Домашний макет Е.Здоровенко, Екатеринбург

Всё началось в 1995-м году, когда мне подарил двоюродный брат стартовый набор в типоразмере ТТ. А вернее то, что от него оставалось. Так я в 11 лет увлёкся железнодорожным моделизмом. Тогда и не подозревал, что железнодорожный моделизм удивительно разнообразен своими моделями подвижного состава и строениям, что существуют клубы взрослых людей, которые всерьез занимаются железнодорожным моделизмом. И, тем более, не подозревал о каких-то там международных нормах! В том же году я и построил свой первый макет: кольцо, две станции (одна однопутная - Боровое, другая - Кокчетав, имела второй тупиковый путь). Никаких построек и строений от каких-либо производителей у меня не было, и мне пришлось делать их самому. Не было у стрелки и переводного механизма — и его пришлось делать. В конечном итоге на макете были постройки, освещение, осуществлялось движение локомотива с пассажирским вагоном, станция Кокчетав приобрела вторую стрелку и стала двухпутной, уже без тупика. Подмакетник был сделан из двух сбитых рейками листов толстой фанеры. Траву заменяла простая зелёная краска, которой мы красили окна своего дома; озеро — синяя краска; дорога и берега озера - также краска, жёлтая. Растительность изготовил из ваты пропитанной той же зелёной краской, что получилось очень красиво, даже ёлочки маленькие лепил. А что ещё я мог тогда придумать, учась ещё в пятом классе. Через два года нашей семье пришлось пережать в другой город, в другую страну. И мне пришлось "разобрать" макет: сорвать рельсы, прибитые маленькими сапожными гвоздиками, при этом пришлось ломать ж.д. переезд, а также демонтировать работающий на ст. Боровое фонтан в скверике, сорвать деревья. Так как речи о том, что мой макет тоже поедет, ни какой и не велось. Подмакетник я не мог взять и просто выбросить, я его оставил в доме.

Строить второй макет я решился в середине 1998 года. Литературы, новых моделей, рельсового материала у меня не появилось, т.к. неоткуда было ему появиться в провинциальном городке, в 250 км от Екатеринбурга. В итоге был построен макет, аналогичный по рельсовой схеме предыдущему, только была одна двухпутная станция, от которой перегонные пути вели в тоннели.

Через год, когда я окончил школу и поступил в Уральский техникум ж.д. транспорта (УТЖТ) в г. Екатеринбург, макет не раз подвергался колоссальным изменениям, а точнее сама станция. Заканчивая первый курс, я ещё не знал о существовании моделистов в городе, не догадывался об их деятельности на детской железной дороге. Поэтому дополнял рельсовый материал, подвижной состав, покупая китайские игрушечные железные дороги (кстати, в масштабе 1:120). Надо отметить, что макет находился не в г.Екатеринбурге, и по этому заниматься им мне приходилось лишь на каникулах, приезжая домой.

Не буду подробно описывать дальнейшие изменения в макете после знакомства с моделистами (Терентьевым А.А., Ворониным В.В.), знакомства с интернет-магазинами и дальнейшими заказами через них.

Заканчивая техникум и поступая в университет, я окончательно решил, что макет нужно сделать практически заново, на новом подмакетнике, с развитой путевой схемой. Поэтому я стал постепенно накапливать как рельсовый материал, так и постепенно подкупая строения, светофоры и пр. Разработал, для принятой путевой схемы, электрическую схему. Подкупил реле, мощный трансформатор и прочие детали. Когда уже, было практически готово всё самое необходимое, я принялся за работу.

В окончательном варианте макет получился таким. Размеры:1600х1470 мм. Макет имеет три опорные точки по краям - он опирается на две тумбочки (в одной из них размещён трансформатор, панель с вольтметром, клеммами различного напряжения, кнопками проверки перегрева трансформатора, и кабеля с вилкой, который подключается к макету) и опорную ножку, которая подставляется под макет, когда макет поднимается из собранного состояния. Тумбочки имеют шарниры, благодаря которым осуществляется подъём макета из вертикального положения в горизонтальное. Когда макет опущен, он защищен от пыли и случайных повреждений двумя щитами, которые с внешней стороны оклеены фотообоями.

Макет имеет четыре уровня по высоте. Самый нижний уровень - промышленная зона (карьер по добыче щебня), где царствует узкоколейка (ТТm), которая в тоннеле поднимается на второй уровень (нулевой) и далее, плавно выходя из тоннеля вместе с нормальной колеёй, выходит на третий уровень (главная центральная станция), где и заканчивается.

Пути нормальной колеи, пройдя станцию, забираются в кривой на четвёртый уровень (станция - разъезд), и далее спускаются к третьему уровню (главная центральная станция), затем по главной станции в виде третьего бокового пути, колея убегает в тоннель и продолжается на втором (нулевом) уровне, и, в конце концов, выходит из тоннеля вместе с узкоколейкой.

Макет отображает период с 30-х годов до настоящего времени, т.к. используется смешанная сигнализация (семафорная - на станции-разъезде, светофорная - на главной центральной станции).

