Рис.1. BR85 - мощь и великолепие
Фото: Автор
|
Рис.2. Он же… "обнажённый" :-)
Фото: Автор
|
Рис.3. BR03 - изящество и сила
Фото: Автор
|
Рис.4. BR24. Очень симпатичный прототип!
Фото: Автор
|
Рис.5. Швейцарский электровоз Ае6/6
Фото: Автор
|
Рис.6. Спальный вагон LITS
Фото: Автор
|
|
 |
Стоит ли коллекционировать Rokal и как эти модели соотносятся с Zeuke и BTTB, ведь прицепы разные? (Вопрос на одном из Интернет-форумов, оставшийся без ответа) О западногерманской фирме ROKAL в России известно немного. В 1950-60-е гг. она, среди прочего, производила железнодорожные модели в типоразмере ТТ, никогда не поставлявшиеся в СССР. Однако в самом начале 1970-х гг. производство моделей прекратилось, в связи с закрытием основного производства и кризисом всей фирмы. И если у ГДР-овского предприятия Zeuke TT, прекратившего своё существование в те же годы, оказался наследник в лице известного всем ВТТВ, а ныне – не менее известного Тиллига, то ROKAL буквально канула в Лету. Два вида товарных вагонов, которые фирма ROCO выпускала на рубеже 1990-2000-х гг. по пресс-формам ROKAL, да ещё, по слухам, ROKAL’овские тележки, использующиеся до сих пор прри производстве вагогов ЦМВ фирмой ТТ-модель - вот и всё немногое наследие. Тем не менее, в комиссионной продаже в нынешней Германии можно найти модели настоящего ROKAL, относящиеся, как правило, ко второй половине 1960-х – как локомотивы, так и вагоны. Цены, конечно, несколько выше, чем на комиссионку Zeuke TT (15-50 евро за вагон, от 50 до нескольких сотен евро за локомотив в идеальном состоянии). У нас эти модели можно заказать, например, через магазин «КиТТ-Хобби» (быв. «Аркон-Хобби») на ВДНХ, а в мае 2004 г. объявление о продаже «небольшой коллекции ROKAL, 13 тяг и 16 вагонов» за 1500 евро появилось на сайте «Моделлмикс». Таким образом, как и где достать модели ROKAL, вопроса нет. Остаётся вопрос, прозвучавший в эпиграфе: «А стоит ли?…» Что он из себя представляет, этот ROKAL? 1. ROKAL для витринных коллекционеров. Моделестроение фирмы ROKAL прошло в своём развитии несколько эпох. Так, модели, появившиеся на свет до середины 1950-х гг., и размерами, и деталировкой больше напоминают электромеханические игрушки; от моделей у них разве что колея – строго 12 мм. Локомотивы и вагоны, появившиеся в каталогах ROKAL на рубеже 50-60-х -, паровозы BR71 и BR80 – напоминают уже не столько игрушки, сколько хорошо известные «юниорские» паровозы ВТТВ, отличающиеся от прототипа упрощённым видом кулисного механизма. Общий вид локомотивов и вагонов всё ещё несколько грубоват; характерный пример – несколько разновидностей двухосных вагонов (платформа, крытый товарный вагон, цистерна). Однако для любителя раритетов такие модели – хорошее поле для поиска и коллекционирования, тем более что большинство других раритетов в типоразмере ТТ (американские и английские модели 1940-50-х гг.) значительно менее доступны. Модели ROKAL второй половины 1960-х гг. – такие, как немецкие паровозы BR03, BR85, электровоз Е03 или французский электровоз ВВ9201, отличаются от своих предшественниц существенно более высокими эстетическими качествами и относительно приличной деталировкой. Большинство паровозов ROKAL имеют металлические корпус и шасси, в т.ч. цельнометаллические колёса, что придаёт им особый шарм и немалый вес. К паровозам BR03 и BR24 прицепляются пластмассовые тендеры. Многие тепловозы и электровозы имеют пластмассовые корпуса и вместе с тем цельнометаллические тележки. Если мы поставим рядом, скажем, BR89 (прусский Т3) от ROKAL и модель того же прототипа от Jago , то увидим существенную разницу в размерах: длина по буферам первой из них составляет 92 мм против 72 мм у второй. В таких же пропорциях и остальные размеры модели (кроме, разумеется, колеи – 12 мм). Таким образом, даже в конце 1960-х гг. фирма ROKAL достаточно вольно относилась к масштабам своих моделей (в сторону их увеличения). Благодаря этой особенности некоторые модели от ROKAL используются немецкими моделистами для типоразмера Ное. Как нетрудно подсчитать, масштаб BR89 не 1:120, а 1:94 - действительно, ближе к НО (НОе), чем к ТТ. Некоторые другие модели (например, BR85, E40/Е10) тяготеют к 1:110, и в то же время масштабные размеры паровоза ВR03 как 1:120 вполне соблюдены. Странности с размерами локомотивов ROKAL, по-видимому, связана со спецификой электромеханической части моделей. Привод на всех локомотивах – исключительно на основе шестеренчатых передач; но примечательно не столько это, сколько то, что мотор в каждом локомотиве ROKAL имеет свою индивидуальную конструкцию. На паровозах в качестве статора