Как я учил ездить «трешки»

Автор: Р.Мишин. Источник: "Локотранс", 2006, № 3.

Не секрет, что ходовые качества пересветовских локомотивов, особенно последних 2-х лет выпуска оставляют желать лучшего, Не будем вдаваться в причины почему это происходит. Согласитесь, конечно, проще высказывать претензии по качеству изготовления и говорить, "мол это не так", "то -не эдак" и т.п.

Я не ставлю своей задачей опорочить отечественного производителя моделей в ТТ. Ведь именно усилиями этой фирмы в России возникло полноценное и стабильное производство моделей железных дорог нашей отечественной тематики, причем, именно, тяги. Надеюсь эта публикация поможет вылечить некоторые болезни вполне неплохих по замыслу моделей.

У меня в коллекции 9 секций ТЭЗ-ТЭ7. Эксплуатируются от 4 лет до 6 месяцев. Первый тепловоз был принят в эксплуатацию в конце 2001 г,. По своим ходовым качествам оказался весьма хорош и не потребовал каких-либо доводок, смазал только силиконовой смазкой узлы трения машины, С остальными дело обстояло по-разному: ТЭ-3, купленный полгода спустя ехал поначалу вяло, напряжение трогания было около 7,5 В. Достаточной тяги локомотив развивать никак не хотел. Ему в противоположность маневровый ТЭЗ, купленный в ноябре 2002 г., наоборот является одним из лучших, по качеству хода, локомотивов в моей коллекции. Остальные его собратья, купленные в 2003-2005 гг. поначалу совсем не хотели ехать. При попытке тронуться, внутри достаточно долго что-то хрустело и визжало, прежде чем модель начинала движение. Ставить в запас или на полку конечно не хотелось. Проанализировав такое несхожее поведение, напрашивается следующий вывод: Конструкция модели здесь ни причем! Скорее всего - дело в некачественной сборке или наличие дефекта в деталях. Дальнейшие опыты над тепловозами только подтвердили вышесказанное.

Разобрав все секции, для чего нужно открутить два винта около топливного бака, я выстроил их в порядке убывания качества хода и подверг досмотру с пристрастием. Рекомендации владельцам и производителям у меня получились следующие, и их я предлагаю вниманию читателей ЛТ:

1. Для начала: если модель не хочет ехать, или едет не так как Вам бы хотелось, необходимо ее полностью разобрать.

Снимаем корпус, затем маломощным паяльником отпаиваем провода питания с токосъемных полозьев тележки.

Затем аккуратно снимаем поддоны тележек, так, чтобы случайно не обломить защелки, особенно со стороны сцепок. Вытаскиваем колесные пары и две малые шестеренки.

2. Тщательно осматриваем колесные пары, так как именно здесь начи¬наются препятствия плавному и спокойному ходу машины. Прежде всего, обращаем внимание на ведущие пары с шестеренками. На разных экземплярах мне довелось видеть шестерни пар из различных материалов.

На последнем месте – материал серо-синий пластик. Мне попались две пары с такими шестернями и еще 4 таких же тележечных шестерни. Благодаря наличию запчастей, они были благополучно изъяты из состава действующих локомотивов. Вышесказанное относится и к другим шестерням в тележке.

Пара с латунной шестеренкой. Локомотив с такими деталями будет производить при движении повышенный шум, если на шестерне есть заусенцы и неровности. Можно попробовать уменьшить шум. Для этого придется довести самым тонким надфилем форму зубьев до «идеальной». Надо сказать, что некачественное изготовление шестерен с данным видом колесных пар случается крайне редко. По ходовым качествам из трех видов пар я отдаю ей почетное 2-е место.

На первом месте по плавности хода и наименьшей шумности колесная пара, шестерни которой выполнены из белого пластика, похоже на полиэтилен. Здесь вряд ли придется что-то исправлять.

После этого, посмотрите не проворачиваются ли колесные диски на оси пары. Бывает так: ведущая ось локомотива крутится, а само колесо существенно проскальзывает относительно оси. Если диски проворачиваются, то закрепите их при помощи капли цианакрилового клея, нанесенной на ось при снятом диске. При осмотре дисков надо обратить внимание на присутствие или отсутствие на нем трещин. К сожалению, в последнее время часто попадаются колесные пары с дефектом. Конечно, эксплуатировать такую колесную пару можно, но согласитесь, лучше на этапе покупки все тщательно осмотреть и выбрать другой экземпляр, без подобных "сюрпризов".

Теперь приступаем к самой тележке: для ее снятия аккуратно тонкой отверткой или шилом выбиваем штифт, на котором вращается корпус тележки и шестерня червячной передачи. Вообще-то все работы, связанные с устранением недостатков в корпусе тележки можно проводить, не снимая ее с рамы и не отпаивая провода питания, но удобнее работать все-таки со снятой тележкой, при этом также достигаются лучшие результаты.

