Паровоз грузопассажирский 2-8-2 (1-4-1) Mikado. Производитель H.P.Products, США, 1954-1968 гг.
Фото: Локотранс (все фото)
|
Электровоз типа ВВ-9211 Французских железных дорог (SNCF). Rokal, ФРГ. 1962-1968 гг.
|
Тепловоз американский двухсекционный собирательного образа, реального прототипа не имеет. Принадлежность: ж.д. Union Pasific. WESA, Швейцария, 1959-1966 гг.
|
Крытый тормозной вагон с обшивкой поверх каркаса железной дороги Buffalo Creek. Gandy Dancer, США. 1960-1968 гг.
|
Вверху: электровоз типа Ае6/6 Швейцарских ж.д. WESA, Швейцария, 1958-1966 гг. Внизу: электрооз того же типа с пассажирским вагоном Швейцарских ж.д. Rokal, ФРГ. 1965-1969 гг.
|
Вверху: тепловоз грузопассажирский типа GM EMD F3A железной дороги Union Pasific. Rokal, ФРГ, 1962-1968 гг., ходовая модель. Внизу: тепловоз того же типа Пенсильванской ж.д. Lionel, США - КНР, 1998 г. Стендовая модель.
|
|
|
Автор: А.Нигиян. Источник: "Локотранс", 2011, № 10. В рамках выставки «Чугунка» Открытой московской выставки ж.д. моделистов, проходившей на Олдтаймер Галерее Ильи Сорокина в Крокус-Экспо (Москва) 15-18 сентября 2011 г., была представлена экспозиция «65 лет ТТ». Автор и владелец этой экспозиции – один из основателей и старейшина Московского ТТ-клуба Александр Арменович Нигиян. В данной экспозиции были представлены ранее малоизвестные широкому кругу российских любителей модели производтва Великобритании, КНР, США, ФРГ, Швейцарии и Японии. Основная идея – показать модели, с которых начиналось, и которыми, в ряде случаев, к сожалению, закончилось промышленноен производство моделей железных дорог в типоразмере ТТ в перечисленных странах. Ещё одна особенность экспозиции в том, что были представлены модели исключительно тех прототипов, которые после 1969 г. уже больше не производились в типоразмере ТТ. Промышленное производство моделей железных дорог типоразмера ТТ (сокрашение от английского Table Top – столешница, т.е. модель железной дороги, умещающаяся на столе) было основано в 1946 г. в штате Индиана, США энтузиастом Хэлом Джойсом (Hal Joyce) на принадлежащей ему тогда и производившей гидрарвлическое оборудование и приборы для авиации (и производящей их до сих пор!) фирме H.P.Products. Масшаб уменьшения был выбран 1 фут в 1/10 дюйма или 1:120, а колея рельсового пути в соответствии с этим масштабом – 12 мм. В продуктовой линейке были модели локомотивов и вагонов, выпускавшиеся как в собранном виде, так и в виде комплектов для самостоятельной сборки (китов), а также путевой материал – рельсы и стрелки. Рельсы со шпалами выпускались в виде гибких секций, которые можно было укладывать и как прямые участки, и делать повороты произвольного радиуча, начиная с 228 мм. В США модели типоразмера ТТ также производили фирмы Gandy Dancer («киты» товарных вагонов), Kemtron (наборы для сборки локомотивов, тележки для локомотивов и вагонов), Star-Line («киты» товарных вагонов и мостов), Jewel Models («киты» вагонов и построек) и ещё несколько совсем мелких компаний. Производство моделей в типоразмере ТТ просуществовало в США до 1968 г. Потом неоднократно делались попытки его возобновления, продолжаются они и по сей день. Результатами таких попыток стали разовые выпуски нескольких китов локомотивов и крытых товарных вагонов. В 1948 г. производство моделей в ТТ начинает фирма Rokal, ФРГ. Эта фирма также принимает для данного типоразмера масштаб уменьшения 1:120 и широну колеи 12 мм. Однако, в отличие от американских коллег, Rokal производил путевой материал в виде жестких прямых или радиусных секций, при этом максимальный радиус закруглений выбран всего 330 мм, в который не могли вписываться выполненные точно в масштабе 1:120 модели новых, для тех лет, пассажирских вагонов. Поэтому модели таких вагонов фирма Rokal выпускала укороченными по сравнению с масштабной длиной, зато способными ездить по путям с кривыми малого радиуса. Фирма Rokal прекратила своё существование в 1969 г. Следующей страной, где стали производиться