С чего начиналось ТТ в России

В.В. Дёмин в сборочной мастерской фирмы

В.В. Дёмин в сборочной мастерской фирмы "Пересвет"

На столе - собранные модели немецкой автомотрисы VT133 "Свиное рыльце", изготавливаемые "Пересветом"

Автор: В.Демин. Источник: "Локотранс", 2000, № 6.

Увлечению железнодорожным моделизмом мы все обязаны поставкам моделей из ГДР. Несмотря на большое разнообразие вагонов и локомотивов в масштабах Н0, ТТ, N, нашему человеку всегда необходимо что-то особенное, поэтому у некоторых появилось желание построить что-нибудь своё из деталей фирм Piko и Zeuke. Проще всего было изготовить или один вагон или один локомотив, но хотелось получить, например, целый состав одинаковых вагонов или пару одинаковых тепловозов отечественных дорог.

В 80-х годах в Москве известным моделистом Сопрыкиным была использована технология изготовления ж.д. моделей методом горячего прессования в простейших формах. Появились замечательные модели паровозов ИС и ФД в масштабе 1:87.

Лидером ленинградских моделистов в те годы был Вадим Воронин (теперь он директор площадки натурных экспонатов ЦМОЖД). По характеру своей работы он часто бывал в Москве и активно общался с ж.д. моделистами Москвы. Он и привёз эту технологию в Ленинград.

Используя метод горячего прессования (метод описан в «Локотрансе» № 2, 1995), Вадим построил модели ресторана, багажного и почтового вагонов ЦМВ фирмы Piko в масштабе ТТ. Вдохновлённые успехами Воронина, эту технологию стали применять другие, в том числе и я.

Таким образом, возникла идея выпустить мелкую серию в масштабе ТТ. Выбор пал на ж.д. кран КДЭ-161. К этому времени у нас с Вадимом появились два одинаковых настольных фрезерных станка, с помощью которых можно было изготавливать простейшие прессформы из алюминия.

Работа над первой серийной моделью (краном КДЭ-161) была закончена в середине 1986 года. Было отлито из полистирола около 50 экземпляров модели. Некоторые из них были проданы в готовом виде, а остальные в виде конструкторов для самостоятельной сборки. К сожалению, сборка моделей требовала много ручной работы. Большая часть кранов КДЭ-161/151 попала в ГДР.

Следующей серийной моделью должна была стать модель пассажирского вагона длиной 20,2 м, но, к сожалению, был изготовлен только корпус, хотя сама форма позже использовалась моделистами в городе Киеве.

Н, наконец, в конце 1988 года появилась ещё форма на корпус трамвая ЛМ-33. На этом предыстория мелкосерийного производства заканчивается.

НАЧАЛО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В один из дней сентября 1991 года в моей квартире раздался телефонный звонок. В этой квартире уже никто не жил, но в этот день здесь случайно оказались родственники. Мне передали, что звонила знакомая одного немца, который хотел бы со мной встретиться. Позже выяснилось, что это был звонок Светланы Кукобы, а немец – это господин Крюгер, владелец фирмы KRUGER TT Modellbahnen (производитель подвижного состава и модельного путевого материала в масштабе 1:120).

Далее события развивались стремительно. В начале 1992 года Готфрид Крюгер приезжает в Ленинград. На встрече он рассказал, что ему попался на глаза один из кранов КДЭ, который я посылал в Германию. Кран Крюгеру понравился, и у него возникла мысль организовать в России производство в масштабе ТТ. Готфрид узнал у владельца крана мой адрес и через Свету со мной связался. На этой встрече мы договорились о создании совместного предприятия по производству моделей. Здесь же Крюгер пригласил меня посетить выставку игрушек в Нюрнберге. Этим приглашением я с удовольствием воспользовался.

Хотя почти весь 1992 год ушёл на организационные вопросы, уже в конце октября началась работа. Только в апреле 1993 года предприятие «ТТ-Модель» (название придумала С. Кукоба) было зарегистрировано. Первым директором АОЗТ «ТТ-Модель» стал я, и работал в этой должности примерно год. Фактически руководителем предприятия был Крюгер. Он ставил перед нами задачи, а мы со Светой пытались их выполнять. Таким образом в конце 1992 г. возникло промышленное производство железнодорожных моделей ТТ в Ленинграде.

