Кадр 1. Ранний вариант модели электровоза Е499.0 с буферным брусом и метельником на корпусе.
Фото: М.Кечетов (кадры 1-4)
|
Кадр 2. Та же модель.
|
Кадр 3. Та же модель, вид снизу.
|
|
 |
Модель 4-осного пассажирского электровоза чехословацкого производства серии Е499.0 появилась в ассортименте фирмы Zeuke достаточно поздно - в 1966 г. Эта модель, в двух её цветовых разновидностях (а особенно появившаяся в 1972 г. третья её разновидность - электровоз ЧС1-003 СЖД) хорошо известны отечественным любителям и не являются какой-то особенной редкостью. Тем не менее, в истории этой модели есть несколько малоизвестных и, более того, загадочных фактов. . Факт 1. Далеко не все любители типоразмера ТТ знают, что модель электровоза Е499.0 - разработка отнюдь не фирмы Zeuke. Настоящий разработчик этой модели - не менее известная модельная фирма Gutzold, со стапелей которой вышла и ещё одна модель электровоза, продававшаяся под маркой Zeuke - Е11/Е42. О том, что эти модели производятся "совместно с фирмой Gutzold", сообщает скромное примечание в описаниях моделей в некоторых (не во всех!) каталогах Zeuke тех лет. (Например, такое примечание есть в каталоге 1972 г.). Практика подобной кооперации, кстати говоря, была широко распространена. Включённые в каталоги Zeuke модели электровоза Е70, тепловозов V75 и T435 на самом деле выпускала фирма НЕRR, а вагоны-скотники и кислотники - предприятие Ditzel. . Факт 2. Гораздо менее известен тот факт, что всем известная конструкция серых тележек, выполненных заодно с буферными брусами и метельниками, возникла не сразу. В каталоге Zeuke 1966-67 гг. (кадр 8) модели электровозов Е499.0 изображены с буферными брусами и метельниками, окрашенными в один цвет с корпусом (синий и зелёный). Это можно было бы счесть за "ошибку художника", если бы не достоверная информация о наличии некоторого количества моделей именно такой конструкции. На кадрах 1-4 изображена одна из таких моделей, принадлежащая Михаилу Кечетову. Видно, что эта модель имеет вполне стандартную фабричную окраску корпуса (с синим низом), не нанесена только тампопечать. Тележки полностью находятся в пределах корпуса, а сцепки и буфера крепятся непосредственно к корпусу. Точная история происхождения этих моделей (известно, что одно время в Москве их было на руках у моделистов как минимум 3) неизвестна. Можно лишь предположить, что это была пробная партия, не прошедшая динамических испытаний. Сцепка, жёстко закреплённая на корпусе, имела слишком большой вынос на поворотах и сбрасывала вагоны. Поэтому модель была направлена на доработку, благодаря чему появилась новая конструкция с поворотным буферным брусом - не такая эстетичная, зато удобная в эксплуатации на макете. (Всё это, повторюсь, лишь гипотеза, хотя и весьма правдоподобная. Не случайно на ранних серийных моделях Е499.0 метельник был приклеен к тележке, а не отлит заодно с ней - явные последствия спешной переделки конструкции. Бывало, что отклеившийся метельник становился для владельцев неприятным сюрпризом). . Факт 3. В том же каталоге Zeuke 1966-67 гг. новые модели электровозов обозначены как "Е499.022". Однако по какой-то причине они стали выпускаться под номером Е499.001. Возможно, электровозы-протитипы имели какие-то конструктивные отличия, и модель больше подходила под прототип с номером 001?.. Курьёзный момент состоит в том, что и в следующем каталоге эта ошибка в описании (Е499.022) повторилась, хотя на иллюстрациях хорошо читаются бортовые номера моделей - Е499.001 (кадр 9). Где же он, хвалёный немецкий педантизм?... :-) Позже модели электровозов Е499.0 выпускались под другим номером, но опять - не 022, а 035. . Благодарим за информацию и предоставленные материалы Михаила Кечетова и Бориса Отрутикова.
|