Сняв тележку, вставляем обратно штифт и смотрим насколько легко и плавно проворачиваются шестерни внутри ее корпуса. Если при вращении виден перекос шестерни (восьмерка), обычно это бывает со средней шестерней, придется насадить ее на свой вал заново. Удерживая пинцетом шестерню строго вертикально, аккуратно вставляем штифт, затем проверяем правильность сборки. При правильной сборке перекосов не должно быть, Если же все вращается геометрически верно, но с трудом, значит надо немного расточить отверстия в корпусе тележки, в которых вращаются валы. Главное здесь не переборщить. Иногда достаточно 2-3-х оборотов сверла подходящего диаметра. Естественно, попутно надо удалить острым ножом все заусенцы и приливы от литников. Произведя эти работы, аккуратно собираем тележку.

При сборке все трущиеся пары смазываем силиконовой смазкой для прецизионных механизмов. Правильно собранная тележка должна плавно и без особого сопротивления кататься по доске при очень легком нажатии рукой, причем именно кататься, а не скользить.

При катании не должно быть посторонних звуков; щелчков, стуков и т.п. Если они есть, скорее всего, нижние шестерни задевают за поддон, ввиду наличия там заусенцев или плохого качества отливки данного поддона.

В этом случае при помощи надфиля и ножа придется подогнать друг к другу поддон и корпус. После доводки тележек займемся корпусом; Устанавливаем тележки в порядке обратном их снятию. Отверстия, в которых тележки проворачиваются относительно корпуса, тоже полезно смазать для облегчения вписывания модели в кривые.

Теперь смотрим, как сопрягаются между собой червяк и верхняя шестерня тележки. Отрегулировать взаимное положение этих узлов можно путем подгибания язычка, на котором установлен подшипник скольжения вала червяка. Если таким путем выставить правильное положение не удалось, то, возможно, надо сделать новое отверстие в язычке или изготовить новый, впаяв в него подшипник скольжения.

Можно также попытаться добиться наилучшего взаимного расположения, передвигая червяк вдоль вала. При этом главное не повредить его, так как чтобы сдвинуть его, усилие должно быть весьма большим. При неправильном расположении червяка и шестерни возможны выпадения зубьев из зацепления, При сильном зацеплении этих деталей возможен перекос шестерни и нарушение ее правильного контакта с последующими ступенями зубчатой передачи. Подшипник червяка и червяк также смазываем силиконовой смазкой. Собственно, на этом все. Собираем локомотив и эксплуатируем…

Напоследок еще одно важное замечание: наилучшие тяговые свойства обеспечивает укомплектование моторной секции двумя обрезиненными колесными парами. Посему возникает естественный вопрос к производителю: почему модели почти всегда комплектуются одной такой парой, ведь ущерба для качества токосъема практически нет. Я думаю, на этом пожелании стоит и закончить. Но, еще раз повторяю, пересветовские тепловозы далеко не плохи, и их стоит покупать. «Пересвет» своей продукцией доказал, что у нас в стране есть вполне зрелый производитель железнодорожных моделей, а анализ эксплуатационных качеств, надеюсь , поможет моделистам а работе, а производителю узнать мнение эксплуатационников,

* * *

Есть еще одна возникающая неприятность у тепловозов ТЭЗ от Пересвет. В процессе эксплуатации может ослабнуть усилие защелки, удерживающей поддон тележки. В результате - поддон вместе со сцецкой падает на рельсы. Обратно поддон можно вставить, но продержится он недолго. Мною был найден один радикальный способ устранения этой неисправности. Следует купить тонкие шурупы (вороненые, длина 8 мм, диам. 1,5 мм) от Tillig или подыскать аналогичные, можно даже меньшей длины.

Снять поддон ремонтируемой тележки. Открутить болтик, фиксирующий сцепное устройство, и извлечь сцепку из поддона. Извлечь из тележки колесные пары, чтобы не задеть случайно. Снова поставить на защелку поддон. В торце тележки просверлить отверстие 1,2 мм. Аккуратно убрать заусениц и продуть тележку, чтобы в механизм не попали опилки. Откусить шуруп примерно на 3-4 мм.

Ответственный этап - вставить колесные пары и установить правильно пластины токосъема. Одеть поддон, и с торца закрутить шуруп. После этого вставить в паз сцепное устройство и зафиксировать болтиком. Тепловоз готов к эксплуатации. Больше подобная неприятность не возникнет.

Иллюстрации
Рис.1-2. Вид со снятым корпусом и место отпайки проводов

Рис.1-2. Вид со снятым корпусом и место отпайки проводов

Фото: Автор

Рис.3-4-5. Образцы осевых шестерней

Рис.3-4-5. Образцы осевых шестерней

Фото: Автор

Рис.6. Образец дефектной колёсной пары

Рис.6. Образец дефектной колёсной пары

Фото: Автор

Рис.7. Силиконовая смазка.

Рис.7. Силиконовая смазка.

Фото: Автор

Цифра 180 означает верхнюю рабочую температуру. Более высокие цифры ни к чему, ведь ваша модель не собирается лететь в космос...

Рис.8. Взаимное расположение червяка и верхней шестерни тележки

Рис.8. Взаимное расположение червяка и верхней шестерни тележки

Фото: Автор

Рис.9

Рис.9

Фото: Автор

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100