Главная станция имеет три приёмоотправочных пути, два из которых также предназначены для осуществления маневровой работы; три сортировочных тупиковых пути (один путь примыкает к пакгаузу), маневровую вытяжку, на которой установлена единственная механическая (ручная) стрелка к углепогрузчику (туда загоняются вагоны с углём, которые пополняют запасы углепогрузчика); имеется ответвление к небольшому локомотивному (одностойловому) депо, к которому можно добраться, проехав через небольшой поворотный круг (не предназначен для разворота длинных моделей, тендерных паровозов — увы, габариты не позволяют), а также от поворотного круга отходит тупиковый путь: экипировка песком и углем (для небольших паровозов, тендерные загружаются углём на пути, предназначенном для углевозных вагонов, которые пополняют запасы углепогрузчика).

Что касается электрической части макета. Главная центральная станция имеет независимое питание рельсового пути (кроме третьего бокового, который начинается от входного 2 до выходного светофора) от остальных путей макета. Граница питания: от входного 1 до моста включительно + сортировочные пути и локомотивное депо. Остальные перегонные пути и пути станции - разъезда имеют постоянное питание, которое можно в принципе изменять, если нужно по какой-то причине создать движение "назад". Макет может работать как в автоматическом режиме, так и в ручном или, как я называю — в режиме ДСП, т.к. в ручном режиме выполняешь функции дежурного по станции.

Нужно отметить, что в любом режиме станция-разъезд работает автоматически (стрелки и семафоры там работают по независимой, невмешивающейся в неё схеме), входной 2 главной станции и выходной третьего пути той же станции работают также автоматически и независимо (по автоблокировке). Отличие автоматического режима от режима ДСП заключается в том, что в автоматическом режиме поезда сами открывают себе светофоры. К примеру, проезжая по тоннелю, поезд в автоматическом режиме откроет светофоры: входной 1 и сразу выходной со станции. При этом выходной светофор откроется с того пути, на который поезд принимается, а если стрелка на выходе станции (за выходными светофорами) не по маршруту, т.е. на взрез, то вместе с открытием выходного, переведётся и эта стрелка. В автоматическом режиме можно вмешиваться в движение, переключая лишь противошёрстную стрелку на входе главной станции: на главный или боковой путь.

Пошёрстная стрелка на входе главной станции (самая первая) переключается в режиме ДСП кнопками: "поездной режим", "маневровый режим". В этом случае вместо зелёных огней на выходных светофорах будут загораться белые, кнопками переключения противошёрстной стрелки на входе главной станции, будут открываться маневровые светофоры (загорается белый), а также исключается возможность выезда маневрового локомотива за границу станции - мост (т.к. дальше идёт независимое питание перегонных путей).

На макете задействовано 11 автоматических стрелок (две из них типоразмера N), одна ручная и одна без какого-либо привода (всегда положение на главный путь); два входных (пятизначных) светофора, три выходных (трёхзначные),один проходной (двухзначный) и два маневровых светофора. Из семафоров: один двукрылый и четыре однокрылых (два из них используются без привода, всегда имеют положение крыльев опущенное), а также один предупредительный диск перед входным семафором.

Маневровые светофоры собственного изготовления, выполнены карликовыми, для изготовления применялись лампочки СМН на 9 V. Остальные светофоры - мачтовые. На главной станции используется два расцепителя. На макет ушло чуть больше ста деревьев собственного изготовления и десять елей. Используется искусственная трава от производителей "Звезда" и РIКО. Строений пока 16, но планируется дальнейшая застройка макета.

Использовались постройки от VERО и Аuhagen. Большое спасибо и Андрею Анатольевичу Терентьеву за подсказки и идеи, которые он использовал при строительстве макета для Музея Свердловской железной дороге.

Хотя есть на макете некоторые недоработки и недоделки, макет в целом можно считать законченным. Уже созревают планы по его доводке до идеала (хотя бы пока оживить его человечками).

Макет я закончил в январе 2005 года. Сколько времени ушло на его создание, сказать сложно, т.к. делать приходилось его на каникулах. Но, в целом, можно сказать, что ушло месяца 3-4. Времени на его создание ушло бы гораздо больше, если бы не помощь и понимание моей мамы, которая всегда с отзывчивостью и интересом относится к моему увлечению. И она прекрасно понимает, что от этой болезни никакого лекарства нет! Ничего не поделаешь, если заразился по настоящему моделизмом, то это навсегда!

"Локотранс", 2005, № 2.

Фотогалерея
Фото 1. Общий вид макета.

Фото 1. Общий вид макета.

Фото: M.Klostereit

Все фото - Е.Здоровенко ("Локотранс", 2005, № 2).

Фото 2. Станция-разъезд.

Фото 2. Станция-разъезд.

Фото: M.Klostereit

Фото 3. Вид на карьер и центральную станцию.

Фото 3. Вид на карьер и центральную станцию.

Фото: M.Klostereit

Фото 4. Карьер и промышленная узкоколейка.

Фото 4. Карьер и промышленная узкоколейка.

Фото: M.Klostereit

Фото 5. Депо, поворотный круг, пункт экипировки.

Фото 5. Депо, поворотный круг, пункт экипировки.

Фото: M.Klostereit

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100