Экскурсия по Раменсбургу

Рис.1. Вокзал Раменсбург-1

Рис.1. Вокзал Раменсбург-1

Фото: Авторы

Рис.2. Архитектурнвй ансамбль привокзальной площади

Рис.2. Архитектурнвй ансамбль привокзальной площади

Фото: Авторы

Рис.3. Водонапорная башня на привокзальной площади (деталь)

Рис.3. Водонапорная башня на привокзальной площади (деталь)

Фото: Авторы

Рис.4. Жилой дом по ул. Вокзальная, 2. На заднем плане - Большой Раменсбургский Замок

Рис.4. Жилой дом по ул. Вокзальная, 2. На заднем плане - Большой Раменсбургский Замок

Фото: Авторы

Рис.5. Уголок Старого парка

Рис.5. Уголок Старого парка

Фото: Авторы

Рис.6.

Рис.6. "Вечная стройка" Раменсбурга

Фото: Авторы

Рис.7. Жилой дом по ул. Парковая, 5

Рис.7. Жилой дом по ул. Парковая, 5

Фото: Авторы

Рис.8. Гостиница

Рис.8. Гостиница "Шиномонтаж" (на заднем плане)

Фото: Авторы

Рис.9. Гостиница

Рис.9. Гостиница "Шиномонтаж"

Фото: Авторы

Рис.10. Э.Рампелье.

Рис.10. Э.Рампелье. "Предвечерний свет"

Фото: Авторы

Рис.11. Э.Рампелье.

Рис.11. Э.Рампелье. "Раменсбург. Перед рассветом"

Фото: Авторы

Рис.12. Э.Рампелье.

Рис.12. Э.Рампелье. "Балкон, обращённый к парку"

Фото: Авторы

Рис.13. Вид Старого города с башней городских ворот

Рис.13. Вид Старого города с башней городских ворот

Фото: Авторы

Рис.14. Ограда кирхи (фрагмент)

Рис.14. Ограда кирхи (фрагмент)

Фото: Авторы

Рис.15. Жилой дом по Ратушной ул., 15

Рис.15. Жилой дом по Ратушной ул., 15

Фото: Авторы

Рис.16. Ратушная ул., д.15. Балкон, обращённый к парку

Рис.16. Ратушная ул., д.15. Балкон, обращённый к парку

Фото: Авторы

Рис.17. Вид Башенной ул. И гостиница

Рис.17. Вид Башенной ул. И гостиница "Полная кружка" (дом с эркером)

Фото: Авторы

Рис.18. Квартал Новой водонапорной башни с высоты птичьего полёта

Рис.18. Квартал Новой водонапорной башни с высоты птичьего полёта

Фото: Авторы

Рис.19. Дома и крыши Раменсбурга (на заднем плане - Новая водонапорная башня)

Рис.19. Дома и крыши Раменсбурга (на заднем плане - Новая водонапорная башня)

Фото: Авторы

Рис.20. Дома 3 и 5/2 по Ратушной ул.

Рис.20. Дома 3 и 5/2 по Ратушной ул.

Фото: Авторы

Рис.21. Дома 3 и 5/2 по Ратушной ул. В 2004 г. (за год до открытия

Рис.21. Дома 3 и 5/2 по Ратушной ул. В 2004 г. (за год до открытия "Макдональдса ужасов")

Фото: Авторы

Рис.22. Окна дома 3 по Ратушной ул.

Рис.22. Окна дома 3 по Ратушной ул.

Фото: Авторы

Рис.23. Арка в доме 3 по Ратушной ул.

Рис.23. Арка в доме 3 по Ратушной ул.

Фото: Авторы

Рис.24. Здание гимназии, университета и колледжа Раменсбурга (Ратушная ул., 1)

Рис.24. Здание гимназии, университета и колледжа Раменсбурга (Ратушная ул., 1)

Фото: Авторы

Рис.25. Ратушная ул., 1. Угловой фасад

Рис.25. Ратушная ул., 1. Угловой фасад

Фото: Авторы

Рис.26. Электроподстанция Чагино. На заднем плане - жилой дом по ул. Верхняя, 3

Рис.26. Электроподстанция Чагино. На заднем плане - жилой дом по ул. Верхняя, 3

Фото: Авторы

В 2004 г. открылся для туристов Раменсбург – небольшой городок, расположенный на границе Ливонии и Восточной Пруссии. Главная достопримечательность города – музейная железная дорога, с ещё не открытым, но уже широко разрекламированным Раменсбургским железнодорожным музеем. И о том, и о другом широко сообщалось в прессе, по телевидению и в сети Интернет. Но за всем этим как-то ушёл из виду сам Старый Раменсбург, любопытная история и достопримечательности которого составляют существенную конкуренцию музейной железной дороге.

Несколько штрихов к истории города.

От самого своего основания в 1655 г. Раменсбург имел особый статус. Находясь в окружении трёх замков XIII-XIV вв. (Большого, Верхнего и Дальнего), он никогда не подчинялся ни одному из них, считаясь вольным городом. Это было подтверждено во второй половине XIX в. указом российского императора. Лишь в 1945 г. город формально потерял независимость, будучи включённым в состав Калиниградской области СССР.

Городом правили музы искусства, просвещения и коммерции. Военные действия Первой и Второй мировых войн обошли Раменсбург стороной, благодаря чему застройка его старого центра конца XIX - начала XX вв. сохранилась нетронутой. В очень сносном состоянии находятся и все три замка, в том числе и самый древний из них – верхний, который в 2006 г. планируется открыть для туристов, с восстановлением движения через два тоннеля до станции музейной железной дороги Раменсбург-II.

Вам предлагается два экскурсионных маршрута: пешеходный и на автомотрисе, что соответствует туристической программе «Весь Раменсбург за выходные», с проживанием в отеле «Шиномонтаж» или в гостинице «Полная кружка» (по выбору).

