2-осный крытый вагон с дефлекторами (вагон для перевозки скоропортящихся продуктов)

Фото 1. Модель

Фото 1. Модель "теплушки с вентиляторами" "Морская рыба" от Zeuke.

Фото: И.Сергеев (фото 1-11).

Модель из коллекции И.Сергеева.

Фото 2. Хорошо видны ажурные поручни по краям торцевых стенок.

Фото 2. Хорошо видны ажурные поручни по краям торцевых стенок.

Есть модели, которые символизируют собой целую эпоху. Из их числа – 2-осный крытый вагон с дефлекторами (в народе называемый «теплушка с вентиляторами» или просто «вентилятор»), - модель, выпускавшаяся фирмой «ZEUKE & WEGWERTH» в первые годы своего существования (конец 50-х - 60-е гг.). Сегодня эта модель – безусловно, самая редкая конструктивная разновидность моделей товарных вагонов от Цойке.

Внешне «теплушка с вентиляторами» напоминает хорошо известный крытый вагон немецких железных дорог типа «Kassel», массово выпускавшийся Zeuke, затем ВТТВ и до сих пор сохранившийся в ассортименте Tillig’а. Но в глаза бросается несколько отличий. Во-первых – гладкая полукруглая крыша с грубоватой имитацией шести дефлекторов-«грибков», расставленных в шахматном порядке. Это одна из удивительных особенностей модели – крыша изготовлялась как отдельная деталь и затем приклеивалась сверху. Ничего подобного не встречается в других моделях крытых товарных вагонов производства «ZEUKE» - ВТТВ: там крыша с боковыми стенками корпуса отливались как единая деталь. Благодаря отдельной крыше на основе одного корпуса изготавливались две разновидности модели: «телушка с вентиляторами» и обычный крытый вагон типа «Kassel» - "крытый с поручнями" (фото 11); этих моделей сохранилось, по-видимому, еще меньше, чем «вентиляторов».

Второе отличие – четыре тонких, очень хрупких поручня по углам вагона. Такие же поручни были на первой, недолго выпускавшейся версии модели обычных крытых вагонов

Еще две особенности были характерны для всех моделей двухосных товарных вагонов от «ZEUKE» первых выпусков. Под вагоном – тщательно выполненная отделяемая тормозная система («подвеска»), отливаемая для пущей заметности из серой (а поначалу и вовсе из красной) пластмассы; штука, к сожалению, довольно ломкая (фото 4). Массивные, но надежные сцепки старого образца наглухо припаяны к соединительной металлической полоске. От каждой детали модели веет эпохой рубежа 50-60-х гг. прошлого века.

Хрупкость поручней и непродолжительность выпуска – несомненные причины нынешней редкости модели «теплушка с вентиляторами». Но есть и еще одна причина: ностальгия. Модели, выпускавшиеся в 60-е гг., как нельзя лучше напоминают нынешним пожилым жителям восточных земель Германии времена их «золотого детства». Может быть, отчасти это и ностальгия по социализму эпохи ГДР. Так или иначе, в последние десятилетия в Германии пошла «мода на Цойке», и модели фирмы «ZEUKE & WEGWERTH» одна за другой исчезают с прилавков комиссионных магазинов и все реже встречаются в продаже на ежегодных съездах моделистов.

Из России трудно судить, был ли у «теплушки с вентилятором» именно такой прототип. Возможно, что настоящим прототипом был вагон-холодильник типа «Berlin», модель которого несколько лет назад начал выпускать Tillig (фото 8). Что и говорить, сходства немного. Впрочем, старые модели тем и хороши, что вызывают теплое чувство независимо от прототипа. У них есть собственная душа.

«Теплушка с вентиляторами» выпускалась в нескольких вариантах окраски и с разными надписями (фото 9,10), но не в столь богатом разнообразии, каким отличались модели обычных крытых вагонов. Кроме того, модель имела две конструктивных разновидности – вагон с тормозной будкой и без нее.

И.С.

