Двухосная платформа Советских железных дорог в ТТ от «ПересвЪт»

Фото 1. Три двухосные платформы из набора на макете.

Фото 1. Три двухосные платформы из набора на макете.

Фото 2. Двухосная платформа - экспонат Новосибирского МЖТ.

Фото 2. Двухосная платформа - экспонат Новосибирского МЖТ.

Фото: А.Полевода

Фото 3. Двухосная платформа 1934 г. постройки Усть-Катавского завода им. Кагановича. Экспонат МЖТ в Санкт-Петербурге.

Фото 3. Двухосная платформа 1934 г. постройки Усть-Катавского завода им. Кагановича. Экспонат МЖТ в Санкт-Петербурге.

Фото: О.Корешенков

Автор: А.Андреев, И.Сергеев. Источник: "Локотранс", 2008, № 12.

У модели 2-осной платформы СЖД довоенной постройки сложная судьба. Впервые она была заявлена к производству под артикулом 3210 ещё в 1997 г. Фотография предварительного образца платформы появилась в каталоге фирмы «Пересвет» за 1999-2000 гг. Однако до 2000 г. она не собрала даже 50% заявок, необходимых для окупаемости проекта. Особенности развития модельного рынка вынудили «Пересвет» временно переключиться преимущественно на западные прототипы. Модель исчезла из каталогов, хотя на обложке следующего каталога «Пересвет» за 2003-2004 гг. она фигурировала в качестве подкрановой платформы с краном ПЖ-45 (к тому времени и отечественный вариант крана ПЖ-45 был уже снят «Пересветом» с производства).

В 2008 г., когда ТТ-модельный рынок России выглядел уже гораздо перспективнее, было принято решение вернуться к замороженному проекту. Первая партия 2-осных платформ выпущена в продажу в декабре 2008 г.

Модель производится по традиционной для «Пересвета» серийной технологии. Для неё спроектирована и изготовлена принципиально новая ходовая часть. Привлекательно выглядят характерные для СЖД середины ХХ века буксы с крышками для подшипников скольжения.

Прототип: Подобные платформы грузоподъёмностью 20 т строились с 1923 года Усть-Катавским заводом довольно продолжительное время, застали период винтовой упряжи и перехода на автосцепку. С 1925 года к постройке платформ такого типа приступил Калининский, а затем (с 1926 г.) и Сормовский заводы.

Рама для этих платформ была устроена по типу крытого вагона грузоподъёмностью 20 т, но боковые балки рамы усилены боковыми шпренгелями. Так как платформы имели хребтовую балку, это повысило их жизнестойкость и срок эксплуатации. Даже в каталоге «Вагоны широкой колеи» издания 1963 г. такие платформы указаны в составе действующего парка.

На части платформ устанавливались и ручные тормоза, оборудовалась тормозная площадка.

Платформы такого типа экспонируются в ж.д. музеях Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска.

Модель: В конце года в продаже появились наборы из трёх платформ, упакованных в большую стандартную коробку «Пересвет».

В наборе три платформы. Платформы одинаковой коричневой окраски различаются своими номерами, принадлежностью к дорогам приписки, а также различными датами и названиями заводов капремонта.

Дороги приписки и номера: Белорусская Бел. (419-883), Московско-Рязанская (412-651), Восточно-Сибирская ВС (401-804).

Согласно надписям – эти платформы находятся в действующем парке МПС СССР периода 1949-1960 гг.

После первых эксплуатационных испытаний выяснилось (как один из недостатков), что на модели установлены очень длинные сцепки. В прямой между буферами расстояние составляет около 8 мм, при том, что сцепка имеет динамический механизм. Причиной этого является использование стандартных поворотных механизмов сцепки, в своё время разработанных «Пересветом» для модели немецкой автомотрисы VТ135/VВ140. Благо, что наличие шахты для сменных сцепок позволят эксплуатировать эти платформы в виде сцепа на жёстких дышлах.

Постскриптум 1. Модель пользуется популярностью; в модельных магазинах Москвы и Петербурга первую партию разобрали в считанные дни!

Постскриптум 2. По итогам голосования на форуме «12 миллиметров» модель признана «Моделью года – 2008» в категории «Серийная модель вагона».

Иллюстрации
Фото 4. Эта платформа со снятыми сцепками, как и на средней платформе в составе сцепа (на фото 1).

Фото 4. Эта платформа со снятыми сцепками, как и на средней платформе в составе сцепа (на фото 1).

Фото 5. Вид снизу.

Фото 5. Вид снизу.

Фото 6. Чертёж и характеристики пототипа и модели.

Фото 6. Чертёж и характеристики пототипа и модели.

(Увеличивается при клике).

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100