Добро пожаловать!

Эдельвейс М. Бяп

Вокзальная ул., 1. Архитектурный комплекс вокзала Раменсбург-1.

= Рис.1 =

1 апреля 1863 г. император Александр II подписал манифест о даровании Раменсбургу статуса вольного города. Сразу же был создан ряд торгово-промышленных компаний, крупнейшую из которых – Железнодорожное общество Раменсбурга – возглавляли на правах соучредителей Корней Бяп и Барух Майонез. Был объявлен сбор средств на постройку железнодорожных линий Раменсбург – Кёнигсберг, Раменсбург – Варшава, Раменсбург – Рига, Раменсбург – Петербург, а в перспективе – Раменсбург – Москва, Раменсбург – Царицын и Раменсбург – Бердичев. Однако сбор средств шёл крайне медленно; кроме того, вместо железнодорожной линии в эти годы велось гражданское строительство особняков Бяпов и Майонезов. В конце концов было решено строить только одну линию вместо семи намеченных, но тут разгорелись жаркие споры. Б.Майонез отстаивал направление на Бердичев; К.Бяп, не отрицая верности стратегической линии своего партнёра, настаивал на приоритетности дороги до ближайшего Кёнигсберга. Лишь в 1893 г., началось строительство по второму направлению, а в 1895 г. первый паровоз – купленный в Саксонии трёхосный VT-1658 – провёл из Раменсбурга в Кёнигсберг первый состав, состоящий из трёх переполненных вагонов-скотников.

Через год был достроен вокзал Раменсбург-I, и началось пассажирское движение. Архитектурный ансамбль привокзальной площади включает внушительное двухэтажное здание вокзала с рестораном и небольшой трёхзвёздочной гостиницей на десять номеров, электрическую подстанцию, небольшое здание багажного отделения и водонапорную башню.

Вокзальная ул., 3. Водонапорная башня (1896). Памятник архитектуры.

= Рис.2 =

= Рис.3 =

Первая в городе водонапорная башня была построена одновременно с вокзальным комплексом и всей железнодорожной линией Кёнигсберг – Раменсбург. Её верхнее остеклённое помещение, опоясывающее водосборный бак, изначально планировалось под диспетчерский пункт станции Раменсбург-I. Однако сразу же выяснилось неудобство подобного использования в силу слишком большой высоты (18,6 м, общая высота башни с флюгером – 26 м).

В настоящее время башня используется не только по своему прямому назначению, но и как наблюдательная площадка с видом на Щедровку и Электродепо Варшавское, с одной стороны, и на Вокзальную и Парковую улицы – с другой. Вдоль лестницы, ведущей на площадку, размещена фотоэкспозиция, рассказывающая об истории городского хозяйства Раменсбурга, и о деятельности предпринимательских династий города – Майонезов и Фурсатовых. Над входами в башню размещены таблички с датой постройки – 1896. Башня удачно дополняет архитектурный ансамбль вокзала Раменсбург-I, образуя вертикальную доминанту привокзальной площади.

Вокзальная ул., 2. Жилой дом. Магазин железнодорожных моделей.

= Рис.4 =

Жилой дом построен по типовому проекту рубежа XIX-XX в., разработанному немецкой фирмой Auhagen. В данном случае он дополнен пристройкой и небольшим эркером, украшенным живописным шпилем. На первом этаже работает старейший в городе магазин, сохранивший неизменным свой профиль – торговлю масштабными железнодорожными моделями (открыт 25 ноября 1896 г.). Сегодня наибольшей популярностью у моделистов Раменсбурга пользуется типоразмер ТТ2 (1 : 14400). Здесь же – головное представительство фирмы «Бяп & Майонез».

Стоя у фасада магазина, можно полюбоваться на Большой Раменсбургский замок. К сожалению, только полюбоваться: доступ в него закрыт с тех пор, как в 1945 г. замок оказался в распоряжении Вооружённых Сил. Сейчас в нём размещается Центральный санаторий Военно-космических войск РФ. Однако раменсбуржцы не теряют надежду, что в обозримом будущем предприниматель-патриот города Я.Майонез выкупит замок, и тот станет доступен для широкой публики, а в его стенах разместятся многочисленные экспонаты, пылящиеся ныне в запасниках Музея истории Раменсбурга.

Старый городской парк.

= Рис. 5 =

Современный небольшой сквер, именуемый Старым городским парком – это остатки огромного парка, окружавшего Верхний Раменсбургский замок до середины XIX в. Наибольший урон парку нанесло строительство железной дороги, оставившее Старому городу лишь небольшой клочок зелени. Однако, тем более он любим горожанами. В 2004-2005 гг. в парке восстановлены Белая беседка и памятник Неизвестному Бяпу.

Белая беседка – самое старое сооружение Раменсбурга, возникшее, по-видимому, в середине XIV в. и затем перестроенная в стиле классицизма в начале XIX в. В одном из залов Верхнего замка до сих пор находится гобелен, изображающий охотничью сценку у Белой беседки. С беседкой связано и имя знаменитой раменсбургской художницы-импрессионистки Э.Рампелье.

Памятник Неизвестному Бяпу – основателю Раменсбурга – построен на средства семьи Бяпов в 1885 г. На тёмно-серое гранитное основание опирается колонна коринфского ордера, выточенная из чёрного лабрадорита, которую венчает бронзовая скульптура Неизвестного Бяпа, одетого в римскую тогу и держащего в левой руке рычаг паровозного реверса.

В дуплистых липах Старого парка живёт небольшая колония белок, а одно из деревьев является уникальным. В 1948 г. к липе была, в порядке эксперимента, привита ветка персикового дерева, и с тех пор ежегодно эта ветвь даёт урожай от 2 до 4 кисловатых персиков с запахом липового цвета.