Фотогалерея
Фото 3. Вид модели снизу.

Фото 3. Вид модели снизу.

Фото 4. Отделяемая тормозная система (

Фото 4. Отделяемая тормозная система ("подвеска"), снятая с 2-осных товарных вагонов Zeuke.

Серая и черная разновидности.

Фото 5. Модель

Фото 5. Модель "теплушки с вентиляторами" в родной коробке.

Фото 6. Условное изображение 2-осного вагона-ледника попало и на старую коробку «ZEUKE TT» для двухосных товарных вагонов (внизу справа). Сверху - ярлычок с более достоверным изображением ледника с тормозной площадкой.

Фото 6. Условное изображение 2-осного вагона-ледника попало и на старую коробку «ZEUKE TT» для двухосных товарных вагонов (внизу справа). Сверху - ярлычок с более достоверным изображением ледника с тормозной площадкой.

Фото 7.

Фото 7. "Теплушка с вентиляторами" в составе из соврерменных ему моделей от Zeuke.

Слева направо: тендер паровоза BR23 1111 (модель первого выпуска); металическая "расческа" - платформа со стойками; "теплушка с вентитляторами"; "обручная" цистерна MINOL первого выпуска (с ограждением площадки старой формы - без тормозной ручки).

Фото 8.

Фото 8. "Теплушка с вентиляторами" типа Berlin - современная модель от фирмы Tillig.

Фото 9.

Фото 9. "Теплушка с вентиляторами" с надписью "Морская рыба" и томозной будкой.

Модель из коллекции И.Сергеева.

Фото 10.

Фото 10. "Теплушка с вентиляторами" "Южные фрукты" в желтой окраске.

Модель из коллекции И.Сергеева.

Фото 11. Крытый вагон первого выпуска с поручнями и гладкой крышей без дефлектроров.

Фото 11. Крытый вагон первого выпуска с поручнями и гладкой крышей без дефлектроров.

Модель из коллекции И.Сергеева.

Фото 12. Ранняя модель крытого вагона с красной подвеской.

Фото 12. Ранняя модель крытого вагона с красной подвеской.

Фото: Б.Отрутиков (фото 12-26)

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 13. Та же модель, вид снизу.

Фото 13. Та же модель, вид снизу.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 14. Модель крытого вагона с серой подвеской, корпус из пластика красноватого оттенка.

Фото 14. Модель крытого вагона с серой подвеской, корпус из пластика красноватого оттенка.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 15. Более поздняя модель крытого вагона с серой подвеской.

Фото 15. Более поздняя модель крытого вагона с серой подвеской.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 16. Ещё более поздняя модель крытого вагона с тормозной будкой, рельефные надписи подкрашены.

Фото 16. Ещё более поздняя модель крытого вагона с тормозной будкой, рельефные надписи подкрашены.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 17. Ледник

Фото 17. Ледник "Зеефиш" с тормозной будкой.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 18. Ледник

Фото 18. Ледник "Зеефиш" без тормозной будки.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 19. Ледник

Фото 19. Ледник "Зюдефрукт" с тормозной будкой и чёрным прямоугольником на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 20. Ледник

Фото 20. Ледник "Зюдефрукт" без тормозной будки с чёрным прямоугольником на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 21. Ледник

Фото 21. Ледник "Зюдефрукт" с тормозной будкой без чёрного прямоугольника на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 22. Ледник

Фото 22. Ледник "Зюдефрукт" без тормозной будки и без чёрного прямоугольника на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 23. Ледник

Фото 23. Ледник "Кюльваген" с тормозной будкой и чёрным прямоугольником на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 24. Ледник

Фото 24. Ледник "Кюльваген" без тормозной будки с чёрным прямоугольником на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 25. Ледник

Фото 25. Ледник "Кюльваген" с тормозной будкой без чёрного прямоугольника на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

Фото 26. Ледник

Фото 26. Ледник "Кюльваген" без тормозной будки и без чёрного прямоугольника на борту.

Модель из коллекции Б.Отрутикова.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100