Фото 1. Модель "теплушки с вентиляторами" "Морская рыба" от Zeuke.
Фото: И.Сергеев (фото 1-11).
|
Фото 2. Хорошо видны ажурные поручни по краям торцевых стенок.
|
|
|
Есть модели, которые символизируют собой целую эпоху. Из их числа – 2-осный крытый вагон с дефлекторами (в народе называемый «теплушка с вентиляторами» или просто «вентилятор»), - модель, выпускавшаяся фирмой «ZEUKE & WEGWERTH» в первые годы своего существования (конец 50-х - 60-е гг.). Сегодня эта модель – безусловно, самая редкая конструктивная разновидность моделей товарных вагонов от Цойке. Внешне «теплушка с вентиляторами» напоминает хорошо известный крытый вагон немецких железных дорог типа «Kassel», массово выпускавшийся Zeuke, затем ВТТВ и до сих пор сохранившийся в ассортименте Tillig’а. Но в глаза бросается несколько отличий. Во-первых – гладкая полукруглая крыша с грубоватой имитацией шести дефлекторов-«грибков», расставленных в шахматном порядке. Это одна из удивительных особенностей модели – крыша изготовлялась как отдельная деталь и затем приклеивалась сверху. Ничего подобного не встречается в других моделях крытых товарных вагонов производства «ZEUKE» - ВТТВ: там крыша с боковыми стенками корпуса отливались как единая деталь. Благодаря отдельной крыше на основе одного корпуса изготавливались две разновидности модели: «телушка с вентиляторами» и обычный крытый вагон типа «Kassel» - "крытый с поручнями" (фото 11); этих моделей сохранилось, по-видимому, еще меньше, чем «вентиляторов». Второе отличие – четыре тонких, очень хрупких поручня по углам вагона. Такие же поручни были на первой, недолго выпускавшейся версии модели обычных крытых вагонов Еще две особенности были характерны для всех моделей двухосных товарных вагонов от «ZEUKE» первых выпусков. Под вагоном – тщательно выполненная отделяемая тормозная система («подвеска»), отливаемая для пущей заметности из серой (а поначалу и вовсе из красной) пластмассы; штука, к сожалению, довольно ломкая (фото 4). Массивные, но надежные сцепки старого образца наглухо припаяны к соединительной металлической полоске. От каждой детали модели веет эпохой рубежа 50-60-х гг. прошлого века. Хрупкость поручней и непродолжительность выпуска – несомненные причины нынешней редкости модели «теплушка с вентиляторами». Но есть и еще одна причина: ностальгия. Модели, выпускавшиеся в 60-е гг., как нельзя лучше напоминают нынешним пожилым жителям восточных земель Германии времена их «золотого детства». Может быть, отчасти это и ностальгия по социализму эпохи ГДР. Так или иначе, в последние десятилетия в Германии пошла «мода на Цойке», и модели фирмы «ZEUKE & WEGWERTH» одна за другой исчезают с прилавков комиссионных магазинов и все реже встречаются в продаже на ежегодных съездах моделистов. Из России трудно судить, был ли у «теплушки с вентилятором» именно такой прототип. Возможно, что настоящим прототипом был вагон-холодильник типа «Berlin», модель которого несколько лет назад начал выпускать Tillig (фото 8). Что и говорить, сходства немного. Впрочем, старые модели тем и хороши, что вызывают теплое чувство независимо от прототипа. У них есть собственная душа. «Теплушка с вентиляторами» выпускалась в нескольких вариантах окраски и с разными надписями (фото 9,10), но не в столь богатом разнообразии, каким отличались модели обычных крытых вагонов. Кроме того, модель имела две конструктивных разновидности – вагон с тормозной будкой и без нее. И.С.
|