Источник: "Локотранс", 1996, № 6 - 1997, № 1. В этом году [1996] исполнилось 50 лет появления у железнодорожных моделистов типоразмера ТТ. Свой первый эксперимент с этим масштабом провела фирма «H.P. Products», ставшая «колыбелью» масштаба 1:120 или на английском – Table Top (TT). Харольд Джойс родился в 1891 г. в штате Нью-Йорк и с детских лет полюбил игрушечную железную дорогу. Далее – работа в технической студии инженером в автомобильной, а потом в бумажной промышленности. Но его интересы к модельным железным дорогам прерывались, и мысль о возможности производства не оставляла в покое. Примерно в эти же годы появляется в таком же «среднем» [между HO и N] масштабе модель швейцарской фирмы «WESA» – в конце 1945 г. Это был электровоз Re 4/4 с колеей 13 мм. Лобовую часть модели украшала громадная лампочка. Сходство с прототипов было весьма условным. В 1947 г. зародилось ТТ-производство в Германии – фирмы «ROKAL» и «LYTAX» со своей «Klein-Elektrobahn». Успех «удобного» масштаба вызвал появление еще нескольких фирм – в частности «MIGION» с колеей 11 мм (1947), а в 1948 г. появилась продукция для 12 мм дороги с приводом от переменного тока от «PRAZIX». В 1949 году на одном из заводов пластмасс в германии (земля Северный Рейн- Вестфалия) появляется литая из этого материала продукция – дизельпоезд VT137 производства «TAIFUN»… Более менее успешно в это время существовала на рынке в Европе лишь продукция «ROKAL». Время успеха ТТ тогда еще не пришло. Британский «Tri-Ang» появился только в 1957-м году, а «ZEUKE» - в 1958. А тем временем в США ТТ переживало необычайный бум! Фирмы «STARLINE», «NIELSEN», «LINDSAY», «KEMTRON», «JEWEL», «GANDY DANGER» и другие успешно добавляли к ассортименту H.Р. Products рельсовый материал и постройки… Но вернемся к Харольду Джойсу. Отправной точкой модельной карьеры Джойса стала его «Table Top», созданная в 1941 г. В последующие четыре года он истратил 35 000 долларов, создавая конструкции моделей-прототипов. Появление полностью готовой модели совпало с окончанием второй мировой войны. К этому времени Джойс основал (1945 г.) фирму «Harold Precesion Products Inc.», а коротко «H.P. Products» в Хартворд-Сити, штат Индиана. Опираясь на поддержку членов своей семьи, фирма произвела свою первую продукцию. Осенью 1946 г. Джойс открыл ТТ-рынок в Америке. Рекламная компания в журнале «Model Railroader» и «Model Railroad Craftsman» принесла неожиданные результаты. Покупателям понравился предложенный масштаб и его модели. Правда, новая война (теперь уже в Корее) не позволила продолжить дело – его партнеры и друзья по бизнесу попали на войну... Джойс стал заниматься выпуском деталей для авиапромышленности. После окончания этой войны Харольд Джойс снова возвращается к своей идее, но она уже не выступает для него первым приоритетом. И сегодня его предприятие производит авиационные и автомобильные приборы. Модельный рынок в 50-60-е годы начинает формироваться, но к концу 1960-х годов предложение из Европы сильно теснит американское производство железнодорожных моделей. От большой идеи Джойса остались лишь малосерийные программы. Сам Харольд Джойс умер 6 марта 1984 г. Какие модели сумел выпустить Джойс? После постройки различных прототипов Джойс строит ультрасовременный тепловоз типа ЕМД Е-7 и к нему вагоны вместе с рельсовым материалом. Этот «стартовый набор» сразу позволил привлечь первых сторонников нового типоразмера. Масштаб 1:120 в переводе на американскую систему мер составлял 1/10 (Zol) дюйма. Появился и 40-футовый стандартный грузовой вагон. Первые модели пошли в октябре 1946 г. Сначала локомотивы и вагоны продавались как готовые модели, но уже тогда можно было приобретать и наборы для сборки. Джойс использует в производстве различные материалы. Для тепловоза Е7 он применяет тонкую жесть и легкий сплав, в том числе, алюминиевое литье. Котлы паровозов отливали из «легкого» металла. Рамы паровозов утяжелялись грузом. Корпуса вагонов делались из бумаги и дерева. В качестве привода использовался 5-полюсный двигатель Pittman, который применялся в некоторых НО-моделях. За счет большого ручного труда модели стоили до 300 долларов! Но даже сегодня модели от «H.P. Products», выполненные из жести, выглядят очень неплохо. Рельсовый материал (профильный) покупатель должен был собирать самостоятельно, вставляя рельсовую плеть в деревянную (а затем и пластиковую) шпальную решетку. Электропитающие трансформаторы использовались от других производителей. Тепловоз Е-7Ф был выпущен в 1946 г., а в марте 1947 г. появился первый паровоз 0-6-0 «Switcher» [в статье используется американская система классификации, считающая количество колес, в отличии от отечественной, которая ведет счет по осям. Т.