В 2005 г. раменсбуржцы с негодованием встретили предложение Я.Майонеза о строительстве на месте Старого парка - Парка аттракционов «Майонезленд».

Парковая ул., 7. Дом на реконструкции.

= Рис. 6 =

Реконструкция этого симпатичного двухэтажного жилого дома (на фото слева) была затеяна ещё в 1997 г. крупным предпринимателем Я. Майонезом, владельцем отеля «Шиномонтаж» (Парковая, 3). По замыслу Я. Майонеза, выкупившего этот дом, он должен был стать вторым корпусом отеля. Однако этому воспротивились жильцы дома

№ 5, оказавшегося между двумя корпусами гостиницы, поскольку предполагалось в качестве соединительного перехода использовать коридор третьего этажа жилого дома. Протесты жильцов вынудили городские власти наложить мораторий на строительство, который не снят до сегодняшнего дня.

Однако предприимчивость Я. Майонеза позволяет ему извлекать капитал даже из долгостроя. Сегодня «Вечная стройка» Раменсбурга рекламируется как наблюдательная площадка. Дом удачно расположен на краю возвышенности, на которой расстилается Старый Город, и тысячи туристов ежегодно любуются видами, открывающимися на Большой Замок, Вокзальную улицу и Щедровку. В хорошую погоду на горизонте можно различить электродепо «Варшавское».

Парковая ул., 5. Жилой дом.

= Рис. 7 =

За липами Старого городского парка летними вечерами почти не просматривается старинный четырёхэтажный, 16-квартирный жилой дом, построенный в 1907 году на паях совместно Моисеем Майонезом и Фридрихом Бяпом. Дом интересен, во-первых, наличием «мансардного этажа», традиционного для многих жилых строений Северной Европы того времени. Во-вторых, именно в этом доме в период с 1908 по 1942 год проживали такие знаменитые люди Раменсбурга, как Фридрих Бяп, Симон Майонез, Ирэн Майонез (Фурсатова) и Фрол (он же впоследствии - инок Николай) Босяков. В этом же доме однажды останавливалась Э. Рампелье. В 1942 г. дом был случайно разрушен до основания прямым попаданием ракеты «Фау-2», выпущенной на Лондон и сильно отклонившейся от курса. Восстановлен на средства семьи Бяпов по старым чертежам в 1947 году, вопреки косвенному указанию Е.Е. Вяземского, военного коменданта города, видевшего на месте дома фонтан со скульптурой девушки с веслом в руке.

Парковая ул., 3. Гостиница «Шиномонтаж» (*****). Памятник архитектуры.

= Рис.8 =

= Рис.9 =

Шикарный отель был открыт «Товариществом Шиномонтаж» в 1907 г. при личном участии основателя и первого директора Товарищества, коренного раменсбуржца Моисея Майонеза. В годы второй мировой здесь размещался госпиталь для раненых евреев, который финансировал всё тот же бесстрашный М.Майонез, который, как поговаривают, имел связи как в аппарате Гитлера, так и в семье Л.М. Кагановича, и поэтому его госпиталь (как и весь Раменсбург) оказался не тронут войной.

В 1993 г. правнук М.Майонеза, Яков Майонез, выкупил здание гостиницы, называвшейся тогда «Липовый цвет», восстановил интерьеры начала ХХ в., вернул традиционное название – «Отель Шиномонтаж» и добился внесения здания в списки памятников архитектуры. Благодаря этому за состояние фасада отеля теперь несёт ответственность городской совет, а не г-н Я.Майонез. При обсуждении вопроса на Архитектурном совете города возникли, однако, существенные возражения. Критике искусствоведов подвергалось, как и сто лет назад, своеобразное шатровое завершение здания, напоминающее надстройку типа «тупой карандаш», украсившую многие московские новоделы образца 1990-х гг. Положительное решение было принято лишь после того, как Я.Майонез выполнил рекомендацию Архитектурного совета, восстановив четыре бронзовые скульптуры крылатых воинов, первоначально украшавшие карниз над первым этажом и впоследствии утраченные.

Сегодня отель «Шиномонтаж» встречает вас четырьмя номерами «Люкс», четырьмя двухместными и семью одноместными номерами, в которых вы встретите потолочную лепнину, люстры и мебель начала ХХ в. Работают небольшой ресторан, парикмахерская, а также небольшой мемориальный музей М.Майонеза. Постояльцам еврейской национальности предоставляются значительные скидки.

Парковая ул., 1. Жилой дом. Магазин «Одежда».

= Рис.10 =

= Рис.11 =

= Рис.12 =

Этот дом примечателен не столько своей архитектурой, сколько тем, что связан с именем известной художницы Элен Рампелье. Родившись в Париже, она с детства оценила притягательную силу импрессионазма и навсегда связала свою творческую карьеру с этим направлением живописи. Выставлялась она первоначально под псевдонимом «Эдгар Р.», затем – как «Эдма Рампелье».

В 1916 г., потеряв на войне любимого, она уезжает из Парижа в Раменсбург и навсегда остаётся здесь. Именно в Раменсбурге созданы наиболее известные городские пейзажи Рампелье.

В период с 1916 по 1918 годы за юной художницей одновременно ухаживают пленённые её красотой, молодостью, умом и непостоянством мэр города Фридрих Бяп, предприниматель и меценат Моисей Майонез и молодой повеса из семьи эмигрантов, бежавшей в Раменсбург из Одессы, Евно Вяземский (с 1945 по 1990 – военный комендант Раменсбурга, сейчас генерал-майор в отставке). Каждое увлечение девушки (а она была увлечена по очереди каждым из этих людей) оставило след в её творчестве: даже сейчас мы можем невооружённым глазом различить салатовый, синий и чёрно-белый периоды творчества Рампелье. Однако судьба в лице сердца прелестной художницы не была благосклонна ни к одному из её поклонников: ветреная Элен, завершив вместе с любовными романами вышеуказанные цветовые периоды своего творчества, в 1918 году неожиданно выходит замуж за машиниста 2 класса паровоза Эн-1 из электродепо «Варшавское» Альфреда Бермана. В 1925 году, вдохновлённый былым успехом своей прекрасной жены у верхушки Раменсбургского общества, А. Берман баллотируется в мэры города под псевдонимом Медведев. После подсчёта голосов выяснилось, что победу на выборах одержал, как и ожидалось, М. Майонез, а Берман-Медведев набрал всего один голос (полагают, что этот единственный голос принадлежал преподавателю истории Раменсбургской городской гимназии Абр. Снегураго, человеку одарённому и мечтательному, зашедшему на выборы, видимо, по рассеянности и проголосовавшему за Бермана по ошибке).