модели, на упаковке которых была обозначена их принадлежность к типоразмеру ТТ, стала Швейцария. Фирма WESA, расположенная в г. Инквил, кантон Берн, в 1950 г. перешла от изготовления моделей в масштабе 1:110 при ширине колеи 13 мм и системе питания переменным током, которые она делала с 1945 г. – на модели с двигателями постоянного тока в масштабе 1:100 на той же 13 мм колее, и заявила, что это – ни что иное как ТТ! Так как путевой материал у WESA, как и у Rokal, был выполнен в виде жёстких секций, при этом дуговые секции имели тоже ограниченный радиус, модели современных пассажирских вагонов также делались укороченными по сравнению с точной масштабной длиной. Такие модели железных дорог WESA выпускала до 1966 г. Сама фирма существует до сих пор и производит обширную гамму изделий из пластмасс. Далее модели в ТТ стала выпускать Великобритания, в которой к их производству в 1957 г. приступила фирма Tri-ang. Здесь у этого типоразмера появились ярко выраженные национальные черты, корни которых вырастают из национальных особенностей настоящих железных дорог Великобритании. Дело в том, что по сравнению с железными дорогами континентальной Европы, не говоря уже о железных дорогах США, локомотивы и модели Британских дорог строились в гораздо более стеснённом габарите. Поэтому, будучи уменьшены в 120 раз, они выглядели бы лилипутами рядом с моделями тех же H.P.Products и Rokal и, к тому же, не могли бы вместить внутрь себя двигатели и редукторы, предлагавшиеся в то время промышленностю. Поэтому фирмой Tri-ang бы выбран масштаб уменьшения 1 фут в 3 мм или 1:102, а вот ширина колеи была оставлена 12 мм. Это позволило в итоге использовать компоненты от различных производителей. Чтобы как-то обозначить такую модификацию типоразмера, ей присвоили обозначение ТТ3. На ё основе в дальнейшем появился уже чисто британский типоразмер 3mmSMR, в котором было устранено противоречие между масштабом уменьшения 1:102 и шириной колеи, которая соответственно этому масштабу стала 14,2 мм. Помимо Tri-ang, модели в ТТ3 выпускали РЕСО (модели товарных вагонов и путевой материал), Resebud Kitmaster («киты» паровоза и пассажирских вагонов), George Mellor (GEM) – («киты» моделей локомотивов и вагонов, путевой материал и принадлежности) и ВЕС («киты» моделей локомотивов и модели семафоров). Наследником двух последних стал всебританский клуб почитателей данного типоразмера «3mm Scsle Model Railways Society», вы пускающий по настоящее время «киты» моделей локомотивов и вагонов на оба варианта колеи: 12 мм и 14,2 мм, а также путевой материал на колею 14,2 мм. Tri-ang закрыла свою программу в 1965 г., вскоре её примеру последовала и РЕСО. Самое долгоживущее и существующее по настоящее время производство ТТ моделей началось в 1956 г. в тогдашней ГДР фирмой Zeuke&Wegwerth, которая впоследствии, после национализации (1972), получила название Berliner TT Bahnen, затем после приватизации (1991) называлась Zeuke и, наконец, получила нынешнее название Tillig. Изделия этого производителя у нас хорошо известны и поэтому в данной экспозиции не представлены. С 1998 г. у моделей железных дорог в масштабе 1:120 появилось ещё одно амплуа – сувенирное. Именно в этом году старейший и крупнейший в США производитель моделей железных дорог в типоразмере 0 фирма Lionel выпустила уменьшенные до 120-го масштаба и, соответственно, упрощённые по деталировке стендовые (без двигателей) реплики своизх самых популярных моделей локомотивов. Эту эстафету подхватили китайские железные дороги и метрополитены, которые взяли за правило в качестве сувенира к открытию новой линии выпускать стендовую модель курсирующего по ней поезда, причём исключительно – в масштабе 1:120! Представленные в экспозиции, изготовленные немецкими фирмами A&K tt-model и Lok-n-Roll модели 2009-2010 ггю выпуска не могут считаться серийными, тк. они производятся исключительно по заказу, и за всё время их изготовления тираж каждой модели не превысил 50 экземпляров.
|