е., по российской традиции, это был паровоз 0-3-0] с 4-осным тендером. Паровоз первоначально предлагалось продавать как «собираемый комплект», так как котел и кабина подходили к другому паровозу «Consolidation» 2-8-0, а с 1950 г. ими комплектовался паровоз «Atlantic» 4-4-2. Тендер применялся с очень многими типами паровозов. В 1949 г. вышел в свет первый каталог. Системы «для самостоятельного конструирования» на основе предложенных частей стали созвучны с идеей американского конвейера. Вместе с первыми локомотивами появились и грузовые вагоны – закрытые, рефрижераторы, и др. Это были в основном 4-осные вагоны. Их надо было окрашивать самостоятельно. Джойс с гордостью заявлял, что паровоз может тянуть самостоятельно 40 и более вагонов, что и по сегодняшним меркам достаточно хороший показатель. В 1949 году паровозная программа была в значительной степени выполнена. На таком же принципе – малые унификационные узлы – были построены «Pacific» (4-6-2), «Mikado» (2-8-2), «Mountain» (4-8-2), «Texas» (2-10-4), «Articulated» (4-6-6-4) . Этот же базисный вариант стал основой для моделей и с другими колёсными формулами. Для машин конструкции Маллета требовалось, например, два набора малых паровозов. Тендер использовался в таком случае специальный – 6-осный (не USRA – Standart Tender, а «Long-Distance Tender». Он был разработан и производился как специальная комплектующая для этих наборов). В 1951 году появилась интересная новинка – паровоз с переднерасположенной кабиной и серебристые вагоны с кабиной управления (как и прототипы - из алюминевого сплава) «Silver Arrow» MU. В этом же году впервые засиял электрическими огнями большеколесный «Northern» (4-8-4), для которого был сделан новый котел. Но вот, с 1952 года, эра паровозов стала уходить в историю. Это отразилось и на моделях. В 1955 г. появляется серийный тепловоз Е7А с очень высокой деталировкой кузова. Программа вагонов пополнилась хоппером, скотовозными платформами, полувагонами и рефрижераторами для скотных поездов «Express-Reefer». Строились и паровозы, в т.ч. других типов – причем с 1958 г. с другими колесными парами. Это были десятиколесники 4-6-0, которые сразу продавались как конструкторы для сборки. В этом очень изящном прототипе из ХIХ века мотор Pittman не помещался. Идеально подошел другой двигатель – 7-полюсный английский Ronford. Правда, его поиски задержали всю программу, и второй паровоз из этой серии появился только в 1961 г. как малосерийная программа. 1960 г. принес еще одну новинку – 40-футовый грузовой вагон, отлитый из пластика. Многие любители ТТ в США связывали с этим вагоном надежды, что после этого «H.P. Products» перейдет на современные технологии пластмассового литья. Но все сорвалось – владелец фирмы был убежденным сторонником производства конструкторов для сборки. При этом неизбежно терялась массовость рынка, поскольку с ростом качества литья и сложности конструкций полноценную доводку моделей могли производить только опытные моделисты. «Хорошими» годами для «H.P. Products» были годы производства «маленьких» паровозов, которые были просты и легки в сборке. Но с приходом в паровозостроение «гигантов» вопрос сборки готовой модели руками рядового коллекционера или ребенка стал проблемой. Однако типоразмер ТТ уже приобрел своих сторонников не только в США – к его производству обращается все большее число фирм в Европе. В 50-е годы в Великобритании моделисты, озабоченные рациональным использованием площадей собственных квартир, обратили свои взоры на типоразмер 00. В США и Германии уже в 40-е годы было организовано производство моделей меньших масштабов, которые привозились в Англию. Фирмы «PECO» и «GEM» взялись за изготовление рельсового материала колеи 12 мм. Но пока на рынок не поступало большого количества моделей, ни о каком успехе в Британии говорить не приходилось. Англичанином, который впервые обратил пристальное внимание на модельные железные дороги фирмы «ROКAL» был Вальтер Лайне – ведущий менеджер «Lines Bros» Group, который организовал в 50-е годы фирму «Rovex Scale Modells LTD», производившую модели Tri-Ang 00. Во время одной из поездок в Германию в 1953 году Вальтер Лайне привез один из наборов «ROКAL». В следующий год началась подготовка к выпуску моделей ТТ на заводе в Маргате. В январе 1957 г. на лондонской выставке игрушек были представлены два набора подвижного состава. Один и них состоял из танк-паровоза F-3 британских дорог (бывшая LMS), имевший название «Jinty» и двух вагонов пригородного сообщения в зеленой окраске, характерной для дорог южной Англии. Этот набор был укомплектован рельсовым кругом и трансформатором. Другой набор состоял из локомотива и четырех грузовых вагонов. Кроме того, отдельно были выпущены четыре 2-осные цистерны с различными надписями. Все модели имели масштаб уменьшения 1:100 или 1 фут в 3 мм. Для информации: британские железные дороги имели большой