В начале фирма работала над выпуском западноевропейского вагона. Предполагалось использовать метод шелкографии для получения разных вариантов окраски. Этой работой мы занимались примерно год, хотя на стенде Крюгера на выставке в Нюрнберге уже были объявлены вагоны ЦМВ. Реально работа над ЦМВ началась в октябре 1993 года. Большинство деталей вагона было спроектировано любителем В. Коровкиным (один из любителей моделей ж.д. в НО).

За основу конструкции вагона были взяты пассажирские вагоны фирмы RОСО. Первоначально предполагалось сделать в вагоне открывающиеся боковые двери. Но Крюгер не подержал это нововведение. Вагоны получились традиционной конструкции, хотя в первых отливках ещё сохранились элементы разработок для открывания дверей. В декабре чертёж корпуса был готов, и специалист по прессформам В.Лебедев спроектировал два варианта прессформ для ручной и автоматической литьевых машин. При этом в форме предусматривалась возможность сменных шиберов, что даёт возможность выпускать целую серию вагонов этого типа (ресторан, почтовый, багажный и т.п.). К сожалению, эта возможность до сих пор не реализована. В.Лебедев также успел спроектировать в июне 1994 года прессформу для крыши вагона. Заканчивал проектирование вагона в 1995 году известный моделист Иржи Индра. Финансирование всех работ осуществлял Готфрид Крюгер, он и диктовал техническую политику. Также фирма выполняла и другие работы:

Во-первых, была предпринята попытка издавать журнал. Удалось даже выпустить первый журнал под названием «Железные дороги», но второй номер уже не вышел. Часть материалов из него попала в «Железнодорожное дело».

Во-вторых, была изготовлена прессформа для производства шпальной решётки гибких рельс, но из-за ошибок изготовителя от формы отказались.

Особо следует подчеркнуть роль господина Крюгера в деле создания отечественного ж.д. моделизма (российского – прим. Олега Сергеева). Он организовал и финансировал производство вагонов ЦМВ, на льготных условиях распространял в Ленинграде рельсовый материал своей фирмы. А для создания первого модульного ТТ-макета Готфрид представил рельсовый материал по символическим ценам. Он же пытался провести в жизнь идею создания наборов моделей ж.д. для начинающих, но, к сожалению, эту идею пока не удалось реализовать. В общем, господина Крюгера можно считать родоначальником отечественного производства ТТ-моделей.

ПОЯВЛЕНИЕ ВТОРОЙ ФИРМЫ

Теперь о том, как появилась фирма «Пересвет». На одну из встреч секции масштабных моделей Ленинградского общества коллекционеров в 1993 году пришёл Алексей Земсков (он давно уже коллекционировал ж.д. модели в типоразмере ТТ). Здесь же у нас произошла интересная беседа о перспективах производства моделей. На предложения Алексея организовать выпуск моделей в его фирме, я естественно ответил «всегда готов», после этиого дело закрутилось. Поскольку фирма «ТТ-Модель» уже существовала, то решено было обсудить основные направления производства с Г.Крюгером. В это время Готфрид мечтал о наборе для начинающих из локомотива, вагонов и рельсов. Рельсы у него были, вагон создавался на фирме «ТТ-Модель», не хватало только локомотива. Поэтому Готфрид попросил Алексея начать производство с модели локомотива. На том и порешили. Таким образом, «Пересвет» начал работу с решения довольно трудной задачи – изготовления локомотива.

Некоторое время я работал дновременно в двух этих фирмах и был в курсе дел и той, и другой, но затем выбрал «Пересвет», как более перспективную. Если вспомнить, что некоторое время в «Пересвете» работал Иржи Индра, то станет ясно, что в фирме собралась довольно сильная команда моделистов, но это уже другая история.

Апрель 2000.

(C) 2006-. Автор сайта, идея и материал: Игорь Сергеев.

(C) 2006-2011. Дизайн и программирование: Михаил Блюм.

Использование материалов сайта возможно только после письменного разрешения автора сайта.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100