, в будущем мы увидим модели новых вагонов самого знаменитого поезда России.
|