габарит подвижного состава, нежели немецкие дороги, и поэтому модели фирмы «Tri-Ang» были несколько больше по размерам. Привод моделей был крайне прост – мощный трехполюсный мотор постоянного тока с наклонным редуктором, сообщающийся с ведущей осью тележки посредством червячной передачи (1:40 или 1:30). Только значительно позднее подвижной состав стал иметь принятую сейчас конструкцию, когда вращающий момент передается на все ведущие оси локомотива, посредством продольной червячной передачи, что значительно улучшает характеристики модели. Корпуса всех моделей фирмы «Tri-Ang» имели окраску разных цветов, а отдельные покрывались лаком. Окраска шпальной решетки соответствовала цвету путей. Колеса изготавливались из бекелита, как и продукция фирмы «ROКAL». Уже в середине 1957 г. была изготовлена первая модель скоростного паровоза типа «Castle» (железные дороги BR – British Railways, бывшие GWR) с осевой формулой 2С [2-3-0] и трехосным тендером. К нему прилагался двигающий его пассажирский вагон в новом красном исполнении британских дорог. Новый модельный масштаб получил распространение, и сразу несколько фирм стали работать в этом типоразмере: «Kos», «Esanel», «BEC» и др. Появились строения из жести, дополнения к дороге и др. ТТ получил прописку в Великобритании. В 1958 г. фирма «ROVEX» выпустила перспективный каталог, использовав ассортимент фирмы «Tri-Ang», но уменьшив масштаб от 00 до ТТ. Там было заявлено 16 грузовых вагонов (ледники, скотовозы, для сыпучих грузов), был вагон-ресторан с различными вариантами окраски. В 1959 г. значительно увеличился ассортимент локомотивов. Январь принес появление тепловоза «Dieselhunter» на базе ходовой части танк-паровоза F-3, февраль – скорый паровоз класса «Merchant Navy» (серии SR, колесная формула 2С1 [2-3-1]), который поражал моделистов своими стремительными формами обтекателя. В октябре снова новинки – тепловоз «Brush» класса 31 (А1А-А1А) и грузовые платформы, укомплектованные различными грузами и 4-осная цистерна. Пример «Tri-Ang» оказался заразительным. В 1960 г. английская фирма их Роундса "Kitmaster» выпускает целую серию изделий в типоразмере ТТ, предполагая повторить успех фирмы «Tri-Ang», которая к тому времени прочно держалась на рынке. Новый проект предполагал значительно развить парк ТТ от «Tri-Ang». Главной моделью «Kitmaster» стал паровоз «Rebuilit Royal Scot» с осевой формулой 2С [2-3-0] и трехосным тендером. Прототип еще находился в эксплуатации со скорыми поездами в конце 60-х годов. Он был изготовлен для железной дороги «London Midland&Scottish Railways»” в 1927-1929 гг. Предлагаемая модель «Grenedier Guardsmen» № 46110 относилась к первой серии, изготовленной в 1927 году. Первые 25 паровозов (всего их было 70) имели имена шотландских героев-гренадеров. Все паровозы предназначались для эксплуатации на главной линии компании LMS Лондон-Глазго. В связи с тем, что во время второй мировой войны эти паровозы значительно обветшали, их решено было реконструировать. Во время реконструкции модифицирован котел, увеличена мощность паровоза. После национализации LMS государственными британскими дорогами (BR) изменилась и окраска паровозов. Во время работы на LMS паровозы имели темно-красную окраску, во время войны – черный цвет, а на BR локомотивы стали зелеными. Конечно, столь «славный» паровоз был «обречен» на успех. Фирма «Tri-Ang» подобного паровоза в своей программе не имела. Сама модель от «Kitmaster» представляла собой сборный конструктор (корпус модели имел зеленую окраску BR, ходовая часть - черную), мотор располагался в прицепном пассажирском вагоне (эти вагоны фирмы выпускала также с 1960 г.), привод осуществлялся через тележки типа «Scale Rail-Cassis» с колесами типа «Romford». К локомотивам цеплялись скорые пассажирские вагоны типа «R.A.Riddles», выпущенные в 1951 г. и имевшие распространение на британских дорогах. В отличии от «Tri-Ang» они были несколько больших размеров и по масштабам более соответствовали прототипам. Все четыре склейки вагонов шли в различной окраске. Красный цвет соответствовал железным дорогам среднего, западного и восточного регионов (для южной части Англии). Часть моделей выпускалась без окраски, надписи прилагались в виде наклейки. Инструкция по сборке печаталась на английском и немецком языках. Как дополнение выпускался еще один набор с паровозом и четырьмя вагонами. Продолжения истории «Kitmaster», к сожалению, не было. На рынке они продержались всего около двух лет. К середине 60-х годов закончила свою деятельность и фирма «Tri-Ang»… Теперь эти модели можно купить только как очень дорогие раритеты. Литература «Grundlagen der modellbahntechnik». Harald Kurz, 1956. «50 Jhare TT-Modellbahnen». Wilfrried Knipping. Использованы материалы «ТТ-Kurier» 1,4,5/96 и журнала MMZ 3,4/96 Перевод: С.Бородин
|