Макет в музее Куйбышевской железной дороги

Фото 1. Олег Лызлов со своим макетом.

Фото 1. Олег Лызлов со своим макетом.

Фото 2. Общий вид стартового модуля сверху.

Фото 2. Общий вид стартового модуля сверху.

Фото 3. Городской вокзал, вид сверху.

Фото 3. Городской вокзал, вид сверху.

Фото 4. Городской вокзал.

Фото 4. Городской вокзал.

Фото 5. Городской вокзал.

Фото 5. Городской вокзал.

Фото 6. Между городским вокзалом (слева) и станцией

Фото 6. Между городским вокзалом (слева) и станцией "Заречная" (справа).

Железнодорожным моделизмом я увлечен уже почти 30 лет, серьезно - последние пятнадцать. Макет «вынашивал», как и любой нормальный железнодорожный коллекционер, всегда. Однако, основательно за дело взялся шесть лет назад. Как и почему - об этом чуть ниже.

Типоразмер - ТТ. Размеры в плане сейчас (это первый готовый модуль всей конструкции) 2000 х 1800 мм. Размеры всего макета в перспективе 8000 х 1800 мм.

Первоначальная идея - просто макет в 3 уровнях без какой-либо конкретной привязки к определенной географической местности. Учитывая стандартную комплектацию и концепцию Vero & Auhagen, а также ассортимент подвижного состава производства тогдашней ГДР, тема макета вырисовывалась обычная для тех времен: Германия, Австрия и т.п. На тот момент размеры в плане предполагались 4000 х 1800 мм. Затем, сконструировав здание небольшого аэропорта и ряд технических наземных сооружений, родилась идея размещения авиаотряда. Ну и, «до кучи», когда прикупил и склеил пару танкеров и плавучий маяк от «Экспресса» (пресс-формы Frog) – кстати, неплохого качества в плане деталировок, и масштабы, в принципе, подходящие (1:110 и 1:130), то было решено рядом с аэропортом разместить и морской грузовой порт с нефтеналивным терминалом. Таким образом перспективные размеры макета в длину увеличились до 5 метров. Это было пару лет назад.

Воплощение. Ну и так случилось, что в сентябре прошлого года я предложил разместить свой макет в музее Куйбышевской железной дороги. А когда стало понятно, что руководство дороги такую идею поддерживает, мне было, в свою очередь, предложено дополнить мое творение еще и копией старого, уже не существующего вокзала ст. Куйбышев с путевым развитием, техническими сооружениями и т.д. Честно говоря, я поначалу такой концепции, мягко говоря, испугался. Во-первых, у меня не было подобного опыта разработки и изготовления конкретных строений, а, во-вторых, само здание вокзала имеет (вернее, имело) своего рода достаточно сложное архитектурное решение в плане деталировок. Но, как говорится, волков бояться... Короче, отыскал все возможные документы, чертежи, фотографии, и за три с небольшим месяца (без отрыва от основных работ по изготовлению и доводке первого модуля) уже подготовил что-то вроде базового фасада вокзала. Разумеется, будущие размеры всей конструкции макета опять перетерпели некоторые изменения, и вот теперь при прежней ширине 1,8 м он вытянется на 8 метров.

Если все, как я задумал, получится (дай Бог), то, возможно, после старого вокзала, получив некоторый опыт, возьмусь за изготовление макета нового вокзала Самара. Скажу честно, само здание «в натуре» поражает своей масштабностью и смелостью архитектурных решений, причем как снаружи, так и изнутри. В общем, если удастся воплотить в жизнь мой замысел, получится довольно интересная схема: учитывая полную «прозрачность» движения по всей площадке макета можно будет, например, отправить пассажирский состав комплектации ТЭП10 + 7-8 вагонов РЖД от ст.Куйбышев, прогнать его по всем магистральным путям (что-то вроде увлекательного географического экскурса) и организовать красивое прибытие на новый вокзал Самара.

О конструкции. Основание – подрамник из ДСП на брусьях жесткости. Уровень от пола, в связи с конструктивными особенностями нового помещения музея (отличный от горизонтального уровень пола), варьируется от 300 до 800 мм.

Используемые материалы – лом пластика (аудиокассеты и футляры от них, контейнеры фотопленок и т.п.) Пластмасса, при ее достаточно легкой доступности, имеет еще ряд неоспоримых преимуществ: отсутствие определенных сложностей при обработке (станки, инструменты и пр.), сравнительно низкая удельная масса и, несомненно, идеальная влагостойкость.

Покрытие рельефа - картон различной плотности. Кроме того, что это очень удобный материал для создания колоритного ландшафта, его бумажная основа дает нужную жесткость пластиковому основанию, которое, в свою очередь, безусловно уязвимо при воздействии возможных повышенных температур.

Кстати, именно использование этих материалов и дало мне возможность морально подготовиться и начать изготовление макета. Было это в осенью 1997 года, такого рода опыта не было практически никакого, воображаемая будущая конструкция одновременно и будоражила, и пугала, и тем не менее... Честно сказать, я периодически комплексовал сомнениями в правильности выбора основного материала, т.к. к тому времени уже имел достаточное представление о том, как и из чего нужно делать макеты. Но, как показало время, сделал своего рода правильный выбор.

