Автор: А. Чернышев. Источник: "Локотранс", 2006, № 5. Речь пойдёт о вагоне масштаба ТТ артикул 2210, названном в рекламном листке "Пересвет" просто "Вагон СЖД эпохи III", а на прилавках магазинов - просто "Егоровец". В одном из них я его и купил. Выход этого вагона ожидался давно. Сразу было объявлено, что производиться он будет по малосерийной технологии. Поэтому я решил обязательно купить его, если повезёт. Итак, свершилось. Вагон появился в продаже. И я стал счастливым его обладателем. К сожалению, дальше - как в известном анекдоте. В связи с выходом вагона есть две новости: одна хорошая и одна плохая. Ими я и хочу поделиться с потенциальными покупателями. Вопреки продолжению анекдота, я начну с хорошей новости. Вагон внешне выглядит достаточно убедительно. Можно сказать, красиво. Ровная окраска, чёткие надписи, цветной герб СССР. В комплект вагона входят для самостоятельной установки на крышу "грибки" дефлекторов и металлические поручни пассажирских лесенок. Вагон не пустой - в окошки проглядывают цветные, окрашенные в соответствии с временем, перегородки купе. И, что особенно приятно, под одним артикулом вагоны идут с разными бортовыми номерами! Сколько этих разных номеров, точно не знаю. Но в магазине было три вагончика - и все с разными номерами. То есть вполне возможно без лишних усилий сформировать полноценный поезд с вагонами, имеющими разные номера "как в жизни". К сожалению, на этом хорошие новости заканчиваются. Уже при покупке начались проблемы. Три вагончика мне не нужно, но два я бы взял с удовольствием. Однако при ближайшем осмотре вагончиков в магазине выяснилось, что у двух из них внутренние стенки в некоторых купе перекошены, причём до такой степени, что торцы этих стенок видны в окна вагона. Можно было бы, конечно, попытаться исправить этот дефект сборки самостоятельно, но вот незадача - вагон намертво заклеен со всех сторон. Заглядывать в него через окна можно сколько угодно, а исправить что-либо невозможно. Поэтому я купил только один вагон, который при осмотре в магазине был лишён этого видимого недостатка. В связи с этим, дальше в статье речь пойдёт именно об этом экземпляре вагона, но, боюсь, что обнаруженные на нём дефекты являются следствием некачественной сборки на "Пересвете" и поэтому могут представлять интерес для всего сообщества моделистов. Итак, при спокойном детальном осмотре купленного вагончика дома всплыли следующие проблемы. Внутренние перегородки купе, хотя и не выглядывали в окна, но в половине вагона оказались перекошены по продольной оси вагона из-за чего продольная стена коридора с дверями купе оказалась как бы наклонена в сторону коридора. Складывается впечатление, что это не вагон, а изрядно потрёпанный временем и дорогами сарай на колёсах, следующий не то в капитальный ремонт, не то на утилизацию. Но если в окна вагона специально не заглядывать, то эта проблема малозначительна и на неё можно закрыть глаза, хотя и с некоторым чувством неудовлетворённости. Хуже другое. Сцепки вагона размещены не на корпусе, а на специальных дышлах тележек. Причём закреплены клеем, намертво. Возможность замены сцепок не предусмотрена. И вместе со странностями сборки это является просто катастрофой для ходовых качеств вагона. Так на моём вагончике каждая тележка собрана, видимо, по индивидуальным чертежам. С той стороны, где расположено дышло сцепки, на тележке предусмотрено два отверстия по её продольной оси. А на дышле сцепки имеется штифт, входящий в одно из этих отверстий. Так вот, на моём вагоне на одной тележке штифт вставлен во внешнее отверстие, а на другой - во внутреннее. В результате дышло одной сцепки заметно короче другого. Эксперименты показали, что более короткое дышло практически непригодно для сцепки с другими вагонами даже на прямых участках пути (мешают буфера - сцепки вагонов просто не могут зацепиться друг за друга). С другой стороны, где дышло длиннее, вагоны нормально сцепляются. Но возникают некоторые проблемы с движением в кривых (у меня стандартные П-образные рельсы) - сцепки или буфера соседнего вагона цепляются за буфера "Егоровца", и колёса тележки выносит из колеи. Соответственно, возникает желание заменить сцепки на более длинные - но это невозможно. Попытка понять, как переставить на первой тележке штифт дышла во внешнее отверстие, показала, что без съёма тележки с вагона это невозможно. А снять тележку, кажется, тоже невозможно. Во всяком случае, я не понял, как это можно сделать. Может быть кто-нибудь подскажет? На фоне таких замечаний - остальное кажется мелочью. Так, очень странно, что в комплекте вагона в качестве поручней для установки приложены... скобы от степлера. И на корпусе вагона предусмотрены отверстия именно под них. Между тем, мало того, что эти скобы имеют прямоугольное сечение, а поручни обычно в сечении круглые, они ещё и не соответствуют прототипу, фотографию которого сама же фирма "Пересвет" поместила в своём рекламном листке. На фотографии видно, что поручни, начинаясь у середины входной двери, продолжаются аж до второй ступени и имеют явно не форму скобки. Впрочем, в данном случае, изготовить и установить на модели поручни более правильной формы из подходящего куска круглой в сечении проволоки сможет любой моделист. Невольно напрашивается сравнение этого вагона с аналогичными изделиями фирм "ТТ-модель" (купейные вагоны СЖД эпохи IV) и "Tillig" (купейные вагоны Германии). При сопоставимой или даже меньшей (!) цене в вагонах этих фирм внутреннее оборудование выполнено в виде пластмассовых вставок, что позволяет моделировать не только стены, но и сидения, которые к тому же не перекашивает. Разборность вагонов позволяет выполнять самостоятель¬ные доработки, в том числе, при определённых навыках, можно и освещение про¬вести. Некоторые же из моделей (повторяю, при сопоставимой цене) имеют уже и встроенное освещение. Как правило, вагоны и той, и другой фирмы имеют неплохие ходовые качества и возможность замены сцепок. Что же в итоге? Само по себе, появление в модельном ряду ТТ "Егоровца" надо признать положительным и давно ожидаемым событием. Даже в нынешнем виде его вполне можно поставить на коллекционную полку. И это уже не мало. Надеюсь, что эта статья позволит «набить меньше шишек» тем моделистам, которые будут покупать эти вагоны для эксплуатации на макете. Очень надеюсь, также, что фирма "Пересвет" воспримет эту статью как конструктивную критику и постарается устранить названные досадные дефекты сборки.
|