Художница не стала менять фамилию и навсегда осталась в Раменсбурге. С любовными приключениями было покончено навсегда, и Элен переходит к городским пейзажам в стиле импрессионизма, прославившим её имя. Ей была суждена долгая, счастливая творческая жизнь: Элен Рампелье прожила 106 лет и скончалась 23 октября 2002 года. В 2003 году при содействии мэра города Я. Майонеза на доме, в котором жила художница с 1916 по 1918 годы, была установлена мемориальная доска.

Ратушная ул., 9А. Старые городские ворота. Ныне – Музей Истории Раменсбурга. Памятник архитектуры.

= Рис.13 =

Старые ворота Раменсбурга - это старейшее (после Старого замка) здание города, и факт постройки Старых ворот по указанию самого Неизвестного Бяпа, косвенно датированный в средневековых летописях, определил, по-видимому, решение властей города открыть в здании Городской музей. Явственно выраженная краеведческая направленность музея определила поистине огромное количество экспонатов, которое, естественно, не уместилось в здании, слишком тесном для музея. Предполагается, что музей впоследствии сменит свой адрес и разместится в Большом Раменсбургском Замке (ныне там находится Центральный санаторий Военно-космических войск РФ), когда мэр города Я. Майонез выкупит, наконец, замок у Российской армии.

Система подвалов и подземных ходов, по преданию, связывает Старые ворота со всеми тремя замками. Проверить эти слухи в настоящее время не представляется возможным, так как подвалы и подземные ходы буквально завалены экспонатами музея, не уместившимися в здании. В числе прочего там находится трубка, которую никогда не курил Барух Майонез (он вообще не курил, но все знакомые почему-то дарили ему курительные трубки, причём весьма дорогие, ручной работы: из слоновой кости, серебра, известняка и пр.); подлинник ручной гранаты РГД-5, которую во время битвы под Прохоровкой бросил Симон Майонез (граната не взорвалась, т.к. С. Майонез забыл выдернуть чеку); золотая авторучка Корнея Бяпа, скрепившая договор о строительстве железной дороги (К.Бяп и Б.Майонез в те далекие годы ещё не знали о существовании канцелярских скрепок и проткнули договор, составленный на 16 страницах, авторучкой К. Бяпа); древний паровозный реверс, приписываемый самому Неизвестному Бяпу и многие другие, не менее ценные экспонаты. Открыт для туристов только подземный ход к церкви Св. Николая, ведущий из подвалов старых ворот к келлии Николая (в миру Фрола) Босякова, монашеский подвиг которого и поныне привлекает в мрачные сырые подвалы большое число туристов и паломников.

Ратушная ул., 13. Кирха Рождества Христова. Памятник архитектуры.

= Рис.14 =

Католическая церковь (кирха) Рождества Христова памятна тем, что её однажды посетил владелец и генеральный директор электродепо Варшавское Мамед Бяп. Историками достоверно установлено, что он забрёл в кирху по рассеянности (существует версия, что он хотел зайти в синагогу, но она не выдерживает критики, т.к. в то время дочь М. Бяпа ещё не была замужем за нынешним мэром города М. Майонезом).

До 1990 г. Мамед Бяп выступал в жёсткой оппозицию военному коменданту Раменсбурга Е.Е. Вяземскому. М.Бяп основал Союз Диссидентов Раменсбурга и был его активнейшим членом. Однако, не желая подвергать опасности политических гонений своих родных, близких и друзей, М.Бяп держал факт создания им оппозиционной организации глубоко в секрете, так что ни один из жителей Раменсбурга не догадывался о её существовании до 1991 г., когда организация прекратила своё существование. Маскируя свою политическую деятельность и будучи глубоко творческим человеком, М.Бяп занимался фото-и видесъёмкой, астрономическими наблюдениями и прикладной ихтиологией. В свободное от этих занятий время он руководил деятельностью электродепо «Варшавское», что с успехом продолжает делать и сегодня.

Мамед Бяп – прямой наследник по мужской линии О.Пяпи, легендарного вождя вятичей, основателя рода Бяпов и первой в мире неолитической стоянки на территории Раменсбурга. По мнению историков, М. Бяп унаследовал лучшие черты легендарного вождя. И Откуд Пяпя, и Мамед Бяп известны творческим отношением к жизни, любовью к путешествием и особым пристрастием к подземным средствам передвижения. Так, О.Пяпя ещё в 6025 г. до н.э. организовал конное сообщение в собственноручно прорытом им тоннеле под Балтийским морем, соединяющим район нынешнего Калининграда с районом нынешнего Хельсинки (тоннель до наших дней не сохранился), - а М.Бяп являлся главным инвестором строительства Раменсбургского метро и ныне состоит Почётным членом Всемирной Академии Метрополоитенов.

О факте посещения М.Бяпом кирхи Рождества Христова напоминает установленная на фасаде мемориальная табличка.

Ратушная ул., 15. Жилой дом (1907). Аптека. Памятник архитектуры.