Покрытие - многоплановое. Велосипед изобретать не стал, использую уже известные и апробированные в работе материалы. Трава - Noch, имитацию брусчатки и дорожную разметку рисую на компьютере (программа Согеl 10) и выкатываю на плоттере. Скальную породу выкладываю из «голышиков», периодически собираемых на песчаных пляжах.

Путевой балласт – измельченная на мясорубке пробка (спасибо «Локотрансу» за подброшенную в свое время идею). Вообще, ЛТ своими советами на все случаи жизни очень помогает мне во многих вопросах. Думаю, и не только мне. Хочется отдельно поблагодарить Игоря Гусева из С.-Петербурга за качественное и своевременное исполнение всех моих заказов по моделированию.

Путевой материал - П-образный. К моему глубокому сожалению, у меня не было практически никакого опыта в его серьезной эксплуатации. И, когда я запустил на макете первые составы, то осознал, что это даже не вчерашний, а уже позавчерашний день: пришлось основательно повозиться со стрелками, поменял почти половину приводов, которые на стенде функционировали превосходно, а после монтажа начинали нагло капризничать. Но, как говорится, коней на переправе не меняют, в целом путевая схема функционирует нормально, так что решил оставить все, как есть.

Подвижной состав - интернациональный. Ставлю на рельсы все имеющееся в наличии (сейчас это 12 единиц тяги и 92 вагона). Понятно, что вся наличность пр-ва опять же бывшей ГДР. Однако, учитывая изменившиеся коренным образом обстоятельства, связанные с перспективным пополнением макетами старого и нового самарских вокзалов, упор теперь буду делать исключительно на российскую ж/д технику («ТТ-модель» и «Пересвет»).

Организация движения в конечном итоге будет представлена в 3-х уровневом варианте по четырем независимым, но сообщающимися между собой кольцам. Изданном, первом этапе это кольцевое раскатывание по первому уровню и движение «туда-сюда» по 2 и 3 уровням.

Принцип управления сейчас, учитывая пока еще простоту конструкции, также незамысловатый. Пульт из FZ1, реле и «клавиш» от ВТТВ; задействовано 15 стрелок и 3 режима подачи питания. Естественно, по мере укрупнения макета и усложнения схемы путевого развития буду думать о чем-нибудь более продвинутом, цифровом.

За 3 года с начала работ макет «вчерне» (без покрытия травой, дорожной разметки, укладки рельсового балласта и т.п.) был готов процентов на 65-70. Пилил и клеил, что говорится, с листа, где и для кого в конечном итоге будет установлено мое творение, на тот момент большого принципиального значения не имело, приоритетным был сам процесс. Затем, с 2000 по 2002 год, наступила закономерная пауза: стандартных бытовых квартирных условий для дальнейшего ваяния хватать перестало. И только в сентябре прошлого года, когда была достигнута обоюдовыгодная договоренность с администрацией вокзала Самара и руководством нашей дороги о размещение моей конструкции в музее, макет получил второе дыхание. Как, впрочем, и я в своем творчестве.

Кстати, хочется выразить искреннюю благодарность за отличную от формальной организационную помощь в монтаже и доводке макета со стороны руководителей дороги и вокзала различного ранга. Отдельная благодарность начальнику вокзала г-ну Коменданту С.Б., главному инженеру г-ну Буянину В.К. и директору музея г-же Фокиной О.В. Именно благодаря им я смог в кратчайшие сроки получить прекрасное помещение под мастерскую, оборудовать ее именно так, как мне этого хотелось, и установить стартовый модуль в самом музее. Одним словом, ненужные «головные боли» не отвлекали, я был занят исключительно творческим трудом, и на процесс оформления ландшафта макета (прокладка ж/д и автодорог, установка зданий и сооружений, проклейка балластом и травяным покрытием, покраска и рассредоточение людей и т.д.) у меня ушло в общей сложности 4 месяца.

Монтаж и установка конструкции, подключение, обкатка, замена «капризных» элементов пути заняли около недели. 15 мая 2003 года модуль 2 х 1,8 м был сдан «под ключ».

В настоящее время макет расположен в пятом, «современном» зале музея истории дороги в здании вокзала Самара. 16 июля 2003 года музей был торжественно открыт, и я очень доволен тем, что теперь радость созерцания прекрасного в качестве получения хорошей порции несравненного эстетического удовольствия будет доступна не только мне и окружающим меня близким людям, но и всем самарцам и гостям нашего города.

Олег Лызлов (текст и фото), см. "Локотранс", 2003, № 12.

Будем ррады получить информацию о дальнейшей судьбе этого макета, о том, состоялось ли его запланированное развитие, произошла ли русификация подвижного состава. Наш e-mail: mail@12mm.ru

Фотогалерея
Фото 7. Станция

Фото 7. Станция "Заречная".

Фото 8. Станция

Фото 8. Станция "Пушкинская".

Фото 9. Станция

Фото 9. Станция "Пушкинская" (на фото - предварительная стадия готовности макета).

Фото 10. Жилой микрорайон, вид сверху.

Фото 10. Жилой микрорайон, вид сверху.

Фото 11. Жилой микрорайон.

Фото 11. Жилой микрорайон.

Фото 12. Жилой микрорайон (на фото - предварительная стадия готовности макета, без дорожного покрытия и некоторых деталей).

Фото 12. Жилой микрорайон (на фото - предварительная стадия готовности макета, без дорожного покрытия и некоторых деталей).

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100