электродвигателя используются металлические станины модели, непосредственно внутри которых размещён ротор; эти же станины одновременно выполняют функции рамы ходовой части и массивного груза. На четырёхосных локомотивах электродвигатель жёстко смонтирован на одной из тележек, в связи с чем тележки (моторная и безмоторная) имеют несколько отличающуюся друг от друга форму, что заметно на рисунке модели электровоза Е10. В большинстве моделей локомотивов предусмотрено освещение, в некоторых оно переключается при изменении направления движения. Любопытно, что у BR85 при движении вперёд светятся три передних прожектора (одна лампа в корпусе); при движении назад к ним добавляется менее яркое свечение трёх задних огней (вторая лампа). Надписи на локомотивах и вагонах, как на металлических, так и на пластмассовых корпусах, выполнены методом тиснения. 2. ROKAL для макетчиков. Модель на макете – это модель «в интерьере». И здесь прежде всего нужно учесть, что, помимо ряда французских или американских (двухсекционный тепловоз Union Pacific) прототипов немецкие локомотивы и вагоны от ROKAL имеют исключительно принадлежность DB (ж/д ФРГ) в окраске III модельной эпохи. Трудно предположить их совместное пребывание на одном макете с традиционно распространёнными в ТТ моделями DR (ж/д ГДР). Некоторую проблему представляет собой уже упоминавшаяся выше «негабаритность» некоторых моделей ROKAL, что может помешать их движению на отдельных участках макета. Но значительно большие сложности связаны с особенностью колёсных пар, использующихся на всех без исключения моделей ROKAL. Эти колёсные пары имеют непривычно широкие гребни бандажей и поэтому со значительным трудом проходят стрелки (с рельсами П-образного типа), а на глухих пересечениях и поворотных кругах и вовсе не могут эксплуатироваться. Что касается рельсового материала ROKAL, то вряд ли можно предположить всерьёз его использование при строительстве макетов в наши дни. Возможный выход из ситуации – иметь на макете отдельную линию (кольцевую или разомкнутую, для челночного движения), предназначенную для движения подвижного состава ROKAL. А вот заменить колёсные пары вагонов ROKAL на другие не получится, поскольку у них значительно длиннее оси. Не подойдут даже старые колёсные пары Zeuke с цилиндрическими законцовками осей. Ещё одна проблема – большое напряжение пускания (4-6 вольт, как, впрочем, и у большинства моделей Zeuke) и большой ток, потребляемый при движении локомотивами ROKAL. Скажем, два хорошо смазанных ROKALовских локомотивав блок питания от «ТТ-модель» уже не тянет, блок PIKO - тянет не без труда. Возникают проблемы с П-образными рельсами – их токопроводимость оказывается значительно хуже, чем у рельсов профильных, особенно без пайки стыков, и, соответственно, по П-образным рельсам локомотивы ROKAL ездят с потерей мощности. Наконец, о сцепке. Сцепка ROKAL, действительно, весьма специфична по форме, хотя общая конструктивная схема её достаточна типична: основание сцепки, подвижно присоединённое к единице подвижного состава (в случае ROKAL – на основе болта и пружины), и скоба, откидывающаяся вверх при сцеплении и расцеплении. Если возникает необходимость сцепления моделей ROKAL с моделями, имеющими сцепки типа Zeuke (старая) и BTTB (современная), можно использовать несколько различных приёмов. А) Проще всего осуществить сцеп ROKAL со старотипной сцепкой Zeuke (точнее, с одной из разновидностей последней). Для этого достаточно опустить откидную скобу сцепки Zeuke поверх откидной скобы сцепки ROKAL, и получается вполне надёжное соединение. Правда, расцепить его можно только вручную. Б) Если есть лишняя сцепка ROKAL, можно обрезать (обточить) её большую хвостовую часть (фиксирующуюся в корпусе локомотива или вагона), приведя её в соответствие с аналогичной частью сцепки Zeuke или BTTB, заметно меньшей по размерам и иной по форме. Этот способ не годится для «ROKALизации» моделей, обладающих современным универсальным узлом крепления сменной сцепки. В) Можно, наконец, проделать более серьёзную работу и сделать гибрид из сцепки ROKAL, удалив с неё накидную скобу, и сцепки Zeuke или BTTB с укороченной (частично обрезанной) хвостовой частью. По счастью, основание сцепки ROKAL имеет корытообразную форму как будто специально для того, чтобы разместить в нём подрезанный хвостовик сцепки Zeuke или BTTB и затем, просверлив внакладку очень небольшое сквозное отверстие, закрепить чем-либо (болтом, проволокой, заклёпкой) всю конструкцию. При этом бортики «корыта» обеспечат жёсткость узла от виляний в горизонтальной плоскости. И.Сергеев. "Локотнранс", 2004, №9.
|