= Рис.15 =

= Рис.16 =

Жилой дом с аптекой на первом этаже по Ратушной ул., 15 занимает примечательное место. Именно здесь, по легенде, в LXI в. до н.э. находился могильник знаменитого вождя Откуда Пяпи. Семьдесят четыре века спустя здесь же производил свои алхимические опыты Алоизиус Бяп, изгнанный за чернокнижие из Большого Замка своей челядью. В результате взрыва, последовавшего во время одного из опытов, была уничтожена великолепная дубовая роща, занимавшая место нынешнего Городского парка и его окрестности. Сам Алоизиус Бяп, по счастью, не пострадал. Ещё несколько столетий спустя мэр Раменсбурга Б.Майонез предпринял попытку разбить на этом месте плантацию каучуконосных гевей. Однако его намерение привить ветки гевей к росшим здесь осинам не увенчалось успехом.

Аптека была построена на этом месте сыном Б.Майонеза Моисеем Майонезом и открыта в 1907 г. одновременно с отелем «Шиномонтаж», о чём говорят цифры на флажке флюгера, венчающего шпиль углового фасада. Дом прославлен картиной Э.Рампелье “Балкон, обращённый к парку”. В настоящее время дом и аптека принадлежат Э.М. Бяпу, который предполагает открыть в обширных, ныне пустующих подвалах аптеки первый в мире Музей Запахов.

Ратушная ул., 11. Жилой дом (быв. дом причта кирхи).

Небольшой двухэтажный домик с надстройкой запоминается благодаря характерной рустовке и живописным наличникам первого этажа. В 1900 г. здесь, на чердачном этаже, в квартире № 8, в семье одесского эмигранта, сторожа кирхи Рождества Христова, родился маленький Еник – будущий комендант Раменсбурга, генерал Евно Вяземский. Е.Е. Вяземский, выйдя на покой, и ныне проживает в этой квартире. Через несколько лет в этой квартире предполагается открыть мемориаль-ный музей сопротивлению тоталитарному режиму в Раменсбурге в 1945-1990 гг.

Проходной подъезд этого дома – кратчайший путь с главной улицы города к Старым городским воротам, ныне Музею истории Раменсбурга. К сожалению, пока ещё не отменено распоряжение, согласно которому каждый проход через подъезд требует наличия разового пропуска, оформление которого производится в личной канцелярии Е.Е. Вяземского.

Информация для туристов. Личная канцелярия Е.Е. Вяземского находится в здании городской ратуши, оф. 23. Приём граждан каждый третий вторник месяца, с 8.00 до 11.00. Стоимость работ по оформлению разового пропуска – от 10 до 35 евро, в зависимости от категории.

Ратушная ул., 9. Ратуша.

Ратуша Раменсбурга – здание, не примечательное ни с архитектурной, ни с исторической точки зрения. Первое связано с тем, что здание ратуши возведено по типовому проекту немецкой фирмы «Auhagen», что, впрочем, не мешает раменсбуржцам патриотично и умильно любоваться на золотого петушка, венчающего её шпиль. Вторая особенность ратуши во многом объясняется отсутствием вышедших из её стен политических деятелей, поскольку, как известно, в Раменсбурге мэр города – пожизненная должность, и множество величайших политиков современности окончили здесь свою карьеру, так и не начав её.

Жители Раменсбурга объясняют эту традицию тем, что пожизненный мэр будет заботиться о городе, тогда как мэр-временщик – по преимуществу о том, как за короткое время своего мэрства обеспечить безбедное существование себя и своей семьи на все последующие годы. По этой же причине мэры города Раменсбурга традиционно избираются лишь из одной семьи (это семья предпринимателей Майонезов, не считая перерыва в 45 лет, 1945-1990, когда городом правил военный комендант Е.Е. Вяземский, ныне – генерал-майор в отставке).

Согласно старинному законодательству, должность мэра Раменсбурга сочетала в себе довольно большие функциональные права и полное личное бесправие. Так, по закону, формально существовавшему до середины ХХ в., каждый горожанин в любое время дня и ночи имел право применить физическую силу по отношению к мэру, который, напротив, не имел права «ответной руки». В связи с этим понятно прозвище одного из мэров Раменсбурга (годы правл. 1850-1867) – «Майонез Синяк».

Ратушная ул., 7/1. Пивнушка «Полная кружка». Одноимённая гостиница (**).

= Рис.17 =

Гостиница «Полная кружка» была открыта М.Майонезом одновременно с отелем «Шиномонтаж» и первоначально носила название «Шиномонтаж-2». Живописное двухэтажное здание с двумя эркерами и третьим мансардным этажом занимает угол Ратушной и Башенной улиц.

Дешевизна и высокий уровень обслуживания всегда привлекали в гостиницу множество посетителей. В дореволюционные годы в ней останавливались представители многих королевских фамилий Европы. Особую популярность она приобрела среди потомков морганатических браков. В годы поздней независимости Раменсбурга (1917-1941) здесь бывали Л.М. Каганович, А.И. Микоян, Г.Геринг, Л.П. Берия, У.Черчилль, А.М. Горький, М.Ганди и Э.А. Розенблюм, двоюродный прадед нынешнего мэра Раменсбурга Я.И.Майонеза. Все они оставили восторженные отзывы в Книге отзывов гостиницы, восхищаясь обходительностью персонала, дешевизной и знаменитым раменсбургским пивом «Патти Миллер».

В 2000 г. гостиница и пивнушка открыты после трёхлетнего капитального ремонта. В номерах гостиницы восстановлены первоначальные интерьеры, которые были утрачены в годы правления Е.Е. Вяземского (1945-1990).

Ул. Башни, 4. Городская, т.н. «новая» водонапорная башня. Памятник архитектуры.

