Полка-витрина для хранения ТТ-моделей

Рис. 1. Общий вид полки с моделями

Рис. 1. Общий вид полки с моделями

Фото: Автор (все иллюстрации).

Рис. 2. Чертёж полки (вертикальный разрез).

Рис. 2. Чертёж полки (вертикальный разрез).

(При клике увеличивается).

Рис. 3. Система

Рис. 3. Система "Антипыль".

Автор: А.Чернышов. Источник: "Локотранс", 2009, № 7.

(Публикуется в небольшом сокращении).

1. Высота и глубина полки.

Свои размышления о наилучших и удобных размерах полки я сопроводил экспериментом, в результате чего был сделан вывод, что размеры будут тогда оптимальными, когда будет удобно помещать и забирать модели. В связи с этим выяснилось, что хотя вагон типоразмера ТТ прекрасно будет стоять и смотреться на полке высотой и 7 см, и даже 6 см, на практике такая высота полки неудобна – из-за размера руки ставить и извлекать модели из полки крайне сложно. Поэтому выбрал высоту просвета полки 8 см.

Глубина полки 8 см выбрана исходя из того, что наружные 2 см будут занимать стёкла. Глубины 6 см, опять же, достаточно, чтобы уверенно ставить и извлекать модель. Меньшая глубина не позволяет руке уверенно браться за модель.

2. О конструкции.

Моя полка состоит из «широких» полочек, на которых есть крепление для стёкол (условно назову эти полочки наружными), и полочек, находящихся за стёклами (внутренние). Наружные полочки имеют ширину 8 см, внутренние – 6 см.

Мне не очень понравилась идея делать единое остекление на все полочки. Всегда боюсь, что при установке или извлечении моделей с какой-нибудь одной полочки могут быть случайно задеты и «посыплются» модели с других полочек.

Кроме того, большие стёкла имеют значительный вес и плохо движутся в направляющих.

В результате было принято решение разделить остекление полочек попарно (см. схему и фото полки), сделав каждую вторую полочку наружной. Это, на мой взгляд, минимизирует риск.

Кроме этого, стёкла получились достаточно лёгкими, и к ним не требуется приделывать ручки – их легко сдвинуть.

Ещё одной особенностью моей полки является наличие ящика для коробочек. Дело в том, что у меня до этого модели хранились в коробочках и, соответственно, занимали какое-то пространство на полке в шкафу.

Мне пришла в голову мысль, что создание витрины не уменьшит пространство, занимаемое этими коробочками. А хотелось бы. Кроме того, при наличии специального ящика проще искать пустые коробочки для моделей, снимаемых с витрины.

Наиболее важным является выбор высоты полочек для коробочек, имея в виду возможность хранить на одной полочек коробочки от моделей, установленных на одной сдвоенной застеклённой полке

Замеры коробочек разных производителей дали следующие размеры: при той же глубине полки в 8 см (с наружной дверцей, как показано на схеме), высота просвета полочки должна быть 11 см. Это позволяет хранить на одной полочке (по высоте-ширине) 4 коробочки от ТТ-Модель, или 3 «стандартные» вагонные коробочки от «Пересвета», или 2 старые, или 2 новые локомотивные коробочки от «Пересвета», или 4 коробочки от вагонов «Gonchar ТТ», или 3 коробочки от Tillig, или некоторые их комбинации.

Реальное количество коробочек, естественно, зависит от длины полки.

Я решил сделать подвесную полку. В моём случае оптимальной оказалась длина в 1,5 м.

Общая высота полки (и количество полочек) определялась из простого соображения, чтобы было удобно рассматривать модели, стоящие как на верхних рядах, так и на нижних. У меня получилась высота полки 68 см. Полка имеет 4 полочки для моделей и 2 полочки (закрытых одной дверцей) для пустых коробочек. Дверца ящика для коробочек сделана из листа фанеры толщиной 10 мм. К такому листу не подходят врезные петли, обычно применяемые в мебельном производстве. Мне удалось купить на строительном рынке аналогичные петли, которые не требуется врезать в тело дверцы.

Вообще, дверцу ящика можно сделать столь разными способами, что я даже не стал проставлять её размеры на схеме, отметив дверь лишь условно. Единственное замечание: желательно, чтобы дверца фиксировалась в открытом положении по принципу секретера. При этом она создаёт дополнительную поверхность, которая является страховочной при установке и извлечении моделей из витрины.

Что касается крепления внутренних полочек, то мне показался не очень надёжным способ простого укладывания их на штифты. В моей полке все полочки – и наружные, и внутренние – закреплены шурупами, проходящими с наружной стороны боковых стенок. Это, кроме всего прочего, увеличивает прочность конструкции.

Для того, чтобы все полочки имели одинаковый просвет по высоте, при их креплении использовал шаблон – специально вырезанный брусочек, имеющий высоту, равную просвету полочки.

Чтобы вставленные стёкла не прогибали полочки своим весом, необходимо при установке задника прибить его не только по периметру полки, но и пробить 3-4 гвоздика по всем наружным полочкам.

3. О борьбе с пылью.

Пыль может проникнуть в зоне перекрытия стёкол. Я обратил внимание на этот факт и решил избавить свою полку от такого дефекта. Проблема решается покупкой на строительном рынке самоклеящейся уплотнительной ленты для шкафов-купе. Она как раз и придумана для защиты от пыли внутренности таких шкафов в районе отъезжающей двери. Эта лента есть разной ширины. Я выбрал самую тонкую – порядка 5 мм. Лента наклеивается вертикально посредине перекрытия стёкол на внутреннее стекло.

Пыль, правда, может проникнуть ещё через щели между стеклом и боковой стенкой полки. И это обстоятельство тоже учтено в моей конструкции. Что касается щели между стеклом и стеной полки, то здесь есть простое решение, подсмотренное мною в конструкциях старых деревянных полок. Покупая направляющие, необходимо приобрести их с запасом. Остатки направляющих необходимо подогнать по высоте и приклеить на боковые стенки полки (см. фотографию). Стекло полки должно легко заходить в образовавшийся паз.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100