Фото 1. Первоначальный вариант модели V200 027 (Zeuke).
Фото: Б.Отрутиков (фото 1-4)
|
Фото 2. Модель в фантазийной окраске "СССР" из набора (Zeuke).
|
Фото 3. Модель в фантазийной окраске "Сильверлайнз" из набора (Zeuke).
|
|
 |
Модель тепловоза V200 – одна из тех, с которых началась производственная программа ТТ фирмы Zeuke & Wegwerth в 1958 г. Редкитй для тех лет случай – в то время зачастую модели производителей отступали от выбранного масштаба в сторону увеличения, а модель V200 от Zeuke получилась даже немного ниже масштабной высоты прототипа (фото 1). Модели V200 первых выпусков не имели никаких дополнительных балластных грузов и резиновых бандажей на колёсных парах. Тем не менее, ходовые качества модели были весьма неплохими. Это было достигнуто во многом благодаря удачной компоновке ходовой части и низко расположенному центру тяжести (плита, имитирующая топливный бак, выполнена из стали). В ходовках этих моделей широко применены металлические детали: первичный вал, корпус и валы редуктора, карданные валы и червячные валы тележек. Пластиковыми были только шестерни первичного вала, редуктора и колёсных пар (фото 2, 3). Из-за этого модель, по современным меркам, сильно шумит, однако шум заметно снижается, если все части трансмиссии очистить и смазать качественной смазкой. Уже на этих локомотивах было применено освещение, переключающееся в зависимости от направления движения. При движении светятся два передних буферных фонаря. Пластиковые светодиоды отсутствуют, и буферные фонари представляют собой просто отверстия в корпусе. Сейчас это очень легко исправить, вставив стержни из прозрачного полистирола соответствующего диаметра в отверстия буферных фонарей. Надписи обозначения серии и номера на корпусе модели были объёмными. Технологические надписи на раме отсутствуют (фото 4, 5, 6, 7, 8). Модель тепловоза V200 изначально была ориентирована на внешний рынок, прежде всего ФРГ, где в то время свою концепцию ТТ-модельной дороги претворяла в жизнь фирма ROKAL TT. Возможно, именно благодаря экспортной направленности, модель получилась очень удачной. Кроме традиционной для DB окраски после 1963 г. производились модели с окраской, не соответствующей какому-нибудь прототипу. Эти изделия поставлялись в составе стартовых наборов: тепловоз и вагоны серебристого цвета с синей полосой и огромной надписью «Silverlines» (фото 9) и, совсем уж курьёз – серебристый тепловоз и вагоны с красными полосами под окнами и надписями «СССР» (фото 10). К сожалению, и тогда, и сейчас наш рынок не мог похвастать взыскательными потребителями… Ещё существовал набор, включающей в себя тепловоз V200 в окраске DB и синими вагонами в окраске DR. Этот набор тоже можно назвать реалистичным только с большой натяжкой, поскольку на линиях, соединяющих восточную и западную Германии в основном использовались вагоны DB и MITROPA. Но всё же вернёмся к модели тепловоза. Производство V200 продержалось до 1969 г. К этому времени модель получила балласты весьма нетрадиционной конструкции – собранные из стальных пластин и привинчивающиеся к крыше кузова изнутри (фото 11). Также мне попадались экземпляры с одной обрезиненной осью, но, скорее всего, это оси от боле поздних 221-х или НОХАБов, использованные для замены вышедших из строя. В 1969 г. в каталоге ZEUKE появляется «правильная» по размерам модель тепловоза BR221 (V200.1) – модификации V200. Кузова тепловозов различаются: вместо больших прямоугольных окон появляются дополнительные жалюзи холодильника; совершенно иное расположение вентиляторов и выхлопных труб на крыше локомотива. Модель тепловоза 221 уже не выпускалась в экзотических фантазийных окрасах. В данной модели по-другому, более аккуратно, выполнены окна кабин, богаче набор надписей, которые, в свою очередь, уже не объёмные, а выполнены печатным способом (фото 12, 13, 14, 15, 16). Балласты изготовлены из свинцового сплава, и могут свободно сниматься с рамы, как и у модели тепловоза НОХАБ. Появляется обрезиненная колёсная пара. Позже металлические карданные валы уступили место пластиковым, что потребовало применить червячные валы тележек с иной конструкцией хвостовиков. Первичный вал тоже стал полностью изготавливаться из пластмассы. Эти нововведения не самым лучшим образом сказались на надёжности модели. Тем не менее, оставаясь популярной, модель тепловоза 221 продержалась на конвейере Zeuke, а затем и ВТТВ в неизменном виде до начала 90-х годов, т.е. до конца существования фирмы. В каталоге ВТТВ 1985 г., известном как «Серебряные страницы», были представлены модели 221-го в окрасках DB 70-х годов Inter City (красно-бежевая) и окраске DB для пассажирских поездов (сине-бежевая). В настоящее время фирмой Tillig выпускаются модели тепловоза 221 в различных вариантах окрасок IV и V эпох (фото 17). Модель получила новую форму, буферные брусья выполнены как единое целое с рамой, светятся верхние прожектора. Ходовая часть осталась без принципиальных изменений, что лишний раз доказывает – решения 50-х годов оказались весьма удачными. Самая первая модификация V200 в настоящее время, к сожалению, в ТТ не производится ни одним из производителей. Остаётся надеяться, что модель и этого локомотива появится в ТТ, выполненная на современном уровне. Р.Мишин, Локотранс, 2007, № 5.
|