= Рис.18 =

= Рис.19 =

С башней связана одна из самых известных легенд Раменсбурга. В последние годы XIX в. в городе жил бедный архитектор Фрол Босяков, влюблённый в дочь мэра города Исаака Майонеза, Ирэн. Однако Ирэн была помолвлена с раменсбургским банкиром Семёном Фурсатовым. Мэр обещал Босякову расторгнуть помолвку дочери с Фурсатовым и выдать за него, если он наладит водоснабжение верхних этажей. Только что построенная привокзальная водонапорная башня, как выяснилось, была недостаточно высока.

Ф. Босяков принялся за постройку новой водонапорной башни в центре, на месте конюшен И.Майонеза, тщательно скопировав проект уже построенной к тому времени водонапорной башни железнодорожной станции Биельфельд в Германии. И.Майонез, ознакомившись с чертежами, наложил резолюцию: «Маловата башня». В ответ Ф. Босяков увеличил размеры башни ровно в 1, 37931 раза и в два месяца с успехом возвёл её в центре Старого города. В день завершения строительства он стоял на верхнем круговом балконе башни, ещё не огороженном перилами, когда внизу появилась Ирэн, с радостным криком: «Папенька нас благословил!» От неожиданности архитектор потерял равновесие и упал вниз, сломал позвоночник и на всю жизнь остался инвалидом. Ирэн, недолго поколебавшись, стала женой Фурсатова, а Ф.Босяков принял монашеский постриг с именем Николай и остатки жизни подвизался в пещере.

«Новая башня» - не только самое высокое здание Раменсбурга (30,5 м), но и обладает самым высоким дымоходом (24,6 м), делающим её силуэт вдвойне причудливым.

Ратушная ул., 5/2. «Дом с привидениями». Ресторан быстрого обслуживания «Макдональдс».

= Рис.20 =

= Рис.21 =

Трёхэтажный жилой дом сооружён в 1875 г. и долгое время пустовал. Несмотря на вполне очевидную причину – дороговизну цен в центре города – получила распространение легенда о «доме с привидениями». Легенду активно поддерживал одноногий инвалид, открывший магазин цветов в первом этаже дома и привлекавший этим посетителей (сведения о фамилии инвалида не сохранились).

В годы советской власти в доме размещалось студенческое общежитие, и легенда в известном смысле начала обрастать реальностью. Однако в 1998 г. предприниматель Я.Майонез приватизировал здание, студенты были выселены, а на втором и третьем этажах по системе франчайзинга открыт ресторан быстрого обслуживания «Макдональдс», оформленный в стиле «Замок ужасов». Таким образом, «дом с привидениями» стал одним из самых популярных аттракционов Раменсбурга. Здесь вас встретит у входа скелет Рональда Макдональда в форменной одежде, добираться до своего столика Вам придётся по тёмному лабиринту, полному мак-ужасов, а если Вы случайно рассыплете картофель фри, за вами уберёт настоящая ведьма с метлой и колоссальными клыками.

На первом этаже восстановлен цветочный магазин. Строгий блюститель старых традиций, Я.Майонез содержит в штате продавцов и администраторов магазина только одноногих инвалидов обоего пола.

Ратушная ул., 3. Жилой дом с аркой.

= Рис.22 =

= Рис.23 =

В доме номер 3 по Ратушной улице с 1952 года проживает единственная в Раменсбурге корейская семья Хо. Интересна история появления корейской диаспоры в городе. Молодой лейтенант ВМФ Эдуард Бяп (дед Эдельвейса М. Бяпа) привёз с корейской войны, на которую он пошёл добровольцем, молодую кореянку Сунь Хо, девушку-сироту, родители которой погибли во время бомбардировок американских ВВС. Сунь Хо быстро освоилась в незнакомом городе, в чужой стране, выучила русский и немецкий языки и даже в конце жизни (она скончалась в 1984 году) приняла православие. В настоящее время дом полностью населён потомками Сунь Хо, составляющими корейское население Раменсбурга: Эрик Хо, Рут Хо, Оль Хо, Самуил Хо, Чжан Хо, Ким Хо (11 чел.), Ирэн Хо, Степан и Марина Хо, Чен Хо и Исаак Семёнович Хоц, вселённый в этот дом по ошибке в 1999 году при попустительстве мэра города Я. Майонеза. Оль Хо продолжила традиции своей бабушки Сунь Хо и в настоящее время поёт в церковном хоре.

Ратушная ул., 1. Здание гимназии, колледжа и университета Раменсбурга. Памятник архитектуры.

= Рис.24 =

= Рис.25 =

Здание сооружено в 1900-1 гг. на средства раменсбургского банкира С. Фурсатова и первоначально предназначалось для его банка. Когда здание было почти закончено, Фурсатов дал зарок: если любимая им дочь раменсбургского мэра Ирэн Майонез выйдет за него замуж, - он пожертвует здание на нужды образования, большим сторонником которого был мэр. Таким образом, в 1902 г. в левое крыло здания въехала Городская гимназия (в школах Раменсбурга уже с середины XVIII в. существовало смешанное обучение мальчиков и девочек).

Правое крыло было окончательно достроено только в канун Первой Мировой войны, уже после смерти С.Фурсатова, в связи с чем обосновавшийся там технический колледж получил имя С.Фурсатова, которое и носил до 1945 г. В 1945 г. военный комендант Раменсбурга генерал-майор Е.Е. Вяземский своим приказом изменил профиль колледжа с технического на военный, присвоив ему имя Л.М. Кагановича. В 1992 г. произошла новая реорганизация колледжа, который с того момента носит статус педагогического и имя профессора И.В. Суколенова. Что касается военно-технического отделения колледжа, то оно было преобразовано в Раменсбургский университет путей сообщения.

Здание имеет два одинаковых фасада, выходящих на Ратушную и на Верхнюю улицы. Каждый фасад украшен четырьмя пилястрами ионического ордера, переходящими в портики с изображениями херувимов. Портики были повреждены в 1944 г. и вновь восстановлены в 1945, благодаря чему в лицах центральных херувимов нетрудно разглядеть черты Е.Е. Вяземского в детские годы.

