Источник: http://www.ttscale.com Вскоре после того, как В США началось производство железнодорожных моделей в типоразмере ТТ (это была фирма «HP Products», созданная Гарольдом П. Джойсом), состоялась встреча двух американцев. Один из нх был Гарольд Картсен, впоследствии редактор и издатель журнала “RAILROAD MODEL CRAFTSMAN”, второй – Шерман Данс, преподаватель изобразительного искусства. Об этой встрече и о Шермане Дансе Г.Карстен рассказал много лет спустя на страницах своего журнала. Шерман занимался уже много лет моделями в типоразмере НО, и у него была своя особая технология. Он еще задолго до этой встречи понял, что может выбить на своем печатном станке красивые боковые стенки вагонов, и даже указать названия железных дорог. (Вагоны строились из деревянных каркасов и обтягивались бумагой). Вскоре Данс занялся и типоразмером ТТ, и так появился целый ряд «китов» различных грузовых вагонов в типоразмере ТТ, выпускаемых под маркой Ганди Дансера. Однако Ганди Дансер, можно сказать, работал «на полставки», а большую часть работы по дереву делал сам Шерман. Отдельные комплектующие поставлялись от НР и от других поставщиков. Самый первый комплект, сошедший со сборочной линии Ганди Дансера, был «Hiram Walker Gin reefer». Он был выполнен по традиционной предвоенной, характерой для амерканского НО технологии конструирования деревянных вагонов с бумажными стенками. Это метод, по которому при наличии определенных навыков можно сделать очень хорошую модель. Вскоре другие американские производители также стали заниматься производством в ТТ, а дела Ганди Дансераи Шермана Данса пошли таким образом, что последнему нужно было или бросать преподавание, или уходить из «Ганди Дансер». По личным соображениям, он предпочел уйти из «Ганди Дансер». Распрощавшись с ТТ, Шерман возвращается к НО и НОn3 (американский узкоколейный типоразмер), и многие его модели в НОn3 имели знакомый вид. После всплеска рубежа 1940-50-х гг. типоразмер ТТ в Штатах медленно терял свою популярность до прежнего уровня. Его уход со сцены ускорился c приходом типоразмера N. Возрождение наступило в 1990-е. В 1995 году Ричард Тейлор основал американскую компанию «RailTech», которая стала дистрибьютером ТТ и дилером. Он опубликовал довольно приличный каталог изделий ТТ. Каталог был выполнен по типу каталога «Wathers», и компания разместила более 2000 изделий на двухстах (!) странице каталога. Изделия, рекламируемые в каталоге, состояли из «Европейских изделий» и «Североамериканских изделий». Там предлагалось все, начиная с новых локомотивов, вагонов и построек – до элементов пейзажа. Для модельщика жедезной дороги ТТ, это казалось слишком хорошо, чтобы быть правдой. Не самые лучшие ожидания оправдались. Р.Тейлор отправился за границу и начал поставлять оттуда в Штаты целые партии товара, которые не было никакой возможности продать. Одним словом, покупатели ТТ при всем желании не могли поддержать столь активно развернувшийся бизнес. Что касается производственной программы, то единственное, что попытался сделать Ричард, - это вновь внедрить линию НР локомотивов (речь о фирме фирма «HP Products», существовавшей в 1946-1969 гг.), но отливки оказались очень грубыми. Он приложил огромные усилия для продвижения ТТ. Он рекламировал модели на главных выставках и открыл дилерскую сеть. Некоторые люди наталкивались на эти магазины для любителей (hobby shops), в которых продавались его продукция ТТ, но все это было до тех пор, пока он не разорился. К сожалению, несмотря на проявленную им активность, Р.Тейлор не на многих произвел сильное впечатление как дилер или дистрибьютер. Скорее он казался авантюристом. Во-первых, часть товара были была ему препоручена небольшими американскими ТТ-производителями. Псле того, как фирма «RailTech» обанкротилась, они получили назад далеко не все свои изделия. Другие производители «сели с ним в одну лодку» и стали совместно производить новые изделия. Одной из таких компаний была «Coastal Engineering», которая на сегодня является в США главным поставщиком изделий в типоразмере ТТ (речь о рубеже 1990-2000-х гг. – Прим. И.С.). По слухам, Р.Тейлор реально не мог поставлять партии моделей, которые он рекламировал, особенно это касается паровоза 2-8-0, который планировали выпускать для его компании в Европе. Он заключал множество контрактов, предусматривающих, что отливки и сборку для его фирмы будут изготавливать другие производители. Некоторые из этих отливок были показаны на сайте-аукционе eBay в конце лета 1999 года. По мнению американских любителей ТТ, которые исследовали деятельность Р.Тейлора, некоторые из его деловых сделок, мягко выражаясь, были нечестными. По слухам, он переукомплектовывал и продавал бывшие в употреблении изделия, выдавая их за новые. Не случайно его прозвали «Хитрый Дик». Когда RailTech обанкротилась, очевидно, многие остались покинутыми в беде, поскольку, чтобы оплатить свой долг фирме «Tillig», он отправил весь свой товар обратно в Германию. Некоторые из американских товаров и форм были восстановлены, но не все. Так, говорят, что был один господин по имени Стенли Лисовский, у которого были отливки (или пресс-формы) для моделей в ТТ. К несчастью, когда он умер, его сын завладел ими. Но этот последний оказался отрицательно настроен против всего сообщества ТТ (и особенно в отношении Дика Тейлора), потому что мечта его отца – стать производителем в ТТ – не осуществилась. По слухам, из-за ожесточения его сына, эти изделия никогда не будут проданы или переданы сообществу ТТ. Большинство американских модельщиков ТТ считают, что несмотря на то, что им не очень-то повезло с Диком, ТТ стал набирать популярность во второй половине 1990-х, отчасти и благодаря ему. Ведь именно благодаря «RailTech» появились небольшие производства и магазинчики, которые начали выпускать новые изделия ТТ. Некоторые отливают детиали моделей из смолы, некоторые – по старинке – изготавливают корпуса вагонов из картона. Некоторые из старых изделий хорошего качества также популярны и используются как образцы для производства этих новых изделий. Как-то в середине 1990-х гг. магазин для любителей (Hobby Shop) под названием «Сaboose», который продает железнодорожные модели из меди, обнаружил затерявшуюся когда-то партию изделий в типоразмере ТТ. Одним из них был медный паровоз типа 0-6-0 SP. Тремя другими найденными изделиями были медные вагончики RR: 50-футовая гондола (полувагон), 40-футовый вагон для танков (платформа), и стальной тормозной (служебный) вагон типа PRR. Паровоз был высокого качества и предлагался по низкой цене – всего лишь 89.00$. Вагончики были худшего качества, но тем не менее, выглядели очень привлекательно. Эти изделия рекламировались в их каталоге в течение полутора лет. Сейчас их уже нет в наличии. Последние были проданы осенью 1998 года. Перевод с английского М.Хоревой в редакции И.Сергеева.
|