Верхняя ул., 3. Жилой дом.

= Рис.26 =

Раменсбург – первый в мире город, получивший электрическое освещение. Это произошло в 1862 г., когда во дворе дома № 3 по Верхней улице была сооружена трансформаторная электропод-станция Чагино. Своё название подстанция получила по фамилии её конструкторов и изобретателей, пятерых братьев-близнецов Чагиных (Ерофея, Емельяна, Евграфа, Уильяма и Евдокима).

25 мая 2005 г. произошла крупнейшая в истории России техногенная катастрофа, повлекшая за собой отключение электрической энергии в Москве, Московской, Калужской и Рязанской областях. СМИ назвали причиной пожар на электрической подстанции Чагино в районе Капотни на Юго-востоке Москвы. Трудно сказать, было ли подобное сообщение ошибкой или же умышленной дезинформацией, поскольку пожар в ночь с 24 на 25 мая 2005 г. произошёл не на московской, а на раменсбургской электроподстанции с одноимённым названием, что и привело к каскадному отключению электричества в ряде регионов России.

Любопытно, что это была уже вторая подобная авария за последние 140 лет. Первая произошла летом 1871 г., когда после затяжных дождей произошло возгорание на чердаке подстанции, где находился служебный аварийный трансформатор, обслуживающий непосредственно дом № 3 по верхней улице. В связи с тем, что дом принадлежал семье Чагиных, распоряжением мэра Раменсбурга Соломона Майонеза, известного как Майонез Синяк, в качестве профилактической меры трансформатор был запрещён к восстановлению, и дом прославленных электротехников-изобретателей на долгие годы остался без света. Профилактическая мера возымела своё действие, и главный трансформатор образца 1862 г. без какого-либо ремонта проработал до мая 2005 г., когда и произошёл второй пожар. В ходе работ по ликвидации последствий аварии было заодно восстановлено и электроснабжение дома № 3.

В настоящее время обсуждается вопрос об открытии в доме музея-квартиры Чагиных с отделом техногенных катастроф и учебно-тренировочным центром при нём. Как предполагается, соучредителями музея выступят мэр Раменсбурга Я. Майонез и Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Верхняя ул., 2. Православная церковь во имя святителя Николая. Памятник архитектуры. Святой источник.

= Рис.27 =

= Рис.28 =

= Рис.29 =

Этот храм, построенный в 1842-45 гг., изначально принадлежал католической церкви. Он имел обширные подвалы, впоследствии заброшенные, в одном из которых в 1901 г. поселился монашествующий Николай (в миру Фрол) Босяков. Вскоре пастора, служившего в церкви, посетил в тонком видении святитель Николай, призвав его спуститься в подвал и побеседовать с живущим там православным монахом. О содержании состоявшейся беседы ничего не известно, однако вскоре после того пастор объявил, что переходит в Православие, и просит городской совет передать православной общине города храм. В 1903 г. храм освящен во имя святителя Николая, покровителя всех путешествующих. В храме находится также особо почитаемая икона святого апостола Филиппа, покровителя железнодорожников.

В 1905-1907 гг. по проекту Босякова над её центральной частью надстраивается купол. Верный своему архитектурному кредо, Босяков возвёл купол как точное подобие главного купола Исаакиевского собора в Петербурге, уменьшив его точно в 5,833 раза. Был несколько изменён и интерьер храма (ликвидирована кафедра, упразднены скульптурные изображения святых и т.д.). Проектирование и руководство реконструкцией храма Николай Босяков осуществлял, не выходя из подвала.

В 1914 г., во время весеннего паводка, храм был несколько подтоплен. Горожане усмотрели в этом указание свыше, поскольку храм стоит на возвышенности, и затем связали его с началом Мировой войны. В 1915 г. ситуация повторилась. Потоки воды, появившиеся из-под храма, растекались по улицам города. То же самое продолжалось и летом. Городской совет принял решение о реконструкции водопровода, что, однако, не привело к каким-либо результатам. Вскоре Николай Босяков показал нескольким паломникам, как вода по стенам подвала, в котором он жил, сочится снизу вверх. Стало ясно, что обретён новый чудотворный источник. После молебна над источником была сооружена беседка с водосбором, сохранившаяся до сегодняшнего дня в первоначальном виде.

Николай Босяков, скончавшийся в 1935 г., погребён под сводами храма. В настоящее время рассматривается вопрос о его канонизации как местночтимого святого.

В 2005 г. начата косметическая реставрация храма. Восстановлен «босяковский» купол, уничтоженный в годы «хрущёвской оттепели», когда в здании церкви была размещена типография газеты «Правда Ильича». Предполагается со временем открыть для посетителей и систему подземных ходов, как филиал Музея истории Раменсбурга.

Газовый завод.

= Рис.30 =

= Рис.31 =

= Рис.32 =

Первым владельцем газового завода, открытого в 1932 году, был Симон Майонез. Именно он настоял на том, чтобы пустить свой завод на один день раньше знаменитого горьковского автозавода (тогда – имени В.М. Молотова). Газовый завод, исправно работающий доныне и носящий имя своего первого хозяина, хорошо виден во время экскурсии по Раменсбургу на автомотрисе.

…Сын Моисея Майонеза Симон Майонез оказался единственным в семье Майонезов участником Великой Отечественной войны. Добровольцем ушедший на фронт в апреле 1942 года Герой Советского Союза капитан Красной армии Симон Майонез геройски погиб при взятии Кёнигсберга.

По свидетельству случайных очевидцев, в тот час находившихся в густых зарослях дикой малины (сорта Auhagen Rote), произраставших неподалёку от места трагической гибели Симона Майонеза, он, желая избежать ненужных человеческих жертв, по своему обыкновению, пытался купить у фашистов мост, через который должен был наступать его батальон. По словам тех же очевидцев, после успешно проведённой военной операции капитан С. Майонез собирался продать приобретённый им в стратегических целях мост муниципалитету Кёнигсберга. На полученную от сделки прибыль С. Майонез обычно приглашал весь свой батальон в ресторан и кормил досыта. «В наступлении, как и в обороне, главное – пища! – говаривал он солдатам. – Поэтому, товарищи бойцы, прежде всех телеграфов в бою занимайте рестораны!». Ныне эти слова выбиты на мемориальной доске.

Но гуманной сделке не суждено было совершиться. Пуля, выпущенная неизвестным снайпером, оборвала жизнь героя. Лишь через 47 лет после описываемых трагических событий жителям Раменсбурга удалось, наконец, увековечить имя своего легендарного земляка. Исполнявший обязанности мэра города с 1945 по 1990 год военный комендант генерал-майор Вяземский отказывался признавать подвиг С. Майонеза, приписывая его себе. Только благодаря титаническим усилиям Якова Иовича Майонеза, нынешнего мэра Раменсбурга, на доме, в котором с 1908 по 1942 год жил С. Майонез, в 1991 году была установлена мемориальная доска. Имя Героя Советского Союза Симона Майонеза носят ныне, помимо газового завода, смотровая канава № 1 электродепо «Варшавское» и семафор близ станции Щедровка (путевые обходчики называют этот семафор «Сёма», хотя официального постановления муниципалитета ещё не было).

Управление Железных дорог и т.н. Решётчатая башня.

= Рис.33 =

= Рис.34 =

Краснокирпичное здание Управления Раменсбургской железной дороги было сооружено одновременно с вокзальным комплексом в 1896 г. Здание уютно втиснуто между двух насыпей, по которым проходят железнодорожные пути. Стенки насыпей, выложенные красным кирпичом, приятно гармонируют с обликом здания. Фасад украшают два фонаря, сохранивших свой первоначальный вид, ажурные кованые кронштейны козырька подъезда и декративная решётка на крыше. В настоящее время здание по-прежнему используется по назначению. В нём находится управление Музейной железной дороги (директор – Э.М. Бяп), а на первом этаже разместился созданный руками директора макет Раменсбурга.

Решётчатая башня была восстановлена в 1947 г. на месте взорванного при отступлении немецко-фашистских войск скотного сарая. В 1947-1990 гг. башня носила имя Е.Е. Вяземского.

До начала строительства железной дороги местность называласьЩедровка, память о чём сохранила небольшая железнодорожная станция с деревянным одноэтажным зданием вокзала. Топоним «Щедровка» появился как напоминание о щедрости местной земли: в конце XVIII в. здесь, на небольшом пятачке, были найдены один за другим три клада золотых и серебряных монет домонгольского периода.

Электродепо Варшавское

= Рис.35 =

= Рис.36 =

Единственное в городе депо получило своё название ещё в конце XIX в., когда одно время считалось, что железнодорожная линия Раменсбург – Кёнигсберг вскоре будет дополнена линией Раменсбург-Варшава. По другой версии, депо было названо «Варшавским» в связи с неудобо-произносимостью названия «Кёнигсбергское».

Сегодня депо выполняет сложнейшую функцию техобслуживания подвижного состава всего имеющегося в городе рельсового транспорта: ретро-локомотивов, автомотрис, тепловозов, трамваев и поездов метрополитена. В связи с этим и по личному настоянию владельца депо Мамеда Бяпа, ему был присвоен статус электродепо, несмотря на то что депо не электрифицировано. (Электротранспорт доставляется на территорию депо с помощью двух маневровых тепловозов: ЧМЭ2-125 и односекционного ТЭ3-5607, сохранившего как кабину первоначального выпуска, так и номер, присвоенный ему директором петербургского тепловозостроительного завода «Пересвет» А.Ю. Земсковым. ТЭ3-5607 - памятник техники мирового значения и систематически представляет Раменсбург на международных выставках).

На одной из стен электродепо, на своём историческом месте сохранена табличка времён II Мировой войны “Rauchen verboten”. Сегодня это излюбленное место для перекуров рабочих депо. Уборщицы-ветераны депо утверждают, что в иные дни здесь набирается 3-4 полных контейнера окурков.

Фотогалерея
Рис.27. Святой источник Николая Босякова

Рис.27. Святой источник Николая Босякова

Фото: Авторы

Рис.28. Никольская церковь во время реставрационных работ. 2006

Рис.28. Никольская церковь во время реставрационных работ. 2006

Фото: Авторы

Рис.29. Уголок церковного двора

Рис.29. Уголок церковного двора

Фото: Авторы

Рис.30. Газовый завод

Рис.30. Газовый завод

Фото: Авторы

Рис.31. Склады газового завода

Рис.31. Склады газового завода

Фото: Авторы

Рис.32. На газовом заводе

Рис.32. На газовом заводе

Фото: Авторы

Рис.33. Фермы Решётчатой башни

Рис.33. Фермы Решётчатой башни

Фото: Авторы

Рис.34. Управление железной дороги и Решётчатая башня

Рис.34. Управление железной дороги и Решётчатая башня

Фото: Авторы

Рис.35. Электродепо Варшавское

Рис.35. Электродепо Варшавское

Фото: Авторы

Рис.36. Трамваи ленинградского производства в электродепо Варшавское

Рис.36. Трамваи ленинградского производства в электродепо Варшавское

Фото: Авторы

Рис.37. Старый Раменсбургский замок - старейшее из дошедших до нас сооружений города Раменсбурга

Рис.37. Старый Раменсбургский замок - старейшее из дошедших до нас сооружений города Раменсбурга

Фото: Авторы

Рис.38. Остановочный пункт

Рис.38. Остановочный пункт "Музей" и Раменсбургский железнодорожный музей.

Фото: Авторы

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100